г. Самара |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А65-15930/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от ООО "Касторама Рус" - Сметанина К.В., доверенность от 25.11.2021,
иные участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Касторама Рус"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года по делу N А65-15930/2021 (судья Абдрахманов И.И.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Касторама Рус"
и общества с ограниченной ответственностью "Агава"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Мир красоты", ООО "Тепличный комбинат "Майский", ООО "Оптовик", ООО "Леруа Мерлен Восток", ООО "ПолиТэр", ООО "Волгаспецарматура", ООО "Эверест", ОАО "Казанский завод "Электроприбор", ИП Вдовина С.Н., УФСИН России по РТ, ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Казани", ООО "Инвестиционная компания "Джи Эй Групп", ООО "Таттеплоизоляция", ООО "УК Капитал Плюс", ООО "Максидом", ООО УК "ПЖКХ",
о признании решения УФАС по РТ от 26.03.2021 N АР-05/3515 и обязании ООО УК "ПЖКХ" устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Касторама Рус" (далее - заявитель) и общество с ограниченной ответственностью "Агава" (далее -соистец) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, УФАС по РТ) о признании решения УФАС по РТ от 26.03.2021 N АР-05/3515 о прекращении производства по делу N 016/01/10- 1339/2019 незаконным и необоснованным, обязании ООО УК "ПЖКХ": устранить нарушения, содержащие признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с ТКО; установить в качестве способа коммерческого учета ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО "Касторама РУС" - коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Мир красоты"; общество с ограниченной ответственностью "Тепличный комбинат "Майский", общество с ограниченной ответственностью "Оптовик", общество с ограниченной ответственностью "Леруа Мерлен Восток", общество с ограниченной ответственностью "ПолиТэр", общество с ограниченной ответственностью "Волгаспецарматура", общество с ограниченной ответственностью "Эверест", открытого акционерного общества "Казанский завод "Электроприбор", индивидуальный предприниматель Вдовин С.Н., УФСИН России по РТ, ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи г.Казани", общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Джи Эй Групп", общество с ограниченной ответственностью "Таттеплоизоляция", общество с ограниченной ответственностью "УК Капитал Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Максидом", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПЖКХ".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Касторама Рус" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 28 февраля 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители соответчика, ответчика и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель ООО "Касторама Рус" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" принято решение от 26.03.2021 N АР-05/3515 о прекращении производства по делу N 016/01/10-1339/2019 по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу твердых коммунальных отходов дискриминационных условий.
Не согласившись с вынесенным актом, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции исследованы полномочия административного органа, которые подтверждаются статьями 22 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 г.
Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п.6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п.6.5.1 Положения).
В силу положений пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Росмсийской Федерации от 04.03.2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием в действиях регионального оператора ООО "УК "ПЖКХ" признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" направило в адрес Регионального оператора предупреждение N П05-47/2019 за исх. NАР-05/8291 от 07.06.2019 г. о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно не допускать необоснованных отказов соответствующим потребителям во включении в договор условия о расчете оказываемых услуг по вывозу ТКО любым, допустимым согласно Правилам коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. N 505) и Правилам предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354) способом, включая расчет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Письмом за исходящим N 1237 от 28.06.2019 г. (вх.N10192 от 28.06.2019 г.) ООО УК "ПЖКХ" сообщило, что "потребителю, выразившему намерение заключения договора по обращению с ТКО с указанием учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, необходимо предоставить в адрес ООО "УК "ПЖКХ" сведения о количестве единиц измерения, определенных Постановлением N 922, для расчета необходимого количества и объемов контейнеров для накопления ТКО, исходя из установленных нормативов накопления ТКО, с учетом периодичности вывоза ТКО, установленной Порядком накопления и СанПиН 42-128-4690-88, и, соответственно, наличие необходимого количества контейнеров в местах накопления ТКО".
