г. Саратов |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А57-26262/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Телегиной Т.Н., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление капитального строительства" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2021 года по делу N А57-26262/2021,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АДЕПТ СТРОЙ" (ОГРН 1087746457149, ИНН 7736575258), город Москва,
к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление капитального строительства" (ОГРН 1186451000306, ИНН 6452131987), город Саратов,
об обязании заключить дополнительное соглашение,
при участии в судебном заседании представителя государственного казенного учреждения Саратовской области "Управление капитального строительства" Бутакова А.С. по доверенности от 02.04.2021 N 01-01/779,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "АДЕПТ СТРОЙ", извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "АДЕПТ СТРОЙ" (далее - ООО "АДЕПТ СТРОЙ", истец) с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Саратовской области "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ СО "УКС", ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к государственному контракту N 0860500000220000042 от 31.08.2020 в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу, изложив пункт 3.3 контракта в следующей редакции: "Заказчик перечисляет подрядчику аванс в сроки и в размере, которые установлены графиком оплаты выполненных работ (приложение N 3 к контракту) в размере 30 % от цены контракта, с учетом лимитов бюджетных обязательств по каждому году финансирования, указанного в пункте 3.1 государственного контракта. В счет оплаты каждого выполненного вида работ, поставленного оборудования (комплекса работ, части отдельного вида работ) засчитывается 100 % от суммы полученного от заказчика авансового платежа в соответствии с графиком оплаты выполненных работ (приложение N 3 к контракту)".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2021 года по делу N А57-26262/2021 исковое требование удовлетворено: суд обязал ГКУ СО "УКС" заключить дополнительное соглашение к государственному контракту N 0860500000220000042 от 31.08.2020 в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу, изложив пункт 3.3 контракта в следующей редакции: "Заказчик перечисляет подрядчику аванс в сроки и в размере, которые установлены графиком оплаты выполненных работ (приложение N 3 к контракту) в размере 30 % от цены контракта, с учетом лимитов бюджетных обязательств по каждому году финансирования, указанного в пункте 3.1 государственного контракта. В счет оплаты каждого выполненного вида работ, поставленного оборудования (комплекса работ, части отдельного вида работ) засчитывается 100 % от суммы полученного от заказчика авансового платежа в соответствии с графиком оплаты выполненных работ (приложение N 3 к контракту)".
Не согласившись с решением суда, ГКУ СО "УКС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе от исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неполно исследованы все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для дела: истцом не доказана необходимость заключения дополнительного соглашения на увеличение аванса по государственному контракту N 0860500000220000042 от 31.08.2020 с распространением COVID-19.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ООО "АДЕПТ СТРОЙ" в суд не поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебном заседании не поддержал доводы вышеуказанной апелляционной жалобы. Просил прекратить производство по апелляционной жалобе в связи с отказом от нее. Определением от 24 февраля 2020 года апелляционным судом отказано в прекращении производства по апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 31.08.2020 между ГКУ СО "УКС" (заказчик) и ООО "АДЕПТ СТРОЙ" (подрядчик) заключен государственный контракт N 0860500000220000042 на выполнение работ на объекте капитального строительства: "Сохранение объекта культурного наследия регионального значения "Театр оперы и балета, 1864 г., 1959-1961 гг.", расположенного по адресу: г. Саратов, пл. Театральная, 1".
Сроки выполнения работ - с момента заключения государственного контракта до 15 декабря 2022 года (пункт 2.1. контракта).
Пунктом 3.3. контракта предусмотрено, что заказчик перечисляет подрядчику аванс в сроки и в размере, которые установлены графиком оплаты выполненных работ (приложение N 3 к контракту) в размере 10 % от цены контракта, с учетом лимитов бюджетных обязательств по каждому году финансирования, указанного в пункте 3.1 контракта. В счет оплаты каждого выполненного вида работ, поставленного оборудования (комплекса работ, части отдельного вида работ) засчитывается 100 % от суммы полученного от заказчика авансового платежа в соответствии с графиком оплаты выполненных работ (приложение N 3 к контракту).
