город Омск |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А46-12380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-299/2022) Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2021 по делу N А46-12380/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654, адрес: 644024, город Омск, улица Декабристов, дом 45, корпус 1, помещение 19) к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска (адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, кабинет 438) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 02-05-0639-21 от 23.06.2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Магнит" - Шарманова Анна Михайловна, по доверенности от 26.02.2021 N 41-21 сроком действия 28.02.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - заявитель, Общество, ООО "Магнит") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска (далее - Административная комиссия, Комиссия, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 23.06.2021 N 02-05-0639-21.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.12.2021 по делу N А46-12380/2021 требования ООО "Магнит" удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление от 23.06.2021 N 02-05-0639-21, которым ООО "Магнит" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Административная комиссия обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что ООО "Магнит" по состоянию на 10 часов 40 минут 27.04.2021 не обеспечило вывоз мусора с контейнерной площадки, расположенной между строениями 16 и 20 по улице Добролюбова (ул. Добролюбова, д. 21) в городе Омске; не проведена уборка места погрузки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) от бытового мусора; допущено переполнение и засорение контейнерной площадки. Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от N 05-02-0639-21 от 28.05.2021 и имеющимися в материалах дела фотоматериалами, изображения которых определённо свидетельствуют о наличии переполненных мусором ("с горкой") контейнеров на территории указанной контейнерной площадки (общегородской субботник проводился 24.04.2021, фотографии сделаны 27.04.2021 в 10:40, то есть через три дня). Административная комиссия считает, что по причине переполнения контейнеров мешки с мусором складированы на территории контейнерной площадки; в своем преимуществе вблизи контейнеров находятся обычные черные мусорные пакеты (мешки), никаким образом не указывающие, что мусор, находящийся в них, собран во время субботника. Периодичность вывоза отходов из контейнеров, бункеров поставлена статьей 75 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, принятых Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее - Правила N 45, Правила благоустройства) в зависимость от их переполнения и засорения контейнерных площадок (а не от проведения субботников), что, соответственно, предполагает периодичность вывоза ТКО, при которой не допускается переполнение и засорение контейнерных площадок.
ООО "Магнит" представило отзыв на апелляционную жалобу.
Комиссия, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Магнит" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Административной комиссии от 23.06.2021 N 02-05-0639-21 ООО "Магнит" привлечено к административной ответственности за нарушение части 1, 4 статьи 75 Правил благоустройства, а именно: по состоянию на 27 апреля 2021 года в 10 час. 40 мин. не осуществлен вывоз твердых бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной между строениями 16 и 20 по улице Добролюбова (ул. Добролюбова, д. 21) в городе Омске; не проведена уборка места погрузки твердых коммунальных отходов от бытового мусора; допущено переполнение и засорение контейнерной площадки.
По результатам контрольных мероприятий в отношении заявителя Комиссией 28.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 05-02-0639-21.
23.06.2021 Административной комиссией вынесено оспариваемое постановление N 05-02-0639-21 о привлечении ООО "Магнит" к административной ответственности, предусмотренной статьей пунктом 2 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с означенным постановлением, ООО "Магнит" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявленными требованиями.
23.12.2021 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ООО "Управляющая компания "Городской сервис" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Омской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Омской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Омской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Омской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Кодекс Омской области об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 1 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления Омской области правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования муниципальных образований Омской области, а также правил содержания объектов, расположенных на указанных территориях.
Повторное в течение года совершение такого административного правонарушения влечет ответственность по пункту 2 статьи 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Согласно статье 43 названного закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
25.07.2007 Омским городским Советом принято решение N 45 "О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска", разработанное в соответствии с законодательством Российской Федерации и Омской области, определяющее требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города Омска, устанавливающее единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства городской территории для всех юридических и физических лиц.
В соответствии со статьей 2 Правил благоустройства юридические и физические лица:
1) обязаны соблюдать чистоту и порядок на всей территории города Омска, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, в соответствии с настоящим Решением;
2) обеспечивают содержание и уборку закрепленной территории и (или) уборку прилегающей территории самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями.
Согласно частям 1, 4 статьи 75 Правил благоустройства вывоз отходов из контейнеров, бункеров производится с периодичностью, исключающей их переполнение и засорение контейнерных площадок, на которых они размещены, в соответствии с требованиями, установленными государственными санитарно-эпидемиологическими правилами. Организация удаления твердых коммунальных отходов из контейнеров, бункеров, организация содержания контейнеров, бункеров, а также погрузка твердых коммунальных отходов, в том числе уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов, осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства в рамках заключенного им соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области.
