г. Челябинск |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А76-23022/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Тарасовой С.В. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Южно-Уральская Тепло-Энергетическая компания "ТеплоСервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 декабря 2021 г. по делу N А76-23022/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Южно-Уральская тепло-энергетическая компания "ТеплоСервис" - Федорченко Д.В. (доверенность N 43-д от 15.02.2022, диплом),
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Синцова Е.С. (доверенность от 10.01.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Южно-Уральская тепло-энергетическая компания "ТеплоСервис" (далее - истец, апеллянт, ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Челябинской области в лице Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - ответчик, МТРиЭ, Министерство) о взыскании убытков в размере 3 716 465 руб. 26 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 20.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Челябинской области (далее - третье лицо, Минфин Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 06.12.2021) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" сослалось на то, что суд первой инстанции установил, что размер неполученных истцом доходов в результате межтарифной разницы, ввиду применения регулируемых тарифов (цен) на коммунальные услуги, поставляемые населению в июле-декабре 2019 года и январе-декабре 2020 года, составил 3 716 465 руб. 26 коп. Ответчик возражений в части определения размера убытков истца в виде выпадающих доходов, а также объема поставленных коммунальных ресурсов по льготным тарифам в указанные периоды не высказывал, контррасчет иска не предоставил. Более того, ответчик был готов возместить истцу указанную сумму путем корректировки тарифов на тепловую энергию в 2022 году.
При этом суд первой инстанции ошибочно посчитал, что фактической причиной возникновения у истца убытков является не установление МТРиЭ льготных тарифов, а исключительно бездействие самого истца.
Полагает, что обязанность МТРиЭ по компенсации возникающих убытков вследствие установления льготного тарифа на коммунальные ресурсы, поставляемые истцом, обусловлена общими положениями гражданского права, не связана с бездействием ответчика, поскольку возмещение убытков в виде межтарифной разницы является следствием правомерного действия публично-правового образования по установлению льготных тарифов и направлено на компенсацию экономических потерь, возникающих у ресурсоснабжающей организации вследствие применения мер тарифного регулирования, предусматривающих установление определенных льгот отдельным категориям потребителей.
Установив для истца тарифы на отпуск коммунальных ресурсов в льготном размере, у ответчика автоматически возникла обязанность по компенсации межтарифной разницы, которая не зависит от установления механизма предоставления субсидии и исполнения обязанности по ее предоставлению.
Компенсация соответствующих убытков не ставится в зависимость от соблюдения каких-либо условий, а возмещается в связи с самим фактом поставки коммунальных ресурсов по тарифам ниже экономически обоснованных.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном отзыве, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом; в судебное заседание своего представителя не направило.
С учетом мнения представителей истца и ответчика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" на основании распоряжения Администрации Карталинского муниципального района от 29.11.2018 N 760-р с 01.01.2019 является единой теплоснабжающей организацией в зоне действия системы теплоснабжения - районная котельная Карталы и на основании постановления Администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района от 07.08.2019 N 24 - единой теплоснабжающей организацией в зоне действия системы теплоснабжения Еленинского сельского поселения.
В период с 01.07.2019 по 31.12.2020 ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" осуществляло поставку тепловой энергии потребителям Карталинского муниципального района Челябинской области.
Постановлениями Министерства для населения были установлены льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель за периоды июль - декабрь 2019 года, январь - октябрь 2020 года, в том числе для г. Карталы, с. Еленинка, п. Новокаолиновый.
Письмом от 11.03.2021 N 189 ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" направило в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области комплект документов на предоставление субсидии на возмещение части недополученных доходов за периоды июль - декабрь 2019 года, январь - октябрь 2020 года по котельным г. Карталы, с. Еленинка, п. Новокаолиновый (л.д.11).
В соответствии с расчетом истца общий размер убытков ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис", возникших в результате межтарифной разницы за указанные периоды, составил 3 716 465 руб. 26 коп. (л.д.15).
Согласно выписке из протокола Министерства от 24.03.2021 N 15 ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" отказано в заключении соглашения о предоставлении субсидии в связи с нарушением сроков предоставления документов, предусмотренных пунктами 8, 9 Порядков предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в 2019 и в 2020 годах, утвержденных постановлениями Правительства Челябинской области от 20.02.2019 N 50-П и от 20.02.2020 N 47-П, соответственно (л.д.26 оборот).
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2 статьи 157, пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями возникновения ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Установив, что истцом не доказана вся совокупность условий, необходимых для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
В обоснование отказа суд первой инстанции указал, что выплата субсидий носит заявительный характер. У истца имелась возможность в установленном порядке направить в адрес ответчика документы, необходимые для компенсации выпадающих доходов от межтарифной разницы. Удовлетворение требований ресурсоснабжающей организации о взыскании межтарифной разницы, основанных исключительно на самом факте ее наличия, в отсутствие нарушений со стороны органов публичной власти и в обход установленного публично-правовым образованием порядка ее компенсации, не соответствует положениям статей 10, 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае убытки, понесенные истцом при осуществлении регулируемой деятельности, возникли исключительно в результате бездействия самого истца и не находятся в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчика.