Кроме того, в названном письме было указано, что ООО "УК "ПЖКХ" не отказывает потребителям в заключении договоров исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение от 14.06.2019 г. (вх.N 9647/ж от 19.06.2019 г.) и дополнения от 21.06.2019 г. (вх. N 10308 от 01.07.2019 г.) ООО "Максидом" на действия ООО УК "ПЖКХ" по факту отказа в принятии предлагаемых ООО "Максидом" условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе, в части порядка исчисления объема оказанных услуг.
24.06.2019 г. в УФАС по РТ поступило обращение от 18.06.2019 г. (вх. N 9864/ж) ООО "Оптовик" на действия ООО УК "ПЖКХ" по факту отказа в принятии предлагаемых ООО "Оптовик" условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе, в части порядка исчисления объема оказанных услуг.
01.07.2019 г. в УФАС по РТ поступило обращение ООО "Мир красоты" (вх. N 10333/ж), указывающее, что ООО "УК "ПЖКХ" письмом за исх. N 927 от 31.05.2019 г. сообщает о наибольшей корректности при расчете объема ТКО по утвержденному нормативу; а письмами вх. N 9956 и N 9957 от 25.06.2019 г.
Прокуратурой Республики Татарстан в адрес УФАС по РТ было направлено обращение арендатора нежилых помещений - Бикмуллина Д.А. по факту выставления счетов за услугу по вывозу ТКО в не соответствующем реальным объемам образующихся отходов размере.
На аналогичные факты в УФАС по РТ поступили обращения от ООО "Леруа Мерлен Восток" (вх.N 12840/ж от 09.08.2019 г.), ООО "ПолиТэр" (вх. N 13433/ж от 19.08.2019 г.), ООО "Волгаспецарматура" (вх. N 13728/ж от 23.08.2019 г.).
С учетом изложенного, УФАС пришло к выводу о том, что предупреждение N П05-47/2019 (исх. N АР-05/8291 от 07.06.2019 г.) не исполнено.
В связи с этим, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был издан приказ о возбуждении дела N 016/01/17-1339/2019 по признакам нарушения ООО "УК "ПЖКХ", г. Казань пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий.
После возбуждения дела и до назначения настоящего дела к рассмотрению в УФАС по РТ также поступило обращение ООО "Агава" за вх. N 14815/ж от 12.09.2019 г. по аналогичным фактам.
По смыслу положений части 2 статьи 39, статьи 44 Закона о защите конкуренции необходимым условием для возбуждения антимонопольным органом дела является наличие в действиях лица признаков нарушения антимонопольного законодательства.
При этом невыполнение либо неполное выполнение требований ранее выданного предупреждения антимонопольного органа в силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции является основанием для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно протоколу от 25.09.2018 г. N 270818/2342676/03 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан признано ООО "УК "ПЖКХ".
Соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и ООО "УК" ПЖКХ" заключено 09.11.2018 г. за N 72 сроком на 10 лет.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 г. N 10-190/кс установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "УК "ПЖКХ".
В адрес ООО "УК "ПЖКХ" был направлен запрос информации за исх. N СП-05/7012 от 15.05.2019 г. обо всех действующих в настоящее время договорах с юридическими лицами на вывоз ТКО с указанием порядка расчета по договору.
Исходя из предоставленных ООО "УК "ПЖКХ" сведений установлено, что на дату предоставления сведений у Общества заключено 1866 договоров на вывоз ТКО с юридическими лицами. В указанных договорах порядок расчета оказанных услуг определяется следующим образом: в 1838 договорах - по нормативу накопления ТКО; в 28 договорах - по количеству и объему контейнеров.
Как указано в решении по делу N 016/01/10-1339/2019 правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее -Закон N 89-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами N 1156 (далее - Правила N1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно положениям Закона N 89-ФЗ и пункта 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 2, 4 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых
коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
Таким образом, в настоящее время фактически реализуется 2 варианта коммерческого учета ТКО: на основании установленных на территории субъекта Российской Федерации нормативов, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При этом, потребитель в настоящее время не может самостоятельно определять необходимое количество устанавливаемых контейнеров для накопления ТКО, данный вопрос урегулирован рядом нормативных актов, в том числе действующих на территории отдельных субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 21.12.2018 N 1202 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан".
Согласно ранее действовавшим пунктам 8.4, 8.10 Порядка N 1202, количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Однако указанные положения утратили силу в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.11.2020 N 1066.
Вместе с тем, аналогичные положения ныне содержатся в п. 6 СанПиН 2.1.3684- 21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3: "Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО".
На территории Республики Татарстан нормативы накопления ТКО по объектам образования твердых коммунальных отходов утверждены в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 N 922.
Коммерческий учет расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, таким образом, возможен лишь в случае соответствия количества и объема контейнеров нормам СанПиН. При этом расчет количества контейнеров при этом производится исходя из установленных на территории региона нормативов накопления ТКО.
Таким образом, коммерческий учет расчетным путем производится исходя из количества контейнеров, установленных в соответствии с требованиями СанПиН, ни один регулирующий акт, не расширяет порядка учета в соответствии с пунктом 5 Правил N 505, позволяя вести коммерческий учет и вывоз ТКО исходя из фактической наполняемости установленных контейнеров.
Указанный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой Арбитражного суда Поволжского округа. В частности, при рассмотрении дел N А65-21356/2019, N А65-25834/2019, суды пришли к выводу, что коммерческий учет может быть осуществлен исключительно расчетным путем исходя из нормативов.
В рамках рассмотрения настоящего дела УФАС по РТ было также установлено, что среди обратившихся с жалобами на действия ООО УК "ПЖКХ" в УФАС по РТ хозяйствующих субъектов присутствуют, в том числе, такие лица, для вида деятельности которых категория норматива накопления ТКО не предусмотрена действующим в настоящее время законодательством.
В качестве примера приведены промышленные предприятия (заводы) (жалобы таких лиц, как ОАО Казанский завод "Электроприбор", АО "Казанский медико-инструментальный завод").
Согласно предоставленным сведениям для указанных организаций региональный оператор самостоятельно определил категорию норматива "Административные, офисные здания" и исходя из письменных пояснений ООО УК "ПЖКХ" от 28.05.2020 г. указанный выбор обусловлен тем, что "в любом промышленном предприятии присутствуют офисные сотрудники предприятия".
Рассмотрев указанный довод, Комиссия УФАС по РТ пришла к выводу, что он не может являться обоснованным, так как указанный вид деятельности не является основным для соответствующего объекта организации, при этом региональный оператор не предлагает производить частичный нормативный расчет подлежащих к оказанию услуг на основании только "офисных сотрудников".
Учитывая данные обстоятельства, УФАС по РТ установила, что указанное действие регионального оператора ООО "УК "ПЖКХ" содержит признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, запрещенного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях регионального оператора ООО "УК "ПЖКХ" (ИНН 1660274803) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании для отдельных потребителей (в том числе потенциальных) оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, для основной категории осуществляемой хозяйственной деятельности которых отсутствует утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922 (в действующей редакции) норматив накопления ТКО, дискриминационных условий, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдала предупреждение NП05-29/2020 (исх.NАР-05/8166 от 19.06.2020) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить понуждение таких лиц к расчету оказанных услуг по вывозу ТКО исходя из норматива накопления ТКО, в том числе уклонение от согласования условий договора в указанной части в редакции контрагента по причине несогласия с предлагаемым неприменением расчета объема оказанных услуг по нормативу накопления ТКО (включая также и случаи определения количества подлежащих к установлению контейнеров исходя из норматива накопления ТКО), а так же не допускать необоснованных отказов таким лицам в изменении условия ранее заключенного договора в указанной части.
Таким образом, факты, указанные в заявлении были изучены антимонопольным органом, приняты меры реагирования в рамках представленных полномочий, выдано предупреждение в адрес ООО "УК "ПЖКХ".