Под региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в настоящей статье понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Из открытых интернет-источников, а именно сайта magnit-tko.ru следует, что между ООО "Магнит" и Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области заключено соглашение от 17.08.2018, в соответствии с которым ООО "Магнит" является региональным оператором деятельности по обращению с ТКО, зоной деятельности регионального оператора является вся территория Омской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 N 74.
В силу пункта 1.3 соглашения от 17.08.2018 статус регионального оператора присваивается на 10 лет.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована заключенным соглашением, Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Частью 1 и частью 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков:
не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже;
не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Согласно пункту 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из оспариваемого постановления следует, что Обществу вменяются в вину обстоятельства того, что ООО "Магнит", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Омской области, по состоянию на 10 часов 40 минут 27.04.2021 не обеспечило вывоз мусора с контейнерной площадки, расположенной между строениями 16 и 20 по улице Добролюбова (ул. Добролюбова, д. 21) в городе Омске; не проведена уборка места погрузки ТКО от бытового мусора; допущено переполнение и засорение контейнерной площадки.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя и признавая недействительным постановление Комиссии, указал, что административным органом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не дана надлежащая оценка данным системы навигации ГЛОНАСС о движении автомобиля "А697 ХЛ186" за 26.04.2021 и 27.04.2021, а также сделал вывод о том, что фотоснимки, на основании которого административная комиссия сделала вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, факта "переполнения" мусорных контейнеров, а также "загрязнения" территории площадки не подтверждают.
Кроме того, суд принял во внимание обстоятельства того, что 24.04.2021 проводился общегородской субботник, в связи с чем складирование вышеуказанного упакованного в мешки мусора могло быть результатом проведения субботника.
С учетом изложенного, суд признал событие административного правонарушения не установленным.
В апелляционной жалобе Комиссия настаивает на наличии события административного правонарушения, ссылается на то, что в материалы дела представлены фотоматериалы, изображения которых свидетельствуют о наличии переполненных мусором ("с горкой") контейнеров на территории указанной контейнерной площадки; фотографии сделаны 27.04.2021 в 10:40, то есть через три дня после субботника. Полагает недоказанным обстоятельства того, что мусор, находящийся в мешках, собран во время субботника.
Административная комиссия также считает, что данные системы навигации ГЛОНАСС событие административного правонарушения не опровергают, так как периодичность вывоза отходов из контейнеров, бункеров поставлена статьей 75 Правил благоустройства в зависимость от их переполнения и засорения контейнерных площадок, что предполагает периодичность вывоза ТКО, при которой не допускается переполнение и засорение контейнерных площадок.
Суд апелляционной инстанции признает доводы Комиссии несостоятельными, поскольку оценка представленных в материалы дела административным органом фотоматериалов позволяет прийти к выводу о недоказанности факт переполнения контейнеров.
В свою очередь, представленные данные системы навигации ГЛОНАСС свидетельствуют о том, что транспортирование ТКО произведено в соответствии с положениями главы 2 СанПиН 2.1.3684-21 (ежедневный вывоз, с 07-00 часов до 23-00 часов; транспортирование ТКО осуществлено 27.04.2021 в 14-22, 26.04.2021 в 16-08, 28.04.2021 в 15-06 часов).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что фотографии сделаны 27.04.2021 административным органом в 10:40, вывоз ТКО производился 27.04.2021 в 14:22.
Доводы подателя жалобы о том, что выводы суда относительно того, что мусор, находящийся вблизи контейнерной площадки мог быть результатом субботника, не основаны на законе, отклоняются судом, так как, во-первых, 24.04.2021 проводился общегородской субботник, а из фотоматериалов усматривается, что часть пакетов не завязана, в пакетах находятся ветки, порубочные остатки.
Во-вторых, в соответствии с частью 3 статьи 1.5 КоАП РФ, частью 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.
Достоверных доказательств того, что на момент проведения проверки весь мусор, собранный в ходе субботника, был вывезен в соответствии с решениями, оформленными протоколами заседания городской комиссии по организации субботников от 16.04.2021 и от 23.04.2021, административным органом представлено не было, в то время как организация такого вывоза была, в том числе, возложена на Администрации городских округов. Каких-либо доказательств, опровергающих приведенные заявителем доводы, административным органом не представлено, такие доказательства отсутствовал и на момент вынесения оспариваемого постановления.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах имеются неустранимые сомнения в виновности Общества во вменяемом правонарушении.
Кроме того, апелляционным определением Пятого арбитражного апелляционного суда общей юрисдикции от 22.12.2021 N 66а-1552/2021 признана недействующей статья 32 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях" с даты принятия апелляционного определения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Административной комиссии Ленинского административного округа города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2021 по делу N А46-12380/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12380/2021
Истец: ООО "МАГНИТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Административная комиссия Ленинского Административного округа г. Омска