г. Москва |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А40-65079/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей О.Н. Лаптевой, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 августа 2021 года по делу N А40-65079/21, принятое судьёй Козловским В.Э., по иску ОАО "РЖД" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Балахонцева И.В. по доверенности от 02.03.2021
от ответчика: Аскеров Э.Ш. по доверенности от 04.12.2020
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в сумме 8 860 454 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) и ОАО "РЖД" (далее - Исполнитель) был заключен государственный контракт N 257/6/10529/3685773 от 21.11.2019 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении (далее -Контракт).
Цена Контракта N 257/6/10529/3685773 от 21.11.2019 составляет 15 000 000 000 руб., включая НДС (пункт 4.1 Контракта).
Срок оказания услуг в соответствии с п.11.2 Контракта с 15 октября 2019 по 31 декабря 2020 года.
Согласно пункту 2.2 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказать Услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с предметом Контракта, определенным в п.2.1. Контракта, оказание услуг по обеспечению и выполнению воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении, осуществляется в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта и Уставом воинских железнодорожных перевозок, а привлечение подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Постановление N 1590).
Минобороны России, в свою очередь, обязалось принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с требованиями и на условиях, установленных Контрактом (п.п. 3.2.1. и 3.4.2.).
Согласно п.3.2.13 Контракта ОАО "РЖД" обязано самостоятельно осуществлять привлечение подвижного состава третьих лиц на основе заявок, представляемых получателями Услуг (представителями Заказчика) и организациями - поставщиками Заказчика, обеспечивая принцип приоритетности выполнения воинских перевозок.
Использование привлеченных вагонов и/или контейнеров для Заказчика осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особенностей тарификации, установленных Постановлением Правительства РФ (п.5.4. Контракта).
Перечень дополнительных услуг, оказываемых ОАО "РЖД" на возмездной основе, определен в техническом задании, которое является приложением N 1 к Контракту.
В данный перечень входит дополнительная услуга по организации перевозок в железнодорожно-паромном сообщении с использованием паромных линий Кавказ- Керчь (Крым)-Кавказ, Усть-Луга-Балтийск-Усть-Луга, Ванино-Холмск-Ванино (п. 1.1.6. технического задания).
В случае организации такой перевозки в ее стоимость включается тариф морского перевозчика и стоимость услуг паромных комплексов, если иное не предусмотрено договором заказчика с морским перевозчиком (п. 2.1. Технического задания).
Таким образом, помимо услуг по перевозке воинских грузов Контракт предусматривает привлечение подвижного состава и дополнительные услуги.
Как указывает истец, в период с июля по сентябрь 2020 года для нужд Минобороны России им были оказаны услуги по перевозке воинских грузов в привлеченном подвижном составе третьих лиц и дополнительные услуги по организации этих перевозок в железнодорожно-паромном сообщении.
Перевозки осуществлялись с различных станций российских железных дорог на станции Калининградской железной дороги, что подтверждается ж/д накладными: N N Х248757, Х248759, Х444068, Х444069, Х444079, Х444080, Х444082, Х444083, Х444084, Х444085, Х444089, Х444090, Х444091, Х444126, Х444128, Х444129, Х444131, Х444132, Х444142, Х444143, Х444133, Х249917.
Согласно абз.2 п.5.19. технического задания перевозки воинских грузов и домашних вещей в вагонах и контейнерах на (с) Калининградскую железную дорогу осуществляется только с использованием паромной линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга.
Соответственно, дополнительные услуги по организации этих перевозок в железнодорожно-паромном сообщении были осуществлены с использованием паромной линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга.
После раскредитования накладных и выдачи грузов на станциях назначения Калининградской железной дороги привлеченный подвижной состав был возвращен владельцам вагонов железнодорожно-паромным сообщением также с использованием паромной линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга (количество и номера вагонов указаны в расчете к иску).
В соответствии с п. 5.3. Контракта начисление провозной платы за воинские грузовые перевозки, перевозки домашних вещей, платы за привлечение подвижного состава, плат и сборов за дополнительные операции и услуги, производится по ставкам (тарифам) и правилам, установленным для железнодорожного транспорта во внутригосударственном сообщении, и в соответствии с постановлением N 1590 в порядке, определенном условиями технического задания (приложение N 1 к Контракту).
Техническим заданием (абз.1 п.5.19.) согласовано сторонами начисление стоимости перевозки паромом на линии Усть-Луга - Балтийск согласно ставкам, установленным в приложении N 9 к Контракту.
Исходя из совокупности положений спорного Контракта, технического задания и постановления Правительства РФ N 1590, сторонами, вопреки доводов иска, было согласовано условие о том, что "возврат порожних вагонов" оплачивается в составе тарифа за перевозку этих вагонов в груженом рейсе, а, следовательно, у ответчика имеется обязанность по исполнению принятых на себя обязательств по его оплате.
В соответствии с требованиями п.п. 3.1., 3.2. Технического задания перевозчик направил заказчику счета на оплату оказанных услуг по спорным ж/д накладным с актами оказанных услуг.
Заказчик оплатил вышеуказанные счета не в полном объеме, а именно не был оплачен сбор за условно порожний рейс по возврату подвижного состава по морскому участку пути на общую сумму 8 860 545,40 руб. согласно представленному в материалы дела расчету со ссылками на конкретные вагоны.