24.08.2020 года в адрес УФАС по РТ поступило письмо ООО "УК "ПЖКХ" по вопросу исполнения Предупреждения N П05-29/2020, и антимонопольным органом было установлено, что в качестве подтверждения исполнения предупреждения со стороны регионального оператора были предоставлены копии заключенных с организациями договоров на вывоз ТКО.
Вместе с тем, среди предоставленных договоров отсутствовали договоры с образователями отходов, категория деятельности которых отсутствует в Постановлении Кабинете Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 г. N 922, которые были привлечены к участию в деле N 016/01/10-1339/2019 в качестве заинтересованных лиц.
Ввиду того, что отсутствие указанных документов не позволило антимонопольному органу оценить исполнения Предупреждения N П05-29/2020, Управлением ФАС по РТ был продлен срок его исполнения до 19.10.2020 года.
Также в соответствии с письмом ООО "УК "ПЖКХ" (вх. N 6497 от 09.11.2020 г.) сообщалось о незавершенности процесса согласования проекта договора с ОАО КЗ "Электроприбор" и на основании указанного письма Управлением ФАС по РТ срок исполнения предупреждения со стороны ООО "УК "ПЖКХ" был вновь продлен до 30.11.2020 года.
В последующем, в УФАС по РТ поступило письмо ООО "УК "ПЖКХ" за исх. N 15954 от 17.11.2020 г. по вопросу исполнения предупреждения УФАС России N П05-29/2020, в котором об исполнении указанного предупреждения.
Вместе с тем, в адрес УФАС по РТ поступило обращение ООО "Агава", в соответствии с которым сообщалось, что указанная организация в соответствии с разъяснениями Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан была отнесена к категории "неспециализированное предприятие торговли с комбинированным ассортиментом товаров", что, по мнению подателя обращения, означает, что категория объектов ООО "Агава" под действие утвержденных Постановлением Кабинета министров РТ от 12.12.2016 г. N 922 нормативов накопления ТКО не попадает.
В связи с необходимостью разрешения по существу вопросов, указанных в обращении ООО "Агава", Управлением Федеральной монопольной службы по Республике Татарстан был продлен срок исполнения предупреждения N П05-29/2020 до 10.02.2021 года.
В целях уточнения сведений, отраженных в обращении ООО "Агава", Управлением ФАС по РТ был направлен запрос в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ответственного за разработку проекта Постановления Кабинета министров РТ от 12.12.2016 года N 922.
Со стороны Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан представлены пояснения о том, что согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 г. N 922 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в республике Татарстан. В разделе пять Постановления отражена категория объектов образования твердых коммунальных отходов как "объекты торговли".
Исходя из открытых источников СМИ/интернет, Компания ООО "Агава" является владельцем сети гипермаркетов "Мегастрой", то есть - федеральной сетью гипермаркетов по продаже товаров для строительства, ремонта, декора и сада. Следовательно, ООО "Агава" -"Мегастрой" является объектом торговли.
При этом правовой статус национальных стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются на добровольной основе, определен федеральным законом о техническом регулировании.
В соответствии с таблицей 2 ГОСТ Р 51773-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" вышеуказанная компания подпадает, в виду специализации торговой деятельности, под категорию "универсальное предприятие торговли/гипермаркет", тем самым усматривается несоответствие с разъяснениями Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан.
Исходя из вышеизложенного, согласно разъяснениям Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО "Агава", в соответствии с Постановлением, подпадает под категорию определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов "Объекты торговли".
Таким образом, выводы о нераспространении на ООО "Агава" нормативов, установленных Постановлением, не соответствуют действительности.
В связи с изложенным, УФАС по РТ пришло к выводу о том, что со стороны ООО "УК "ПЖКХ" требования, отраженные в Предупреждении N П05-29/2020 за исх.NАР-05/8166 от 19.06.2020 г., были исполнены, в связи с чем, 04.03.2021 г. Комиссией УФАС по РТ было вынесено Определение о возобновлении производства по делу N016/01/10-1339/2019 (исх.NАР-05/2519 от 04.03.2021 г.).
