г. Москва |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А41-59582/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Пивоваровой Л.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Федюково недвижимость"- Адрианов Н.А. представитель по доверенности от 21.07.21 г;
от Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск - Валиева А.В. представитель по доверенности от 27.12.21 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск на решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2021 по делу N А41-59582/21,
по заявлению ООО "Федюково недвижимость" к Комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск, о признании незаконным предписания, недействительным акта проверки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Федюково недвижимость" обратилось в суд с заявлением к Комитету имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск со следующими требованиями:
- признать предписание N 65 от 21 июня 2021 г., выданное Комитетом имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск (ОГРН 1155074010288) обществу с ограниченной ответственностью "Федюково Недвижимость" (ОГРН 1125074013206), незаконным;
- признать акт проверки N 94 от 21 июня 2021 г., составленный Комитетом имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск (ОГРН 1155074010288) по результатам внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Федюково Недвижимость" (ОГРН 1125074013206), недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.11.2021 по делу N А41-59582/21 прекращено производство по делу в части обжалования акта проверки N 94 от 21 июня 2021 г., составленный Комитетом имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск (ОГРН 1155074010288) по результатам внеплановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Федюково Недвижимость".
Предписание N 65 от 21 июня 2021 г., выданное Комитетом имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск (ОГРН 1155074010288) обществу с ограниченной ответственностью "Федюково Недвижимость" (ОГРН 1125074013206), признано незаконным.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Федюково недвижимость" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:131890, площадью 47 585 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Подольский р-н, с/о Брянцевский, вблизи д. Яковлево.
В рамках осуществления муниципального и земельного контроля Комитет имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск 28.05.2021 г. провел внеплановую выездную проверку соблюдения обществом земельного законодательства.
21.06.2021 г. заинтересованным лицом вынесен акт проверки N 94, согласно которому в результате осмотра установлено, что на земельный участок не ровный, доступ на участок свободный. На участке происходит зарастание земельного участка сорными растениями, кустарником и многолетними деревьями, что способствует распространению вредителей и болезней сельскохозяйственных культур. Признаки выращивания сельскохозяйственных культур отсутствует.
По итогам обследования издано предписание N 65 от 21.06.2021 г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выраженного в том, что земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:131890 используется не по целевому назначению.
В связи с изложенным, ООО "Федюково недвижимость" предписано в срок до 23.09.2021 г. привести участок в пригодное для использования состояние.
Считая акт проверки N 94 и предписание N 65 от 21.06.2021 г. незаконными, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена статьей 29 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Ненормативным правовым актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обязательным признаком ненормативного правового акта, который может быть оспорен в порядке главы 24 АПК РФ, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается. По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта, порождающим определенные юридические последствия для лица, которому такой акт адресован.
Как верно установлено судом первой инстанции, акт проверки данным критериям не соответствует.
По своей правовой природе акт проверки является процессуальным документом, фиксирующим результаты проверки, не содержащим юридически властного волеизъявления либо предписания. Акт не направлен на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей заявителя, в связи с чем законность и обоснованность акта проверки не могут являться самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что производство по требованию о признании незаконным Акта проверки N 94 от 21 июня 2021 г. надлежит прекратить.
Так же суд первой инстанции рассмотрел по существу требование о признании незаконным предписания.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На территории Российской Федерации деятельность в области организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) регулируются
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Исходя из содержания Закона N 294-ФЗ следует, что проверки в рамках осуществления муниципального контроля могут быть плановыми и внеплановыми.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно части 1, пункту 7 части 2 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294 -ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу указанной нормы предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Перечень грубых нарушений установлен частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 7 статьи 27 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171 -ФЗ), пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.
На основании абзаца 2 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:131890 имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 2 статьи 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:
- наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;
- наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Как верно установлено судом первой инстанции, в акте проверки от 21.06.2021 N 94 комитет указывает на то, что земельный участок не ровный, западная часть участка используется под дорогу. В восточной стороне участка происходит зарастание сорными растениями, кустарниками и многолетними деревьями.
Между тем, ни один из указанных признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, отраженных в акте проверки от 21.06.2021 N 94, документально не подтвержден, таким образом, в оспариваемом предписании не устанавливались обстоятельства, подлежащие установлению для признаков неиспользования земельного участка, с учетом требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) разъяснено, что деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
Кроме того, предписание должно содержать законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Как верно установлено судом первой инстанции, в деянии общества не усматривается использования спорного земельного участка не в соответствии с его видом разрешенного использования.
Доказательств использования обществом земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:131890 с нарушением норм земельного законодательства, причинении вреда почвам и окружающей среде, в материалы дела не представлено.
Оснований для вывода о том, что земельный участок используется обществом с нарушением установленных требований, не имеется.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание от 21.06.2021 N 65 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Обществом не представлено достаточных доказательств использования земельного участка по целевому назначению, а нарушение требований земельного законодательства подтверждается актом проверки, на основании которого выдано предписание.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, так вменяя Обществу в качестве нарушения неиспользование земельного участка по целевому назначению или использование его с нарушением требований законодательства, и возлагая на Общество обязанность устранить допущенное нарушение, именно Комитет должен доказать наличие на участке признаков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482.
В качестве признаков неиспользования земельного участка по целевому назначению Комитет в акте проверки указывает на зарастание участка сорными растениями, кустарниками и многолетними деревьями.
Между тем согласно постановлению Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482 зарастание земельного участка сорной травяной и древесно-кустарниковой растительностью свидетельствует о неиспользовании участка по назначению при соответствии одновременно двум критериям:
- сорные растения должны быть включены в перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482;
- зарастание сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью должно иметь место на 50 и более процентах площади земельного участка.
Учитывая изложенное, вышеуказанные доводы заявителя апелляционной жалобы, подлежат отклонению.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2021 года по делу N А41-59582/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59582/2021
Истец: ООО "ФЕДЮКОВО НЕДВИЖИМОСТЬ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПОДОЛЬСКА
Третье лицо: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПОДОЛЬСКА