город Омск |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А46-1376/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10522/2021) Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.07.2021 по делу N А46-1376/2021 (судья Третинник М.А), принятое по заявлению Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" (ИНН 5503167911, ОГРН 1165543083859, адрес: 644517, Омская область, Омский район, дачный поселок Чернолучинский, улица Пионерская, дом 16, помещение 3П ) о взыскании денежных средств, выплаченных в качестве субсидий на компенсацию выпадающих доходов за 4 квартал 2019 года, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам в целях соблюдения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, в размере 3 633 497 руб. 36 коп., встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" к Региональной энергетической комиссии Омской области об оспаривании акта проверки от 11.12.2020 N 13-07/50,
при участии в судебном заседании представителей:
от Региональной энергетической комиссии Омской области - Шамгонова Жибек Калимжановна по доверенности от 10.01.2022 N 01-12/16 сроком действия 31.12.2022,
от общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" - Компаниец Вера Михайловна по доверенности от 23.12.2021 сроком действия 31.12.2022, Треус Сергей Артурович по доверенности от 10.02.2020 сроком действия 10.02.2023, Орлова Екатерина Борисовна по доверенности от 23.04.2021 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - истец, РЭК Омской области, комиссия) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" (далее также - ответчик, общество, ООО "Коммуналсервис") о взыскании денежных средств, выплаченных в качестве субсидий на компенсацию выпадающих доходов за 4 квартал 2019 года, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам в целях соблюдения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, в размере 3 633 497 руб. 36 коп.
Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области со встречным заявлением об отмене акта проверки РЭК Омской области от 11.12.2020 N 13-07/50.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.07.2021 по делу N А46-1376/2021 в удовлетворении первоначальных требований РЭК Омской области отказано; встречные требования ООО "Коммуналсервис" удовлетворены частично, акт проверки РЭК Омской области от 11.12.2020 N 13-07/50 признан недействительным в части его пункта 6 "основания для возврата субсидии в областной бюджет".
Не согласившись с принятым судебным актом, комиссия обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части взыскания денежных средств в сумме 3 615 629 руб. 41 коп. отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В части исковых требований в размере 17 867 руб. 95 коп. заявлен отказ от иска и прекращении производства по делу.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что по результатам выборочной проверки достоверности содержащейся в реестрах сведений путем сопоставления данных из реестров с соответствующими данными из платежных документов, на основании которых граждане, занимающие жилые помещения в многоквартирных домах, жилые дома и домовладения по адресам, которые указаны в распоряжении о проведении проверки, вносили плату за потребленные коммунальные ресурсы (услуги) за проверяемый период, выявлены несоответствия по всем платежным документам и по различным основаниям: расхождения по фамилии, имени, отчеству потребителей, расхождения по объёму оказанных услуг, в 5-ти квитанциях не указана информация по водоотведению, в реестрах такая информация имеется (перечень абонентов, на основании которых реестры ООО "Коммуналсервис" признаются недостоверными, с указанием расхождений между данными из реестров и платежных документов представлен в приложении N 1 к акту проверки от 11.12.2020 N 13/07/50).
В такой ситуации реестры, на основании которых обществу были предоставлены субсидии в размере 3 633 497 руб. 36 коп., по мнению истца, не могли быть признаны достоверными.
Ссылаясь на подпункт 2 пункта 11 Порядка предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающих организаций на территории Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 23.11.2016 N 348-п, согласно которому недостоверность представленной получателем субсидии информации является основаниями для отказа в предоставлении субсидии, РЭК Омской области считает, что несоответствие сведений из реестров данным из платежных документов свидетельствует о недостоверности представленной получателем субсидии информации, являющееся, в свою очередь, основанием для возврата в полном объёме полученной ООО "Коммуналсервис" субсидии за 4-й квартал 2019 года в размере 3 633 497 руб. 36 коп.
В письменных возражениях на жалобу и дополнениях к ним ответчик просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным судом рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений от сторон по обстоятельствам рассматриваемого дела.
