г. Владивосток |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А24-4518/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-659/2022
на решение от 30.12.2021
судьи М.В. Карпачева
по делу N А24-4518/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свободный порт Камчатка" (ИНН 4101176456, ОГРН 1164101056052) о признании незаконным и отмене постановления Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951) от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021;
по протесту Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры на постановление Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951) от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021,
при участии в заседании: стороны не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Свободный порт Камчатка" (далее - заявитель, общество, ООО "Свободный порт Камчатка") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке 25 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением об оспаривании постановления Сахалинской таможни (далее - административный орган, таможня, таможенный орган) от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 11.10.2021 заявление ООО "Свободный порт Камчатка" принято к производству в порядке упрощенного производства согласно статье 227 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 17.11.2021 протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Нецвет И.А. на постановление Сахалинской таможни от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021 принят к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу N А24-5392/2021 и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства согласно статье 227 АПК РФ.
Определением суда от 01.12.2021 дела N А24-4518/2021 и N А24-5392/2021 объединены в одно производство, с присвоенным делу единого номера N А24-4518/2021.
Определением суда от 01.12.2021 рассмотрение дела N А24-4518/2021 назначено по общим правилам административного судопроизводства, ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.12.2021 в удовлетворении требований ООО "Свободны порт Камчатка" отказано, протест Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры на постановление Сахалинской таможни от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021 удовлетворен.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Сахалинская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.12.2021 изменить в части удовлетворения протеста Камчатского транспортного прокурора и принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт не согласен с выводами арбитражного суда о том, что датой совершения правонарушения является 16.03.2021, то есть день, следующий за днем исполнения соответствующей обязанности. Сахалинская таможня считает, что несвоевременное представление статистической формы, ровно как представление статформы, содержащей недостоверные сведения, по мнению таможни, выражается в действия заявителя по подаче статистической формы за пределами установленного Правилами срока, тем самым противоправное деяние оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных к прекращению противоправного деяния, то есть подачи статистической формы в таможенный орган. Следовательно, в рассматриваемом случае, по мнению таможни, датой совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, будет являться дата фактического представления заявителем статистической формы - 21.05.2021.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца, ответчика и третьих лиц в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
07.12.2020 между ООО "Свободный порт Камчатка" (далее - Заказчик) и товариществом с ограниченной ответственностью "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" (далее - Поставщик) заключен договор N 108КД (далее - Договор), согласно которому Поставщик поставляет, а Заказчик принимает запасные запчасти, инструменты и расходные материалы, на условиях, оговоренных в приложениях к договору (пункт 1.1 Договора).
Согласно приложению N 1 к Договору Поставщик в адрес Заказчика осуществил отгрузку товара на общую сумму 4 105,18 евро.
20.02.2021 ООО "Свободный порт Камчатка" получило 11 позиций товаров (запасных частей) общей стоимостью 2770,08 евро, согласно электронного счета-фактуры от 12.02.2021 N ESF-101240006108-20210212-19840733, накладной от 11.02.2021 N 5, сопроводительной накладной на товары от 12.02.2021 NKZ-SNT6206-101240006108-20210212-59544855.
21.05.2021 ООО "Свободный порт Камчатка" направило на сайт Федеральной таможенной службы в электронном виде статистическую форму учета перемещения товаров. Статистическая форма учета перемещения товаров зарегистрирована автоматически под системным номером 10707000/210521/С682627.
Из статистической формы учета перемещения товаров от 21.05.2021 N 10707000/210521/С682627 следует, что в Российскую Федерацию из Республики Казахстан в рамках договора от 07.12.2020 N 108КД ООО "Свободный порт Камчатка" осуществлен ввоз товара - 11 позиций запасных частей общей стоимостью 2770,08 евро, продавец - товарищество с ограниченной ответственностью "Еврокоптер Казахстан инжиниринг", страна происхождения - Республика Казахстан, дата получения товара - 20.02.2021.
При проверке таможенным органом статистической формы учета перемещения товаров, предоставленных ООО "Свободный порт Камчатка" от 21.05.2021 N 10707000/210521/С682627, таможенным органом выявлено нарушения срока предоставления указанной статистической формы учета перемещения товаров, установленного пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года N 1329".
07.09.2021 таможенным органом в отношении ООО "Свободный порт Камчатка" составлен протокол по делу N 10707000-000318/2021 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
07.09.2021 исполняющим обязанности заместителя начальника Сахалинской таможни - начальником службы Сахалинской таможни по Камчатскому краю в отношении общества вынесено постановление N 10707000-318/2021 о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сахалинской таможни от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда подлежит отмене в части удовлетворения протеста прокурора.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
Как следует из материалов дела, необходимая статистическая форма отчетности на товар, ввезенный на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан в феврале 2021 года, представлена ООО "Свободный порт Камчатка" в таможенный орган 21.05.2021.
Имеющимися в материалах дела доказательствами: протокол об административном правонарушении от 07.09.2021 N 10707000-318/2021, статистическая форма учета перемещения товаров (Регистрационный номер 10707000/210521/С682627), копия договора от 07.12.2020 N 108КД, копия приложения N 1 к договору от 07.12.2020 N 108КД, копия счета на оплату от 22.01.2021, копия платежного поручения от 28.01.2021 N 2, электронного счета-фактуры от 12.02.2021 N ESF-101240006108-20210212-19840733, накладной от 11.02.2021 N 5, сопроводительной накладной на товары от 12.02.2021 NKZ-SNT6206-101240006108-20210212-59544855 и другими, подтверждено нарушение обществом пункта 9 Правил.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при ввозе товаров в Российскую Федерацию, невозможность их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Апелляционная жалоба не содержит возражений относительно выводов арбитражного суда в части совершенного обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В связи с данными обстоятельствами у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в соответствующей части.
