г. Москва |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А41-72128/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 год.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Божиной П.И.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ОАО "Люберецкий ГОК" - Ювковецкая О.А., по доверенности от 06.09.2021.,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по МО - извещено, представитель не явился;
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по МО на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2021 по делу N А41-72128/21 по заявлению ОАО "Люберецкий ГОК" к Управлению Росреестра по МО об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Люберецкий ГОК" (далее - заявитель, ОАО "Люберецкий ГОК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) с требованиями:
1. Признать незаконным Уведомление об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 13 июля 2021 года N КУВД-001/2021-27257494/1, полученное в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Котельники, ул. Карьерная, д. 13.
2. Обязать включить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а именно нежилом помещении, расположенном по адресу: Московская область, г. Котельники, ул. Карьерная, д. 13.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по МО не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ОАО "Люберецкий ГОК" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 14.07.2021 ОАО "Люберецкий ГОК" обратилось с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении ранее учтенного объекта недвижимости, расположенного по адресу: Московская область, г. Котельники, ул. Карьерная, д. 13.
Уведомлением от 13.07.2021 N КУВД-001/2021-27257494/1 регистрирующий орган известил общество об отказе в государственном кадастровом учете.
Основанием для отказа послужило следующее: в соответствии с частью 5 статьи 69 Закона в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
А также указано Управлением Росреестра о направлении в адрес ГУП МО "МОБТИ" запроса от 06.07.2021 о предоставлении копий документов инвентарного дела для принятия решения о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что данный отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав является незаконным и нарушает права и законные интересы ОАО "Люберецкий ГОК" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Частями 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; технический план здания, строения, сооружения.
Статья 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регламентирует процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
В силу положений статьи 69 Закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1).
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 4).
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (часть 5).
Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 89 утверждены порядок и сроки направления органом регистрации прав запросов о представлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него, согласно которому запрос направляется в органы технической инвентаризации по месту нахождения объекта недвижимости.
На основании пункта 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (далее - Положение N 921) (действовавшего до 08.07.2013) первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, управлением сделан запрос в ГБУ Московской области "МОБТИ" о предоставлении сведений. Однако ответом от 20.12.2021 в предоставлении информации отказано.
Указанный довод не может являться основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области, поскольку представленный Управлением Росреестра по Московской области Ответ на запрос об отказе в предоставлении информации от 20.12.2021 не может являться доказательством по делу, рассматриваемым в суде апелляционной инстанции.
В Уведомлении об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 13 июля 2021 года N КУВД-001/2021- 27257494/1 указано, что Управлением Росреестра по Московской области был сделан запрос от 06.07.2021 года N 12-20-601 в подразделение ГУП МО "МОБТИ" о предоставлении копий документов инвентарного дела для принятия решения о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
При этом в уведомлении об отказе не конкретизировано, какие именно документы не были представлены заявителем, и какие документы надлежало предоставить в Управление Росреестра по Московской области.
Как указывает ответчик, согласно части 6 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
Так как запрос был сделан 06.07.2021, то Управление Росреестра по Московской области должно было предоставить сведения 09.07.2021. Однако на сегодняшний день остается непонятна конкретная причина отказа. Управлением Росреестра по Московской области не представлено, какая именно информация была получена от ГУП МО "МОБТИ" в ответ на запрос от 06.07.2021 года N 12-20-601.
Также Управлением не представлено иных сведений о несоответствии представленных на регистрацию документов заявителем, в материалах реестрового дела такие сведения также отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственной регистрации.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2021 по делу N А41-72128/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72128/2021
Истец: ОАО "Люберецкий ГОК"
Третье лицо: Управление Росреестра по МО