Руководствуясь положениями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в целях всестороннего и полного рассмотрения дела, дополнительно представленные лицами, участвующими в деле, пояснения и доказательства приобщены к материалам дела.
В составе апелляционного суда в связи с уходом в отпуск участвующих в рассмотрении апелляционной жалобы судей определениями от 17.12.2021, от 14.01.2022 производилась замена судьи Шиндлер Н.А. на судью Лотова А.Н., судьи Рыжикова О.Ю. на судью Шиндлер Н.А., соответственно.
В судебном заседании представитель РЭК Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал частичный отказ от иска, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. В удовлетворении встречных требований ООО "Коммуналсервис" просил отказать полностью.
Представители ООО "Коммуналсервис" с доводами апелляционной жалобы не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, возражения, дополнительно представленные пояснения, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Между РЭК Омской области и ООО "Коммуналсервис" 27.02.2020 заключено соглашение N 13-06/54 о предоставлении субсидии за IV квартал 2019 года (далее - Соглашение).
Во исполнение условий Соглашения от 27.02.2020 распоряжением РЭК Омской области от 27.02.2020 N Р-20/24 обществу предоставлена субсидия за IV квартал 2019 года в общем размере 3 633 497 руб. 36 коп., в том числе:
- за холодное водоснабжение в размере - 2 167 314 руб. 27 коп.;
- за водоотведение в размере - 1 466 183 руб. 09 коп.
Распоряжением РЭК Омской области от 13.10.2020 N Р-20/189 назначено проведение документарной проверки выполнения ООО "Коммуналсервис" условий, цели и порядка предоставления субсидий за IV квартал 2019 года (срок проведения проверки: 30 рабочих дней; начало - с 30.10.2020, окончание - не позднее 11.12.2020).
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки N 13-07/50, которым установлена обязанность общества возвратить в областной бюджет полученную субсидию в полном объеме, в связи с чем ООО "Коммуналсервис" направлено уведомление о возврате предоставленной субсидии в областной бюджет в полном объеме.
Неисполнение обществом обязанности по возврату субсидии послужило основанием для обращения в суд РЭК Омской области с соответствующим исковым заявлением.
Общество в свою очередь обратилось со встречным заявлением об отмене акта проверки РЭК Омской области от 11.12.2020 N 13-07/50.
26.04.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Изучив материалы дела, рассмотрев заявление РЭК Омской области об отказе от исковых требований в размере 17 867 руб. 95 коп., суд апелляционной инстанции полагает возможным принять его, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Рассмотрев заявление РЭК Омской области об отказе от иска в части требований в размере 17 867 руб. 95 коп., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данный отказ не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен уполномоченным лицом, в связи с чем принимает его (части 2, 5 статьи 49 АПК РФ).
В связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа РЭК Омской области от иска в части требований в размере 17 867 руб. 95 коп. обжалуемое решение подлежит отмене с прекращением производства по делу в данной части (пункт 4 части 1 статьи 150, пункт 3 статьи 269 АПК РФ).
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в остальной обжалуемой части, суд апелляционной инстанции находит основания для изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Коммуналсервис" осуществляет деятельность по предоставлению услуг холодного водоснабжения и водоотведения на территориях Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Петровского, Андреевского, Покровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области на основании концессионного соглашения N 60-КС, подписанного 08.10.2018.
Согласно пункту 1 части 2, пункту 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы на питьевую воду и водоотведение подлежат регулированию.
В силу части 26 статьи 32 Закона N 416-ФЗ наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Законом Омской области от 25.09.2014 N 1660-ОЗ "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов" (далее - Закон N 1660-ОЗ) предусмотрена компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, теплоснабжающих организаций на территории Омской области.
