г. Красноярск |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А33-7632/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" марта 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири":
Лапицкой В.М.. представителя на основании доверенности от 18.01.2021 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта;
от Министерства тарифной политики Красноярского края: Ленивцевой О.А., представителя на основании доверенности от 25.05.2021 N 72/1396 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" октября 2021 года по делу N А33-7632/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергия Сибири" (ИНН 2465215820, ОГРН 1082468054811, далее - заявитель, ООО "Энергия Сибири") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству тарифной политики Красноярского края (ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383, далее - Министерство, регулирующий орган) о признании незаконными бездействия по не установлению на 2021 год индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии между ООО "Энергия Сибири" и ООО "КрасКом", ООО "Энергия Сибири" и ООО "КрасСети"; об обязании Министерства тарифной политики Красноярского края с целью устранения допущенных нарушений прав ООО "Энергия Сибири" установить на 2021 год индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии между ООО "Энергия Сибири" и ООО "КрасКом", ООО "Энергия Сибири" и ООО "КрасСети" в течении 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.05.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Крассети" (ИНН 2460245883, ОГРН 1142468045268, далее - ООО "Крассети"); открытое акционерное общество "РЖД" в лице филиала Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - АО "РЖД"); общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870, далее - ООО "КрасКом").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 октября 2021 года по делу N А33-7632/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Энегия Сибири" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В апелляционной жалобе ООО "Энергия Сибири" указывает следующие доводы:
- для приобретения организацией статуса сетевой организации необходимо наличие установленного регулирующим органом тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии; сам по себе факт соответствия организации критериям, установленным для сетевых организаций, в отсутствие установленного тарифа, не свидетельствует о том, что организация является сетевой и смежной сетевой;
- право на оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих организации объектов электросетевого хозяйства возникает после установления для сетевой организации тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
- у ООО "Энергия Сибири" отсутствовала возможность заключения договоров на передачу электрической энергии до установления тарифа;
- действующее законодательство позволяет устанавливать индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу;
- объекты сетевого хозяйства, которыми заявитель владеет на основании договоров аренды, имеют технологическое присоединение к сетям ООО "Крассети" и ООО "КрасКом", однако, данные объекты не были учтены Министерством при формировании необходимой валовой выручки для заявителя;
- у Министерства имелись основания для установления индивидуальных тарифов для ООО "Энергия Сибири".
Министерством и ООО "КрасКом" представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых указанные лица с изложенными в ней доводами не согласились, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Крассети" и АО "РЖД" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства в судебном заседании возразил по доводам на апелляционную жалобу.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа Министерства от 29.12.2020 N 66-э "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 г. N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" были скорректированы индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год, в том числе и для ООО "Энергия Сибири".
В соответствии с пунктами 25, 26, 61, 62, 65, 66, 187, 188, 189, 190 приложения к вышеуказанному приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги о передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (между ООО "Энергия Сибири" и смежными сетевыми организациями (ООО "Песчанка Энерго", ООО "Региональная сетевая компания", Муниципальное унитарное предприятие электрических сетей города Зеленогорска, ПАО "Россети Сибирь", АО "Красноярская региональная энергетическая компания").
В целях корректировки тарифов на 2021 год ООО "Энергия Сибири" обратилось в Министерство с заявлением от 29.04.2020 исх.N 155-04/2020 о формировании тарифа на 2021 год. Письмом от 18.11.2020 исх.N 479-11/2020, направленным в адрес Министерства, заявителем были скорректированы предложения по тарифам.
При направлении предложений по установлению тарифов в регулирующий орган ООО "Энергия Сибири", помимо согласованных со смежными сетевыми организациями объемов электроэнергии и мощности, предоставило предложения по объему электроэнергии и мощности, подписанные только ООО "Энергия Сибири".
Из пояснений истца следует, что смежные сетевые организации не согласовали плановые объемы электроэнергии и мощности по потребителям, подключенным к объектам ООО "Энергия Сибири", которые впервые заявляются ООО "Энергия Сибири" при установлении тарифа на 2021 год.
Письмами от 01.10.2020 исх.N 332-10/20 и от 23.12.2020 исх.N 538-12/2020 заявитель направил в Министерство сведения по плановым объемам, которые не согласованы с сетевыми организациями. Как указано в письме от 23.12.2020 исх.N 538-12/2020 плановые объемы полезного отпуска на 22021 год не согласованы с сетевыми организациями по причине того, что действующее законодательство не содержит обязанности по согласованию плановых объемов по точкам поставки, по которым организация только планирует оказывать услуги. При этом, ООО "Энергия Сибири" предпринимало попытки согласовать плановые объемы, но они не были подписаны смежными сетевыми организациями.
Согласно письму Министерства от 09.02.2021 N 72/273 при установлении индивидуальных тарифов на 2021 год регулирующий орган учитывал согласованные с двух сторон плановые объемы электрической энергии и заявленной мощности, в пределах которых смежные сетевые организации принимают на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии.
Таким образом, с сетевыми организациями, к которым присоединены объекты ООО "Энергии Сибири", но с которыми плановые объемы не согласованы, тариф на передачу электроэнергии в 2021 год установлен не был.