Указанные выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.
Установление льготных тарифов на тепловую энергию для населения осуществляется в целях обеспечения соблюдения ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 503-30 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" (далее - Закон N 503-30) право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области.
В соответствии со статьей 3 Закона N 503-30 основанием для предоставления льгот являются принятые в соответствии с настоящим Законом решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения.
Возмещение выпадающих доходов, возникающих у теплоснабжающих организаций в связи с начислением платы населению за услуги теплоснабжения по льготным тарифам на тепловую энергию, осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области.
В соответствии с Законом N 503-30 порядок предоставления субсидий в целях возмещения выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, устанавливается ежегодно нормативными правовыми актами Челябинской области.
Частью 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим лицам, общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887.
Выплата субсидий носит заявительный характер.
Предоставление в 2019 году субсидий из бюджета Челябинской области на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области, регулировалось Порядком предоставления в 2019 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2019 N 50-П (далее - Порядок 2019).
Предоставление в 2020 году субсидий из бюджета Челябинской области на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области, регулировалось Порядком предоставления в 2020 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2020 N 47-П (далее - Порядок 2020).
ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" письмом от 11.03.2021 N 189 (рег. N 2549/07 от 12.03.2021) обратилось в МТРиЭ с заявкой на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения по льготным тарифам на тепловую энергию населения в зоне теплоснабжения "Система теплоснабжения - районная котельная Карталы" Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района, за июль-декабрь 2019 года и январь-октябрь 2020 года в размере 1 364 368 руб. 34 коп., в селе Еленинка Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района за декабрь 2019 года и январь-декабрь 2020 года в размере 470 963 руб. 36 коп., в поселке Новокаолиновый Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района за декабрь 2019 года и январь-декабрь 2020 года в размере 1 881 133 руб. 56 коп.
Согласно подпункта 4 пункта 12 Порядка 2019 и подпункта 4 пункта 12 Порядка 2020 нарушение срока представления документов получателем субсидии, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка (в случае если документы представлялись получателем субсидии в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка - срока, предусмотренного пунктом 9 настоящего Порядка) является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения и предоставлении субсидии.
В связи с тем, что ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" нарушило срок представления документов, предусмотренный пунктами 8 и 9 Порядка 2019 - не позднее 15 декабря 2019 года и пунктами 8 и 9 Порядка 2020 - не позднее 15 декабря 2020 года, основания для заключения соглашения с ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" и предоставления субсидии у Министерства отсутствовали, в связи с чем решением Правления Министерства от 24.03.2021 N 15 ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" отказано в заключении соглашения и предоставлении субсидии за июль-декабрь 2019 года и январь-декабрь 2020 года, как это предусмотрено подпунктом 4 пункта 12 Порядка 2019 и подпунктом 4 пункта 12 Порядка 2020.
Порядком предоставления в 2021 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 05.02.2021 N 29-П, (далее - Порядок 2021) не предусмотрено возможности возмещения из бюджета Челябинской области сумм субсидий, невыплаченных теплоснабжающей организации за какие-либо периоды 2019 и 2020 годов в связи с нарушением получателем субсидии сроков представления документов, установленных пунктами 8 и 9 Порядка 2019 и пунктами 8 и 9 Порядка 2020 или в связи с отсутствием обращения получателя субсидии.
В то же время законодательством в сфере тарифного регулирования предусмотрен механизм корректировки тарифов на тепловую энергию с учетом фактических значений параметров расчета тарифов за прошедшие периоды, который позволяет учесть, как экономически обоснованные выпадающие доходы регулируемых организаций, так и экономию, полученную в результате деятельности.
В соответствии с пунктами 13 и 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), пунктами 51 и 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания), выпадающие доходы, возникшие из-за снижения фактической товарной выручки, вызванной неполучением субсидий за 2019 и 2020 годы, могли быть учтены МТРиЭ при установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию на 2022 год в срок не позднее 20.12.2021, установленный пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Решение МТРиЭ об отказе в предоставлении субсидии ООО ЮУТЭК "ТеплоСервис" на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам, за июль-декабрь 2019 года и январь-декабрь 2020 года было принято в соответствии с требованиями Порядка 2019 и Порядка 2020.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что убытки, понесенные истцом, возникли исключительно в результате бездействия самого истца и не подлежат взысканию с ответчика. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимых для привлечения МТРиЭ к ответственности в виде взыскания убытков. Сам по себе факт утраты в 2021 г. истцом статуса единой теплоснабжающей организации в зоне действия Еленинского поселения ввиду расторжения договоров аренды недвижимого имущества и оборудования, вырабатывающего тепловую энергию в с. Еленинка и п. Новокаолиновый, с учетом нарушения истцом процедуры получения субсидии не является основанием для взыскания с ответчика убытков.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 декабря 2021 г. по делу N А76-23022/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Южно-Уральская Тепло-Энергетическая компания "ТеплоСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.В. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23022/2021
Истец: ООО "ЮТЭК-Теплосервис"
Ответчик: Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