Как установлено пунктом 1 статьи 4 Закона N 1660-ОЗ, компенсация выпадающих доходов организаций, возникающих в случае установления льготных тарифов, осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субсидий юридическим лицам в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Порядок и условия предоставления субсидий за счёт бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 1660-ОЗ порядок предоставления субсидий юридическим лицам определяется Правительством Омской области в соответствии с законом об областном бюджете.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающих организаций на территории Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 23.11.2016 N 348-п (далее - Порядок N 348-п), в редакции действовавшей на момент заключения Соглашения, целью предоставления субсидий является возмещение возникших в результате установления льготных тарифов недополученных доходов юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей в соответствии с государственной программой Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 266-п.
РЭК Омской области 17.05.2019 были приняты распоряжения N N 51/25, 52/25, 47/25, 48/25 об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведения для потребителей ООО "Коммуналсервис с 01.07.2019 по 31.12.2019, а 18.06.2019 принято распоряжение N 73/33 "Об установлении льготных тарифов".
В связи с чем, как было указано выше, между РЭК Омской области и обществом 27.02.2020 заключено Соглашение, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов общества, связанных с осуществлением холодного водоснабжения и водоотведения на территории Омской области по льготным тарифам, установленным для граждан в целях соблюдения предельных индексов и индекса по Омской области.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения субсидия, предоставляемая в соответствии с Соглашением, выплачивается в размере, рассчитанном в соответствии с Правилами предоставления субсидии и указанном в решении главного распорядителя средств областного бюджета о предоставлении Субсидии.
Во исполнение условий Соглашения от 27.02.2020 распоряжением РЭК Омской области от 27.02.2020 N Р-20/24 обществу предоставлена субсидия за IV квартал 2019 года в общем размере 3 633 497 руб. 36 руб.
Пунктом 5.3.2 Соглашения предусмотрено, что ООО "Коммуналсервис" обязуется вернуть субсидию в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных Порядком N 348-п и Соглашением, в срок, установленный пунктом 6.3 Соглашения.
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 348-п проверку соблюдения условий, цели и порядка предоставления субсидий осуществляют уполномоченный орган и уполномоченный в соответствии с законодательством орган государственного финансового контроля.
Во исполнение указанного положения РЭК Омской области проведена документарная проверка выполнения ООО "Коммуналсервис" условий, цели и порядка предоставления субсидий за IV квартал 2019 года, по результатам которой составлен акт проверки N 13-07/50.
Установив по результатам выборочной проверки достоверности содержащейся в реестрах сведений путем сопоставления данных из реестров с соответствующими данными из платежных документов, на основании которых граждане, занимающие жилые помещения в многоквартирных домах, жилые дома и домовладения по адресам, которые указаны в распоряжении о проведении проверки, вносили плату за потребленные коммунальные ресурсы (услуги) за проверяемый период, несоответствия сведений из реестров данным из платежных документов, РЭК Омской области заключило о недостоверности представленной получателем субсидии информации, являющееся основанием для возврата в полном объёме полученной ООО "Коммуналсервис" субсидии за 4-й квартал 2019 года в размере 3 633 497 руб. 36 коп.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 348-п в случае нарушения получателем субсидии условий, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 5 пункта 5 настоящего Порядка, выявленного по фактам проведенных уполномоченным органом и (или) уполномоченным в соответствии с законодательством органом государственного финансового контроля проверок, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет получателю субсидии уведомление о возврате субсидий в форме электронного документа (подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) в соответствии с федеральным законодательством и (или) документа на бумажном носителе (по выбору получателя субсидий).
Подпунктом 5 пункта 5 указанного Порядка предусмотрено, что достоверность представленных в уполномоченный орган документов является одним из оснований предоставления субсидии.
Подпунктом 3 пункта 6 Порядка N 348-п предусмотрено предоставление в уполномоченный орган для получения субсидии реестров (ведомостей) начислений платы за коммунальную услугу (ресурс) гражданам за отчетный квартал по форме, утверждаемой уполномоченным органом.
