г. Ессентуки |
|
3 марта 2022 г. |
Дело N А61-2334/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 03.03.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания Чубарь А.Е., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания, от заявителя - администрации местного самоуправления г. Владикавказ (г. Владикавказ, ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087) - Черджиевой Л.К. (доверенность от 12.01.2022), от заинтересованного лица акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (г. Владикавказ. ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090) - Халлаева Х.З. (доверенность от 12.01.2022), в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление о рассрочке исполнения постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 судебного акта от 15.09.2020 по делу N А61-2334/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском о взыскании с администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее по тексту - администрация) 7 433 330,28 руб. задолженности за потребленную электроэнергию (стоимость потерь в электрических сетях) за период с 01.07.2018 по 31.01.2019.
Решением суда от 21.01.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной от 15.09.2020, оставленным без изменения постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.11.2020, решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания 28.09.2020 выдан исполнительный лист ФС N 031747638.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2020 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения постановления суда апелляционной от 15.09.2020.
Определением от 21.09.2021 в удовлетворении указанного заявления отказано. Суд исходил из принципа равноправия сторон в арбитражном процессе и необходимости соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, установив, что заявитель не представил доказательств, объективно препятствующих исполнению судебного акта.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило определение отменить. В обоснование жалобы заявитель указывал, что единовременное взыскание всей суммы долга парализует текущую работу учреждения, не позволит производить текущие платежи, нарушит сроки исполнения обязательств перед контрагентами.
Определением от 31.01.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, в связи с неизвещением Управления федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания о месте и времени рассмотрения заявления. Судебное заседание назначено на 24.02.2022.
Управление федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания в отзыве оставило вопрос об удовлетворении заявление на усмотрение суда.
В судебном заседании представители сторон озвучили правовые позиции по рассматриваемому заявлению, одновременно дали пояснения по существу спора, ответили на вопросы суда.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В целях обязательного исполнения судебных актов в случаях возникновения обстоятельств, затрудняющих такое исполнение, статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также частью 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, изменения способа и порядка его исполнения.
Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
При этом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств.
Таким образом, суд в каждом конкретном случае разрешает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом соблюдения интересов сторон исполнительного производства на основании исследования обстоятельств дела и их оценки.
При этом, исходя из того, что согласно части 2 статьи 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, а лицо, ходатайствующее о рассрочке исполнения судебного акта, должно соответствующими доказательствами обосновать затруднительность его исполнения и наличие неустранимых к этому препятствий, а также реальную возможность исполнить судебный акт в испрашиваемый срок.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в рассматриваемом случае лежит на заявителе в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения постановления суда апелляционной инстанции, заявитель указал на невозможность исполнения судебного акта по причине отсутствия у должника денежных средств, вследствие чего единовременная выплата долга невозможна. Расходы бюджета, связанные с исполнением принятого судебного акта, не заложены; рассрочка исполнения судебного акта позволит администрации исполнить судебный акт без ущерба для социально значимого производственного процесса своей деятельности.
Суд апелляционной инстанции полагает заявление администрации не подлежащим удовлетворению, поскольку, как следует из правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 N 104-О, основания для отсрочки/рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, а исполнение вступившего в законную силу судебного акта должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов сторон. Принятие процессуального решения о рассрочке исполнения решения суда должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, указано, что вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
Приводимый заявителем в заявлении довод об отсутствии денежных средств в указанном размере не является основанием, достаточным для предоставления рассрочки исполнения судебного акта, данные обстоятельства нельзя отождествлять с обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта.
Положения статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в нормативном единстве с принципом обязательности исполнения судебных актов, закрепленным в статье 16 указанного Кодекса, позволяют сделать вывод о том, что основанием для предоставления должнику отсрочки/рассрочки исполнения судебного акта должны являться именно исключительные обстоятельства, наличие которых препятствует его исполнению, поскольку при обратном правовом подходе нарушается баланс прав и интересов должника и взыскателя.
В нарушение указанных процессуальных норм заявителем не указаны имеющие определяющее правовое значение мотивы и конкретные обстоятельства, которыми обусловлена необходимость предоставления рассрочки исполнения судебного акта, не обоснованно, каким образом предоставление рассрочки не приведет к нарушению прав взыскателя.
Более того, предоставление рассрочки даже при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, является правом, а не обязанностью суда, из этого следует, что при рассмотрении соответствующего заявления суд должен учитывать не только прямо указанные в статье 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания, но и совокупность иных обстоятельств, соблюдая при этом баланс интересов взыскателя и должника.
В частности, суд должен в обязательном порядке выяснить, достигнет ли предоставление рассрочки конечной цели данного правового института - удовлетворение признанных судом обоснованными требований кредитора и исполнимости судебного акта.
В рамках действующего правового регулирования исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется в своей основе положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, пунктом 4 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (органу управления территориальным государственным внебюджетным фондом), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда), в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений.
В силу пункта 5 названной статьи орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Данные нормы направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и ориентируют соответствующие органы власти на включение в состав расходов бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов (статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, установлен механизм оперативной корректировки исполнения соответствующего бюджета путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя соответствующего финансового органа (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В определении Конституционного Суд Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О указано, что по смыслу пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью. При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган как субъект, уполномоченный Федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства соответствующего бюджета, должен своевременно уведомить об этом уполномоченные органы, которые обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. При этом, поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока предполагает соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ).
Оценив в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в обоснование заявления доказательства, вступление постановления суда апелляционной инстанции в законную силу, в отсутствие документов, подтверждающих принятие администрацией всех возможных мер к погашению задолженности и мер по внесению изменений в закон о бюджете (если недостаточность бюджетных ассигнований действительно имела место), рассмотрение вопроса о возможности либо невозможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись в порядке, определенном пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и принятия мотивированных решений по указанному вопросу, реальную возможность исполнения судебного акта в предлагаемые ответчиком сроки, суд апелляционной инстанции отказывает администрации в удовлетворении заявления о предоставлении рассрочки исполнения постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020.
При таких обстоятельствах, исходя из принципа равноправия сторон в арбитражном процессе (статья 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и необходимости соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для предоставления рассрочки исполнения судебного акта, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а в результате ее предоставления интересы взыскателя будут существенно ущемлены в целях создания безосновательных преимуществ должнику.
Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальной нормы права при принятии решения, принимая во внимание разъяснения данные в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" N 12 от 30.06.2020, определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2021 по делу N А61-2334/2019 применительно к пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.11.2021 по делу N А61-2334/2019 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Марченко О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2334/2019
Истец: АО "Севказэнерго", АО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г.ВЛАДИКАВКАЗ, АМС г. Владикавказ
Третье лицо: Кавказское управление Ростехнадзора по РСО-Алания, ООО "Жилье 2010", ООО "Жилье 2010" в лице конкурсного управляющего Сергеева С.Г., ООО "ПРОСВЕТ", ПАО " МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА", Ростехнадзор по РСО-Алания, Сергеев С. Г.
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3963/2022
03.03.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-836/20
13.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10724/2021
24.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9584/20
15.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-836/20
21.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2334/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2334/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2334/19