Возражения апеллянта относятся к выводам суда об удовлетворении протеста прокурора об определении даты совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В связи с чем судебной коллегией проверяется довод апелляционной жалобы о том, что датой совершения правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является дата фактического представления заявителем статистической формы - 21.05.2021.
Согласно представленной статистической форме учета перемещения товара, в Российскую Федерацию из Республики Казахстан в рамках договора от 07.12.2020 N 108КД ООО "Свободный порт Камчатка" осуществлен ввоз товара - 11 позиций запасных частей общей стоимостью 2770,08 евро, продавец - товарищество с ограниченной ответственностью "Еврокоптер Казахстан инжиниринг", страна происхождения - Республика Казахстан, дата получения товара - 20.02.2021.
21.05.2021 статистическая форма была заполнена на указанную поставку товаров и зарегистрирована на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где ей был присвоен регистрационный номер 10707000/210521/С682627.
В силу пункта 9 Правил ООО "Свободный порт Камчатка" обязано было представить статистическую форму в Сахалинскую таможню не позднее 15.03.2021, однако указанная форма представлена обществом 21.05.2021.
07.09.2021 таможенным органом в отношении ООО "Свободный порт Камчатка" составлен протокол по делу N 10707000-000318/2021 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
07.09.2021 исполняющим обязанности заместителя начальника Сахалинской таможни - начальником службы Сахалинской таможни по Камчатскому краю в отношении общества вынесено постановление N 10707000-318/2021 о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
07.09.2021 Камчатским транспортным прокурором Дальневосточной транспортной прокуратуры Нецвет И.А. заявлен протест на постановление Сахалинской таможни от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021.
В силу предоставленных полномочий в порядке статьи 23 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор указывает на то, что таможенным органом нарушены требования, установленные статьями 26.1, 29.10 КоАП РФ, в части определения даты совершения административного правонарушения в описательно-мотивировочной части постановления, верной датой совершения административного правонарушения считает 16.03.2021.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.10.2019 по делу N 303-ЭС19-5986, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, а также вправе вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу положений части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, осуществляется по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30.10 КоАП РФ одна из таких особенностей - возможность оспаривания прокурором не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и (или) последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам на эти постановления в порядке и сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
При этом частью 3 статьи 30.12 КоАП РФ предусмотрено право принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, которое принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.
Согласно пункту 3 части статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные Федеральным законом действия.
Независимо от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении действующее законодательство предусматривает право на принесение прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении, если это постановление не вступило в законную силу, либо прокурором субъекта Российской Федерации и его заместителем, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорами военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главным военным прокурором и их заместителями, если постановление по делу об административном правонарушении вступило в силу.
Поскольку протест Прокурора на обжалуемое постановление Сахалинской таможни перенаправлен в арбитражный суд по подсудности из суда общей юрисдикции (формой обращения в который в соответствии с КоАП РФ является именно протест), указанный протест Прокурора подлежит рассмотрению по существу арбитражным судом.
Согласно тексту обжалуемого постановления датой совершения административного правонарушения указано 21.05.2021.
Суд первой инстанции, посчитав, что срок представления статистической отчетности за февраль 2021 года истек 15.03.2021, следовательно, датой совершения правонарушения является 16.03.2021, то есть день, следующий за днем совершения правонарушения. Таким образом, арбитражный суд посчитал выводы прокурора о неверном определении таможенным органом даты совершения вменяемого правонарушения правомерными.
Удовлетворяя протест прокурора, судом первой инстанции не учтено следующее.
Квалификация противоправного деяния в качестве длящегося либо не длящегося правонарушения напрямую связана с объективной стороной соответствующего деяния и осуществляется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом следует учитывать, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.
Согласно пункту 19 постановления Пленума ВС РФ N 5 административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
В данном случае общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося именно в несвоевременном представлении в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, обществу не вменялось неисполнение обязанности к установленному сроку.
Несвоевременное представление статистической формы учета, за пределами установленного законом срока, выражается в противоправных действиях заявителя по подаче таких статистических форм.
Данное правонарушение началось с момента бездействия и окончено на дату представления статистической формы учета в таможенный орган через личный кабинет, местом его совершения является таможенный орган, в котором осуществлена их регистрация.
Таким образом, при совершении указанного правонарушения имело место несвоевременное представление статистических форм учета.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, датой совершения правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета, будет являться дата фактического представления статистической формы учета, совершенное обществом правонарушение окончено на дату направления статистической отчетности в таможенный орган через личный кабинет. Следовательно, дата совершения вменяемого административного правонарушения, является 21.05.2021, на что правомерно указано в протоколе по делу об административном правонарушении.
Указанный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.05.2019 N 5-АД19-21, от 13.05.2019 N 5-АД19-23, от 05.10.2020 N 41-АД20-11.
Оспариваемое постановление вынесено таможенным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делам об административных правонарушениях таможенным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях, судом не выявлено.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции из материалов дела не усматривает.
Проверка размера наложенного на общество административного штрафа показала, что он был назначен заявителю в пределах санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в минимальном размере 20 000 рублей, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
С учетом изложенного, решение от 30.12.2021 по делу N А24-4518/2021 подлежит отмене в части удовлетворения протеста Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры на постановление Сахалинской таможни от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.12.2021 по делу N А24-4518/2021 отменить в части удовлетворения протеста Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры на постановление Сахалинской таможни от 07.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10707000-318/2021.
В удовлетворении протеста Камчатского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры на постановление Сахалинской таможни отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4518/2021
Истец: ООО "Свободный порт Камчатка"
Ответчик: Служба Сахалинской таможни по Камчатскому краю (г. Петропавловск-Камчатский)
Третье лицо: Сахалинская таможня