Между тем, как следует из содержания акта проверки и приложений к нему, комиссией были установлены расхождения сведений реестров и платёжных документов по 23 потребителям по приложению N 1 и по 24 потребителям по приложению N 2, при этом размер субсидии, подлежащей возврату в размере 17 793 руб. 59 коп., был рассчитан только для потребителей из приложения N 2, а также в тексте акта проверки отмечено, что в реестре по жилым домам и домовладениям Надеждинского сельского поселения по адресу: с. Надеждино, ул. Центральная, д. 2, в графе 3, указаны сведения, не являющиеся фамилией, именем и отчеством потребителя ("Центральная, 2"), в связи с чем размер необоснованно полученной субсидии за 4-й квартал 2019 года составил 74 руб. 36 коп.
Государственное регулирование цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение осуществляется на основе принципов, установленных Законом N 416-ФЗ, в том числе принципов достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, при установлении пониженного относительно экономически обоснованного тарифа для обеспечения доступности услуг для определенных категорий потребителей на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению регулируемой организации соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом.
Введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности водоснабжения и водоотведения для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически необоснованному росту тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 25 - 27 статьи 10 Закона N 416-ФЗ) и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Вместе с тем применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях ресурсоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
К установлению надлежащего правового механизма возмещения такого рода потерь законодателя обязывают вытекающие из Конституции Российской Федерации, ее статей 8, 17, 34, 35 и 55 (часть 3), и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 18.07.2003 N 14-П, от 16.07.2004 N 14-П, от 31.05.2005 N 6-П, от 28.02.2006 N 2-П) требования, в силу которых при регулировании предпринимательской деятельности коммерческих организаций следует исходить из того, что возможные ограничения Федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать баланс частного и публичного начал в сфере экономической деятельности.
В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что общество имеет право на компенсацию потерь, возникших вследствие разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа, и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, путем выплаты субсидии.
При этом необоснованность получения всей суммы субсидии не может быть установлена путём выборочной проверки представленных ресурсоснабжающей организацией документов, поскольку в таком случае требуется достоверное установление неправомерности получения субсидии по каждому абоненту.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что подпунктом 2 пункта 11 Порядка N 348-п недостоверность представленной получателем субсидии информации является основанием для отказа в предоставлении субсидии, вместе с тем, как следует из материалов дела, при получении спорной субсидии обществу было отказано в получении субсидии в размере 204 702 руб. 68 коп.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что РЭК Омской области размер необоснованно полученной субсидии рассчитан в размере 17 867 руб. 95 коп. (17 793 руб. 59 коп. + 74 руб. 36 коп.).
Указанная сумма оплачена ООО "Коммуналсервис" платежными поручениями от 16.04.2021 N 79 и от 19.04.2021 N 82, в данной части РЭК Омской области заявлен отказ от исковых требований.
В части остальной суммы субсидии суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что доказательств, подтверждающих необоснованность её получения, РЭК Омской области в материалы дела не представлено, что противоречит представленному в материалы дела приложению N 1 к акту проверки, содержащему информацию о несоответствии сведений из реестров данным из платежных документов по 23 потребителям.
Судом апелляционной инстанции установлено, что изложенные в данном приложении N 1 к акту проверки сведения соответствуют сведениям, содержащимся в реестрах общества, предоставленных для получения субсидии, и платежных документах, на основании которых граждане, занимающие жилые помещения в многоквартирных домах, жилые дома и домовладения по упомянутым в приложении адресам, вносили плату за потребленные коммунальные ресурсы (услуги) за проверяемый период, за исключением адреса, по которому платёжного документа РЭК Омской области не предоставлено (д. Ракитинка, ул. Зеленая, д.14, кв.2).
Доказательств, опровергающих наличие указанных расхождений, обществом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не предоставлено, судом первой инстанции не исследовано. Также не были предоставлены такие доказательства в ходе апелляционного производства.