По результатам рассмотрения дела N 016/01/10-1339/2019 Комиссия УФАС по РТ пришла к выводу об отсутствии в рамках рассматриваемого периода нарушения требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу твердых коммунальных отходов дискриминационных условий, со стороны ООО "УК "ПЖКХ" не установлено.
Заключение договоров с указанными лицами исходя из фактического образования ТКО обусловлено тем фактом, что категории объектов указанных образователей отходов под действие утвержденных Постановлением Кабинета министров РТ от 12 декабря 2016 года N 922 нормативов накопления ТКО не попадает, таким образом в отношении указанной категории потребителей не может быть применен коммерческий учет объемов образованных твердых коммунальных отходов, так как оба метода подразумевают использование установленных нормативов накопления ТКО.
Таким образом, в случае, если категория образователя отходов определена в Постановлении Кабинета министров РТ от 12 декабря 2016 года N 922, подлежат применению правила коммерческого учета, определенные в соответствии с п.5 Правил N 505.
В связи с чем, фактов создания дискриминационных условий со стороны ООО "УК "ПЖКХ" в отношении потребителей, для которых определен норматив в соответствии с Постановлением Кабинета министров РТ от 12 декабря 2016 года N 922, в рамках рассмотрения дела установлено не было.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции, что Комиссия УФАС по РТ правомерно пришла к выводу о прекращении производства по делу.
Судом первой инстанции отмечено верно, что законом о защите конкуренции не установлена безусловная обязанность антимонопольного органа при принятии решения по антимонопольному делу вследствие невыполнения либо ненадлежащего выполнения требований адресатом ранее выданного предупреждения констатация наличия нарушения антимонопольного законодательства, поскольку в силу статей 45-45.1 Закона о защите конкуренции установление фактов нарушения антимонопольного законодательства либо его отсутствие включено в обязанности Комиссии антимонопольного органа.
При этом в соответствии с пунктом 3.106 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, в случае отсутствия фактов, свидетельствующих о наличии в действиях (бездействии) одного из ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства, комиссия выносит определение о прекращении участия такого ответчика в рассмотрении дела.
Пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции устанавливает основания, в соответствии с которыми Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, к которому отнесено отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Требования заявителя о признании ненормативного акта незаконным и устранении нарушения его прав посредством установления в качестве способа коммерческого учета ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО "Касторама РУС" - коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, не могут быть адресованы заинтересованному лицу - УФАС по РТ, поскольку к полномочиям антимонопольного органа не отнесено возложение на него не предусмотренных законодательством обязанностей, в связи с чем и не может быть ему вменено судом.
Частью 3 статьи 201 АКПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В основу требований заявителей возложено несогласие с выводами антимонопольного органа относительно невозможности ведения учета ТКО, исходя из фактического объема его накопления, при этом заявителя полают, что объем отходов, периодичность их вывоза должны регулироваться им самостоятельно исходя из собственных объемов производимых отходов.
Вместе с тем, факт невозможности заключения между заявителями и ООО "УК "ПЖКХ" договора на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом вышеуказанных условий установлен судами трех инстанций в судебном порядке в рамках рассмотрения гражданского-правового спора между ООО "Касторама РУС" и региональным оператором по делу N А65-25834/2019.
Таким образом, вновь подтверждается правомерность позиции, изложенной Татарстанским УФАС России в решении по делу N 016/01/10-1339/2019.
Заявителями не доказано наличие обязательных оснований, указывающих на возможность признания действий Татарстанского УФАС России незаконными.
Довод ООО "Касторама Рус" о том, что суд первой инстанции не дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества не нашел подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
На основании п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 13 декабря 2021 года N 217.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года по делу N А65-15930/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Касторама Рус" (ОГРН 1047796688554, ИНН 7703528301) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 13 декабря 2021 года N 217.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.