г. Киров |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А31-3967/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Свердловском районном суде г. Костромы:
представителя заявителя - Тороповой Е.В., действующей на основании доверенности от 27.12.2021;
представителей ответчика - Николаевой О.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2022, Малова О.Е., действующего на основании доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2021
по делу N А31-3967/2021
по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы (ОГРН 1084401012706; ИНН 4401097364)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (ОГРН 1024400537556; ИНН 4401004867)
при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" (ОГРН 1184401006426; ИНН 4401189689), Лебедевой Алевтины Викторовны
о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы (далее - УЖКХ Администрации г. Костромы, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - УФАС по Костромской области, антимонопольный орган) от 30.12.2020 по делу N 044/01/15-405/2020 и выданного на его основании предписания в части мероприятий по устранению причин и условий, создающих победителю конкурса невозможность реализации права по управлению многоквартирным домом, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и пункта 2 предписания.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лебедева Алевтина Викторовна и общество с ограниченной ответственностью "Комфортные условия".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, УЖКХ Администрации г. Костромы обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что УФАС по Костромской области нарушен порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, регламентированный Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), а также приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 N339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125) (далее - Регламент). В частности, заявитель указывает, что комиссией УФАС по Костромской области нарушены сроки продления рассмотрения дела. Также Заявитель отмечает, что Антимонопольным органом в комплекте документов по делу 044/01/15-405/2020 не представлен аналитический отчет о проведении анализа состояния конкуренции, ссылку на который содержал текст оспариваемого решения УФАС по Костромской области. Указанный аналитический отчет был представлен Антимонопольным органом лишь после того, как представитель заявителя обратил на это внимание в процессе. Заявитель ссылается на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", которым установлено, что несоблюдение установленного порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства может являться основанием для признания недействительными решения и (или) предписания антимонопольного органа, вынесенных по результатам рассмотрения дела, если допущенные нарушения являлись существенными (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Подробно позиция Заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик в письменном отзыве опроверг доводы апелляционной жалобы. Третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые по делу позиции.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы 10.01.2020 поступила жалоба Лебедевой А.В. на бездействие, выразившееся в непроведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 34 Г.
УФАС по Костромской области установлено, что УЖКХ Администрации г. Костромы 18.09.2019 размещено извещение о проведении торгов N 180919/3948959/01. Предметом торгов (открытого конкурса) являлось право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 34Г.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 21.10.2019 для участия в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 34 Г не поступило ни одной заявки.
УФАС по Костромской области установлено, что новый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 34Г УЖКХ Администрации г. Костромы не проводился.
Таким образом, Антимонопольный орган пришел к выводу о бездействии УЖКХ Администрации г. Костромы, выразившемся в непроведении в соответствии с пунктом 59 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N75), конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, что препятствует доступу управляющих организаций к оказанию услуг по управлению домами и нарушает часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
УЖКХ Администрации г. Костромы было выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем совершения в срок до 30.06.2020 следующих действий:
- принять меры, направленные на устранение действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, прямо или косвенно влияющих на возможности осуществления предпринимательской деятельности,
- принять меры по проведению нового конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 34 Г.
Заявитель указанное предупреждение не исполнил, указал на отсутствие признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, ссылаясь на то, что согласно информации, представленной Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 11.10.2019, в государственном адресном реестре, а также по информации, содержащейся в адресном реестре объектов недвижимого имущества города Костромы, утвержденном Постановлением Администрации города Костромы от 20.11.2015 N 3382, размещен адрес: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, улица Симановского, д.34, при этом указанный адрес присвоен трем многоквартирным домам, двум из которых требуется присвоение уникальных адресов.
Неисполнение предупреждения послужило поводом к возбуждению дела N 044/31/15-405/2020.
Антимонопольным органом установлено, что трем многоквартирным домам присвоен единый почтовый адрес город Кострома, ул. Симановского, д. 34 (включающий в себя, в том числе строение с литерой Г), в связи с чем 28.11.2019 распоряжением начальника УЖКХ Администрации г. Костромы от 01-17/122 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися без управления" для многоквартирного дома 34 по улице Симановского в городе Костроме с 28.11.2019 определена управляющая организация ООО "Комфортные условия".
Торги, извещение о которых было размещено 18.09.2019, были признаны несостоявшимися в силу отсутствия заявок, в связи с чем УФАС по Костромской области пришло к выводу, что Заявитель обязан был провести в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок новый конкурс в соответствии с пунктом 59 Правил N 75. Для выполнения данного обязательства Заявитель имел возможность как согласовать свои действия с другими отраслевыми органами Администрации, так и вынести вопрос о присвоении адреса объекту адресации на заседание Совета администрации. Внести сведения в ГИС ЖКХ о многоквартирном доме N 34Г, устранить нарушение, выявленное по результатам проведения внеплановой проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Костромской области.
Кроме того, антимонопольным органом установлено, что УЖКХ Администрации г. Костромы располагало сведениями о необходимости проведения конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (Симановского 34Г), указанным в предупреждении, однако мер по проведению конкурса не принимало, также как и мер по изменению условий конкурса, в том числе в части увеличения расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Решением комиссии УФАС по Костромской области от 30.12.2020 по делу N 044/01/15-405/2020 УЖКХ Администрации г. Костромы признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в части неисполнения своих обязательств, выразившихся в не осуществлении обязанности по организации нового конкурса, в соответствии с пунктом 59 Правил N 75, не принятии мер по увеличению расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов, что приводит и (или) может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе на территории г. Костромы, в том числе к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО "Комфортные условия", в части передачи полномочий по управлению четырьмя многоквартирными домами, а также созданию необоснованного препятствования осуществления предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам, поскольку они лишены возможности претендовать на право осуществления услуг на данном рынке, что ограничивает доступ указанных хозяйствующих субъектов на товарный рынок.