Как следует из материалов апелляционного производства, РЭК Омской области было вынесено распоряжение N Р-21/149 о проведении внеплановой проверки соблюдения получателем субсидии условий, цели и порядка предоставления субсидии за 4 квартал 2019 года в отношении ООО "Коммуналсервис", пунктом 7 которого была установлена необходимость представления обществом всех платежных документов, на основании которых собственники или пользователи жилых помещений вносили плату за питьевую воду и водоотведение за 4 квартал 2019 года, а также документов в подтверждение позиции субъекта проверки.
Как указала РЭК Омской области, запрошенные документы ответчиком для проведении проверки предоставлены не были со ссылкой на то, что соответствующие платёжные документы гражданам выставлялись акционерным обществом "ОмскВодоканал" (далее - АО "ОмскВодоканал") на основании агентских договоров от 02.11.2018 N N 1701, 1702, 1703, 1704, 1705, заключенных между ООО "Коммуналсервис" и АО "ОмскВодоканал" и расторгнутых 01.05.2020.
Исходя из заявленных РЭК Омской области требований, по данному делу юридически значимым и подлежащим выяснению с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права являлось обстоятельство предоставления ООО "Коммуналсервис" недостоверных сведений для получения субсидии, отсутствие правовых оснований для её предоставления.
Согласно статье 135 АПК РФ суд должен совершать действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела, суд предлагает раскрыть доказательства, их подтверждающие, и представить при необходимости дополнительные доказательства, оказывает содействие сторонам в получении необходимых доказательств, истребует по ходатайству сторон, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, по своей инициативе необходимые доказательства.
Арбитражный суд в силу части 3 статьи 9 АПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств, что является необходимым для достижения главной задачи судопроизводства в арбитражных судах - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (статья 2 АПК РФ).
Исходя из предмета рассматриваемого спора, суд апелляционной инстанции определениями от 28.01.2022 истребовал у АО "ОмскВодоканал" все выставленные абонентам на оплату в рамках заключенных между АО "ОмскВодоканал" и ООО "Коммуналсервис" агентских договоров платежные документы, на основании которых собственники или пользователи жилых помещений категории население вносили плату за питьевую воду и водоотведение за октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года; Региональной энергетической комиссии Омской области предложено представить в канцелярию Восьмого арбитражного апелляционного суда результаты проверки соответствия сведений, содержащихся в реестрах, сведениям, содержащимся в платёжных документах, отдельно по завышенным и заниженным объёмам коммунальных услуг; в том случае, если объем был завышен, указать сумму излишне полученной субсидии, в том случае, если объем был занижен, указать сумму недополученной субсидии.
В материалы дела от РЭК Омской области поступили результаты проверки сведений из реестров данным из платежных документов, предоставленных АО "ОмскВодоканал", по 105 потребителям.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Негативные последствия, наступление которых законодатель связывает с неосуществлением лицом, участвующим в деле своих процессуальных прав и обязанностей (статья 41, статья 65 АПК РФ), следуют в виде рассмотрения судом спора по существу на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Вопреки позиции РЭК Омской области, выборочной проверкой не может быть установлена необоснованность получения всей суммы субсидии.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что требование коллегии о предоставлении результатов проверки соответствия сведений, содержащихся в реестрах, сведениям, содержащимся в платёжных документах, отдельно по завышенным и заниженным объёмам коммунальных услуг; в том случае, если объем был завышен, указать сумму излишне полученной субсидии, в том случае, если объем был занижен, указать сумму недополученной субсидии, не выполнено.
В материалах дела отсутствует информация относительно как указанных в приложении N 1 к акту проверки потребителей, так и потребителей, указанных в сравнительной ведомости сведений о начислении платы за коммунальные услуги ООО "Коммуналсервис", предоставленной 28.02.2022, о сумме излишне полученной субсидии в том случае, если объем коммунального ресурса в реестрах был завышен; о сумме недополученной субсидии, в том случае, если объем коммунального ресурса в реестрах был занижен.