Заявитель, полагая, бездействие Министерства по неустановлению индивидуальных тарифов, несоответствующим действующему законодательству, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Министерство тарифной политики, в соответствии с Положением "О Министерстве тарифной политики Красноярского края", утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 N 380-п, является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе, нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в области (сфере) электроэнергетики. К задачам Министерства, согласно пункту 2.1 указанного Положения, помимо прочего, относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие Министерства права и законные интересы заявителя не нарушает.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
На основании пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с указанным Федеральным законом.
В том числе, согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 23 Закона об электроэнергетике).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 7 Правил N 1178).
Пунктом 12 названных Правил установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
При этом в силу пункта 18 Правил N 1178 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 указанных Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
В соответствии с пунктом 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Согласно абзацу 2 пункта 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует) (абзац 3 пункта 24 Правил N 1178).
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184.
К числу указанных критериев отнесены:
- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА;
- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи;
- отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных;
- наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению;
- наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии.
Факт соответствия ООО "Энергия Сибири" указанным критериям установлен судом первой инстанции и не оспаривается участвующими в деле лицами.
В соответствии с пунктом 30 (1) Правил N 1178 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
Из анализа вышеизложенных норм права следует, что уполномоченный орган исполнительной власти в срок до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду, должен установить соответствие заявленных организаций, соответствующим критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, опубликовать необходимые данные в сети Интернет и направить организации соответствующее уведомление.
ООО "Энергия Сибири" включен в Перечень территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2020, размещенный на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" http://mtpkrskstate.ru, в соответствии с пунктом 30 (1) Правил N 1178.
К заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил N 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе, документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
Пунктом 13 Правил N 861 установлены существенные условия, которые должен содержать договор, в том числе сведения об объеме электрической энергии (мощности), используемом для определения размера обязательств.
Таким образом, договоры на осуществление регулируемой деятельности являются документами, которые организация обязана представить в регулирующий орган, для установления тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Ввиду непредставления заявителем договоров с согласованными объемами электрической энергии, у Министерства отсутствовали основания для установления индивидуальных тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии между ООО "Энергия Сибири" - ООО "КрасСети" и ООО "Энергия Сибири" - ООО "КрасКом".
При таких обстоятельствах доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что для приобретения организацией статуса сетевой организации необходимо наличие установленного регулирующим органом тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, а также об отсутствии возможности заключения таких договоров до установления тарифов, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
Владельцы объектов сетевого хозяйства приобретают статус территориальной сетевой организации при условии соответствия вышеназванным критериям, а затем Министерство устанавливает для них тариф на услуги по передаче электрической энергии, после чего у организации возникает право оказывать соответствующую услугу.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание приведенную заявителем в апелляционной жалобе судебную практику. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на которое ссылается ООО "Энергия Сибири", было вынесено до утверждения критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Обстоятельства дел N А33-32266/2019 и N А33-19382/2018 возникли до внесения изменений в подпункт 13 пункта 17 Правил N 1178.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил N 1178).
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой выручки (далее - НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования. Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (пункт 7 Основ ценообразования).
Так, из материалов дела (выписки из протокола заседания правления Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 117, приложения к заключению о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Энергия Сибири" на 2021 года, сведений о планируемых объемах полезного отпуска электрической энергии (мощности) на 2021 год) следует, что при формировании котлового и утверждении индивидуальных тарифов для ООО "Энергия Сибири" Министерством в совокупную НВВ заявителя включены все затраты сетевой организации для осуществления регулируемой деятельности в том числе и по обслуживанию, бесперебойному функционированию электрооборудования, и фактическому осуществлению истцом деятельности по передаче электрической энергии с помощью электрооборудования технологически присоединённого к сетям ООО "Краском", ОАО "РЖД", ООО "КрасСети" и с учетом этого ответчиком утверждены котловые и индивидуальные тарифы в отношении истца, что исключает возможность для установления индивидуальных тарифов с ООО "КрасКом", ОАО "РЖД", ООО "КрасСети".
Вместе с тем, данные обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы, не исключают статус ООО "Энергия Сибири" как сетевой организации.
Суд первой инстанции, с учетом обстоятельств дела, верно установил, что нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность регулирующего органа по установлению индивидуальных тарифов для каждого технологического присоединения в отдельности. Котловая модель тарифного регулирования предполагает только получение сетевой организацией недополученной котловой выручки посредством изъятия у иной сетевой организации избытка средств, полученных от единого (котлового) тарифа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции, фактически сводятся к несогласию заявителя с решением суда первой инстанции, при этом не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными, следовательно, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и представленным в материалы дела доказательствам, оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" октября 2021 года по делу N А33-7632/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7632/2021
Истец: ООО "ЭНЕРГИЯ СИБИРИ"
Ответчик: Министерство тарифной политики Красноярсого края
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице филиала Красноярскя железная дорога, ООО "Краснояркий жилищно-коммунальный комплекс", ООО "КРАССЕТИ"