УЖКХ Администрации г. Костромы выдано предписание N 5516/04 от 30.12.2020 г. по делу N044/01/15-405/2020 об устранении нарушений путем:
- доведения до Главы Администрации города Костромы информации о необходимости проведения конкурсной процедуры по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом 34Г и необходимости принятия мер для устранения причин и условий, создающих победителю конкурса невозможность реализации права по управлению многоквартирным домом вследствие отсутствия сведений о многоквартирном доме в системе ГИС ЖКХ и адресном реестре, что приводит к невозможности внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления управляющей организацией,
- по устранению причин и условий, создающих победителю конкурса невозможность реализации права по управлению многоквартирным домом провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вышеуказанным многоквартирным домом.
Пунктом 2 предписания на Управление ЖКХ возложена обязанность сообщить о выполнении предписания в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения. Срок исполнения предписания - до 31.03.2021.
УЖКХ Администрации г. Костромы исполнило указанное предписание в части доведения до Главы Администрации города Костромы информации о необходимости проведения конкурсной процедуры по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом 34Г по улице Симановского.
Не согласившись с данными решением и предписанием УФАС по Костромской области в части (с учетом уточнения), УЖКХ Администрации г. Костромы обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения Арбитражного суда Костромской области исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Признаки ограничения конкуренции закреплены в пункте 17 статьи 4 указанного закона.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 59 Правил N 75, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с этими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Таким образом, заявитель в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок на открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, (Симановского 34Г) должно было провести новый конкурс.
Как установлено материалами дела и участвующими в деле лицами не оспаривается, в ходе рассмотрения обращения Лебедевой А.В. было установлено, что после отсутствия заявок на конкурс, объявленный извещением от 18.09.2019, новый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, ул. Симановского, д. 34 Г УЖКХ Администрации г. Костромы не проводился.
При этом заявитель определил организацией по управлению многоквартирным домом (Симановского 34Г), ООО "Комфортные условия", основываясь на том, что в лицензию данного Общества, включен многоквартирный дом по адресу Симановского 34.
Согласно распоряжения Управления жилищно-коммунального хозяйства от 28.11.2019 N 01-17/122, управляющая организация ООО "Комфортные условия" осуществляет управление с 28.11.2019 до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной по результатам открытого конкурса, но не более одного года. Таким образом, срок управления истек 28.11.2020, однако конкурсные процедуры по выбору управляющей организации для дома по ул. Симановского 34 не проведены.
Соответственно, бездействие заявителя обоснованно признано нарушающим установленный в части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ запрет. Суд апелляционной инстанции признает правомерной данную ответчиком квалификацию нарушения, вмененное в качестве нарушения деяние заявителя, а также установленные предписанием антимонопольного органа от 30.12.2020 меры, направленные на прекращение нарушения части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ. Аргументы заявителя о незаконности решения ответчика и предписания (в оспариваемой части) судом проверены и отклоняются, как не основанные на имеющихся в деле доказательствах. Предписанные ответчиком меры основаны на законе, являются исполнимыми, направлены на устранение нарушения.
В апелляционной жалобе Заявитель приводит доводы о нарушении антимонопольным органом порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Проверив данные доводы на основании имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции отклоняет их в силу следующего.
Определением от 13.07.2020 УФАС по Костромской области дело N 044/01/15-405/2020 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 29.07.2020. Определениями от 31.07.2020, 28.08.2020, 28.09.2020, 30.10.2020, 09.12.2020 Антимонопольным органом неоднократно откладывалось рассмотрение данного дела.
В силу статьи 45 Закона N 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.
Согласно пунктов 2.21, 2.22 Регламента дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных главой 9 Закона N 135-ФЗ, срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, но не более чем на шесть месяцев.
Определением от 12.10.2020 УФАС по Костромской области в соответствии с указанными выше нормами законодательства продлило срок рассмотрения дела на 6 месяцев, то есть до 12.04.2021.
Решение комиссии УФАС по Костромской области по делу N 044/01/15-405/2020 вынесено в полном объеме 30.12.2020.
Таким образом, нарушение срока и порядка рассмотрения указанного дела, сроков продления рассмотрения дела судом не установлено.
Также Заявитель указывает, что аналитический отчет был составлен после завершения рассмотрения дела Антимонопольным органом и не может быть принят в качестве доказательства по настоящему делу.
Отклоняя данные доводы, суд исходит из следующего.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок). Именно данным Порядком определены этапы проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 1.3). Проанализировав содержание решения ответчика от 30.12.2020, суд приходит к выводу, что все этапы анализа состояния конкуренции на товарном рынке антимонопольным органом выполнены, конкурентный товарный рынок установлен, временной интервал исследования определен периодом с 30.06.2020 по 08.12.2020, определены продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке. Результаты исследования подробно приведены антимонопольным органом в решении, что исключает вывод о том, что на дату принятия решения антимонопольным органом не проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке.
Приведенные заявителем аргументы не влияют на законность решения УФАС и не свидетельствуют о нарушении прав заявителя при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства во взаимной связи с подлежащими применению положениям действующего законодательства, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным решения УФАС по Костромской области от 30.12.2020 по делу N 044/01/15-405/2020 и выданного на его основании предписания (в обжалуемой части).
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются, как не опровергающие правомерность выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УЖКХ Администрации г. Костромы освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2021 по делу N А31-3967/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3967/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ
Третье лицо: Лебедева А.В., ООО "КОМФОРТНЫЕУСЛОВИЯ", Димитровский районный суд г.Костромы, Костромской областной суд, Костромской районный суд Костромской области, Ленинский районный суд г.Костромы, Свердловский районный суд г.Костромы, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