Предоставляя расчёты подлежащей возврату суммы субсидии по приложению N 1 к акту проверки, РЭК Омской области указала всю сумму полученной субсидии, без учёта того, что потребителям обществом оказывалась коммунальная услуга по льготным тарифам, в связи с чем последнее имеет право на компенсацию межтарифной разницы.
Только по части потребителей судом апелляционной инстанции было установлено отсутствие в платежных документах факта предъявления к оплате стоимости услуги вообще, в связи с чем получение субсидии в размере 17 833 руб. 41 коп. по таким адресатам признается коллегией неправомерным и подлежащим возврату (приложение N 1 к акту: 3757 руб. 26 коп. + 2 руб. 11 коп. + 1598 руб. 79 коп. + 688 руб. 56 коп. + 20 руб. 85 коп. + 2522 руб. 57 коп. + 8650 руб. 04 коп.; по сравнительной ведомости сведений о начислении платы за коммунальные услуги ООО "Коммуналсервис": 593 руб. 23 коп.); требования РЭК Омской области в указанной части подлежат удовлетворению.
При рассмотрении встречных исковых требований суд первой инстанции пришёл к выводу об их частичном удовлетворении, признав акт проверки РЭК Омской области от 11.12.2020 N 13-07/50 недействительным в части его пункта 6 "основания для возврата субсидии в областной бюджет".
РЭК Омской области считает требования общества не подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречных требований предметом апелляционного обжалования не являются, в связи с чем в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Апелляционная коллегия находит ошибочным вывод суда первой инстанции о незаконности акта проверки РЭК Омской области от 11.12.2020 N 13-07/50 в части пункта 6 "основания для возврата субсидии в областной бюджет", которым установлена обязанность общества по возврату субсидии в размере 3 633 497 руб. 36 коп., в полном размере, поскольку требование о возврате субсидии в размере 17 867 руб. 95 коп. фактически признано обществом и оплачено, а в части требования в размере 17 833 руб. 41 коп. апелляционным судом установлена неправомерность получения субсидии в связи с отсутствием коммунальной услуги в платёжном документе, и, таким образом, не подтверждении её оказания ресурсоснабжающей организацией.
Ввиду изложенного, встречные требования общества в части оспаривания пункта 6 "основания для возврата субсидии в областной бюджет" акта проверки подлежат удовлетворению в размере, превышающем 35 701 руб. 36 коп.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Омской области от 26.07.2021 по делу N А46-1376/2021 в обжалуемой части подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ согласно извоженному в настоящем постановлении.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением первоначально заявленных требований с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение встречного иска согласно статье 110 АПК РФ относятся на РЭК Омской области.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как РЭК Омской области освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Региональной энергетической комиссии Омской области от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" в части взыскания денежных средств в размере 17 867 руб. 95 коп.
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.07.2021 по делу N А46-1376/2021 отменить в части отказа в удовлетворении требований Региональной энергетической комиссии Омской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" денежных средств в размере 17 867 руб. 95 коп., производство по делу N А46-1376/2021 в указанной части прекратить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.07.2021 по делу N А46-1376/2021 в остальной обжалуемой части изменить, изложить в следующей редакции:
"Требования, заявленные Региональной энергетической комиссии Омской области, удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" в доход областного бюджета денежные средства, выплаченные в качестве субсидий на компенсацию выпадающих доходов за 4 квартал 2019 года, возникших в результате установления льготных тарифов гражданам в целях соблюдения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, в размере 17 833 руб. 41 коп.; в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 203 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных Региональной энергетической комиссии Омской области требований отказать.
Встречные требования общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" удовлетворить частично.
Акт проверки Региональной энергетической комиссии Омской области от 11.12.2020 N 13-07/50 признать недействительным в части его пункта 6 "основания для возврата субсидии в областной бюджет" в размере, превышающем 35 701 руб. 36 коп.
В удовлетворении остальной части встречных требований отказать.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1376/2021
Истец: Региональная энергетическая комиссия Омской области
Ответчик: ООО "КОММУНАЛСЕРВИС"
Третье лицо: АО "Омскводоканал"