29 октября 2020 года истец обратился к ответчику с письмом, в котором предложил заключить дополнительное соглашение к контракту, которым внести изменения в пункт 3.3 контракта, изложив его в следующей редакции: "Заказчик перечисляет подрядчику аванс в сроки и в размере, которые установлены графиком оплаты выполненных работ (приложение N 3 к контракту) в размере 30 % от цены контракта, с учетом лимитов бюджетных обязательств по каждому году финансирования, указанного в пункте 3.1 государственного контракта. В счет оплаты каждого выполненного вида работ, поставленного оборудования (комплекса работ, части отдельного вида работ) засчитывается 100 % от суммы полученного от заказчика авансового платежа в соответствии с графиком оплаты выполненных работ (приложение к контракту)".
Ответчик в ответ на письмо ответил отказом на предложение о заключении дополнительного соглашения предусматривающего увеличение размера аванса.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд Саратовской области с иском об обязании заключить дополнительное соглашение к государственному контракту N 0860500000220000042 от 31.08.2020 в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спор в досудебном порядке путем направления претензионного письма N 2910/3 от 29.10.2020 с просьбой заключить дополнительное соглашение к контракту об увеличении размера аванса не был урегулирован.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. По смыслу указанной правовой нормы, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Оценив правовую природу заключенного между сторонами государственного контракта от 31.08.2020 N 0860500000220000042, судом установлено, что возникшие между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде, в которой помимо общих положений о подряде (статьи 702-729) в параграфе 5 для данного вида договора, а именно: государственного контракта предусмотрены специальные нормы (статьи 763-768), положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
При применении к отношениям сторон норм гражданского законодательства необходимо учитывать специфику контрактной системы в сфере закупок (часть 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В статье 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" определены следующие понятия:
государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Поскольку государственный контракт от 31.08.2020 N 0860500000220000042 заключен для государственных нужд, направлен в защиту прав и охраняемых интересов государства, публично-правового образования - Саратовской области, Двенадцатым арбитражным апелляционным судом вынесено определение от 02.03.2022 об отказе в удовлетворении ходатайства об отказе от апелляционной жалобы и прекращении производства по ней.
Между сторонами возникли правоотношения по выполнению строительных подрядных работ для муниципальных нужд, которые регулируются положениями параграфов 1, 3 главы 37 ГК РФ.
При применении к отношениям сторон норм гражданского законодательства необходимо учитывать специфику контрактной системы в сфере закупок (часть 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Изменения условий муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных данной статьей.
Исходя из системного толкования норм Закона N 44-ФЗ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что условия о порядке оплаты выполненных работ относятся к существенным условиям контракта и изменение сторонами таких условий прямо противоречит установленным законом принципам и нормам, а также существу законодательного регулирования, направленного на надлежащее исполнение обязательств и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок.
Истец указывает, что в соответствии с письмом Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России No 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товаров, работ, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, признается обстоятельством непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 65 статьи 112 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.05.2020 N 09-04-05/41434 разъяснено следующее.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 630 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 630), которым увеличены предельные размеры авансовых платежей, которые могут предусматриваться в 2020 году условиями государственных контрактов.
Так, постановлением N 630 государственным заказчикам - получателям средств федерального бюджета предоставляется право предусматривать в заключаемых ими государственных контрактах авансовые платежи в размере, не превышающем 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год. Аналогичные предельные размеры авансов установлены также для государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местного бюджета) в случае, если в целях софинансирования соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" внесены изменения в часть 65 статьи 112 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающие дополнительные основания для внесения изменений в заключенный контракт, в том числе предметом которого является строительство объекта капитального строительства, в части изменения предусмотренного контрактом размера авансового платежа, если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
По совокупности вышеуказанных изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации, государственные (муниципальные) заказчики - получатели бюджетных средств, а также государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения согласно положениям пункта 16.1 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и пункта 3.11-1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" вправе обеспечить внесение в 2020 году соответствующих изменений в ранее заключенные ими контракты при одновременном соблюдении следующих условий:
новый размер аванса не превышает предельный размер авансирования, установленный для соответствующего контракта законодательством Российской Федерации, в том числе постановлением N 630;
заключенным контрактом была предусмотрена выплата аванса;
внесение в контракт изменений осуществляется по соглашению сторон по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя);
обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта на предусмотренных им условиях, возникли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Со стороны истца были предприняты меры по урегулированию спора в досудебном порядке, путем направления претензионного письма от 29.10.2020 N 2910/3 с просьбой заключить дополнительное соглашение к контракту об увеличении размера аванса.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьёй 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом: 1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона; 2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии); 3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средства) в случае увеличения в соответствии с настоящей частью цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя); б) в случае уменьшения в соответствии с настоящей частью цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта; в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции, письмо ООО "АДЕПТ СТРОЙ" от 29.10.2020 N 2910/3, на которое ссылается истец, не содержит сведений о возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а лишь указывает на увеличение авансовых платежей по государственному контракту с 10 % до 30 %, в связи с принятием нормативных актов.
Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ N 630 от 30.04.2020 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 года N 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" постановлено:
1. Дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 года N 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст. 8028; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 30 марта, N 0001202003300006) пунктами 5(1) и 5(2) следующего содержания: "5(1). Главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими в 2020 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) авансовые платежи в размере, не превышающем 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год, если иные предельные размеры авансовых платежей, превышающие указанный размер, для таких договоров (государственных контрактов) не установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или иным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
5(2). В случае предоставления в 2020 году субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих из договоров (государственных контрактов) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации либо связанных с предоставлением субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих из договоров (муниципальных контрактов) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства муниципальной собственности, условием предоставления указанных субсидий (иных межбюджетных трансфертов) является обязательство субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по установлению в указанных договорах (государственных (муниципальных) контрактах), заключаемых в 2020 году, авансовых платежей в размере, не превышающем 50 процентов суммы соответствующего договора (государственного (муниципального) контракта), если иные предельные размеры авансовых платежей, превышающие указанный размер, для таких договоров (государственных (муниципальных) контрактов) не установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации".
Письмом Минфина России от 13.05.2020 N 24-03-10/38815 разъяснено: Департамент также обращает внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", предусматривающие возможность внесения изменений в заключенные в 2020 году контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50 % цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Письмом Минфина России от 20.05.2020 N 24-03-07/41778 дополнительно разъяснено: указанное изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если изменение условий контракта влечет возникновение обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьёй 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Истец также ссылается на письмо Минфина России от 27.05.2020 N 24-03-07/44671, согласно которому предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение условий контракта осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с указанной частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное указанной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьёй 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в случае изменения только размера аванса в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ дополнительных решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации не требуется.
Удовлетворяя исковое требование об обязании заключить дополнительное соглашение к государственному контракту, судом первой инстанции ошибочно не учтено следующее.
Государственные и муниципальные контракты, заключенные в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ указано, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9 части 1 настоящей статьи.
Таким образом, требования части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержат прямой запрет на изменение существенных условий при его исполнении.
Вместе с тем, положения пункта 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2020 году допускают по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Таким образом, заключение соглашения возможно только при согласии заказчика, доведения до него субсидий, при этом должна быть подтверждена невозможность исполнения контракта без внесения в него изменений в части размера авансирования.
В соответствии с п. 1, подп. 1 и абзацем первым подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
В данном случае, со стороны заказчика нарушений условий контракта допущено не было. Заключение дополнительного соглашения возможно только с согласия заказчика, а он от его заключения отказался. Истцом не представлено доказательств невозможности либо затруднительности исполнения контракта на условиях уже заключенного.
Кроме того, контракт между сторонами был заключен 31.08.2020, то есть в период распространения новой коронавирусной инфекции. Соответственно, обстоятельства, вызванные данной инфекцией, не возникли в процессе исполнения сделки, а стороны взяли на себя риск исполнения обязательств по сделке при существующих санитарно-эпидемиологических ограничениях.
Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований обязывать заказчика заключить дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия государственного контракта.
С учетом изложенного, решение судом первой инстанции вынесено при неполно исследованных доказательствах, при неправильно примененных нормах материального права, а потому подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции отказывает.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску суд относит на истца.
+Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2021 года по делу N А57-26262/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Т.Н. Телегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-26262/2021
Истец: ООО Адепт Строй
Ответчик: ГКУ СО УКС