Таким образом, Минобороны России в нарушение принятых на себя обязательств не в полном объеме произвело оплату оказанных ОАО "РЖД" услуг, а именно за перевозку паромной линией Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга порожнего железнодорожного подвижного состава.
Порядок расчетов за оказанные услуги установлен главой 6 Контракта, предусматривающей ежемесячное формирование по начисленным суммам и акцептованным счетам за выполненные Услуги (воинские железнодорожные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава и дополнительные услуги) в 2 экземплярах сводного акта оказанных услуг за воинские железнодорожные грузовые перевозки, привлечение подвижного состава и дополнительные услуги (далее - Сводный акт оказанных услуг).
Оплата за оказанные и акцептованные Услуги осуществляется ежемесячно с лицевого счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя. Датой оплаты оказанных Услуг считается дата списания денежных средств с лицевого счета Заказчика в течении 10 рабочих дней после предоставления Исполнителем Заказчику Сводного акта оказанных услуг с приложением счетов на оказанные Услуги (пункты 6.3., 6.4. Контракта).
Согласно п.6.8. Контракта авансирование Исполнителя по Контракту не предусмотрено.
Начисление сборов и плат в железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга -Балтийск - Усть-Луга, как указано в п.5.19 Технического задания, осуществляется в соответствии с Соглашением между ОАО "РЖД" и ФГУП "Росморпорт" от 13.08.2010 N 882 "Об общих принципах регулирования цены при организации работ на железнодорожных станциях Лужская и Балтийск и железнодорожно-паромных комплексах в портах на линии Усть-Луга - Балтийск" и стоимости перевозки паромом на линии Усть-Луга - Балтийск по ставкам, указанным в Приложении N 9 к Контракту.
06 апреля 2020 года между сторонами Контракта было подписано дополнительное соглашение N 1 к Контракту, установившее с 01.01.2020 ставку платы за услуги по перевозке паромной линией Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга одного вагона в размере 62 048 рублей.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие счета на оплату оказанных услуг по вышеуказанным ж/д накладным:
- N 104 за период с 01.08.2020 по 31.08.2020 (с актом оказанных услуг N 1002602499/10/202008 от 31.08.2020, включающим отправки N -N Х444068, Х444069, Х444079, Х444080, Х444082, Х444083, Х444084, Х444085, Х444089, Х444090, Х444091) на сумму 27 097 677,12 руб., из которых не акцептовано за условно-порожний рейс по морскому участку пути 4 914 201,60 руб.;
- N 107 за период с 21.08.2020 по 25.08.2020 (с актом оказанных услуг N 1002602499/10/2020085 от 25.08.2020, включающим отправки N -N Х444126, Х444128, Х444129, Х444131, Х444132) на сумму 15 768 179,58 руб., из которых не акцептовано за условно-порожний рейс по морскому участку пути 2 159 270,40 руб.;
- N 112 за период с 26.08.2020 по 31.08.2020 (с актом оказанных услуг N 1002602499/10/2020086 от 31.08.2020, включающим отправки N -N Х444142, Х444143) на сумму 5 398 721,84 руб., из которых не акцептовано за условно-порожний рейс по морскому участку пути 893 491,20 руб.;
- N 124 за период с 01.08.2020 по 31.08.2020 (с корректировочным актом оказанных услуг N В/1002602499/10/202008/202009 от 30.09.2020, включающим отправку N Х444133) на сумму 251 726,28 руб., из которых не акцептовано за условно-порожний рейс по морскому участку пути 148 915,20 руб.;
- N 119 за период с 06.09.2020 по 10.09.2020 (с актом оказанных услуг N 1002602499/10/2020092 от 10.09.2020, включающим отправку N Х249917) на сумму 8 304 965,50 руб., из которых не акцептовано за условно-порожний рейс по морскому участку пути 372 288 руб.;
- N 146 за период с 01.07.2020 по 31.07.2020 (с корректировочным актом оказанных услуг N В/1002602499/10/202007/202010 от 31.10.2020, включающим отправки N -N Х248757, Х248759) на сумму 372 288 руб., из которых не акцептовано за условно-порожний рейс по морскому участку пути 372 288 руб.
Итого общая неакцептованная сумма за условно-порожний рейс по морскому участку пути составила 4 914 201,60 руб. + 2 159 270,40 руб. + 893 491,20 + 148 915,20 руб. +372 288 + 372 288 руб. = 8 860 454,40 руб.
Расчет задолженности Министерство обороны России не оспаривает.
Направленные истцом в адрес ответчика претензии были оставлены без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ).
Отсутствие оплаты надлежаще оказанных истцом услуг послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Довод ответчика о неправильном толковании судом Технического задания, являющегося приложением N 1 к Контракту, на основании которого с июля по сентябрь 2020 года ОАО "РЖД" производило перевозки воинских грузов для нужд Министерства обороны Российской Федерации, который не содержит ставки платы за возврат порожнего вагона в условном возвратном порожном рейсе после выгрузки груза с использованием паромной линии Усть-Луга-Балтийск-Усть-Луга, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии Государственным Контрактом ОАО "РЖД" обязалось обеспечивать и выполнять воинские и специальные грузовые железнодорожные перевозки, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Уставом воинских железнодорожных перевозок, с привлечением подвижного состава в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - постановление N1590), а также оказывать дополнительные услуги в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) в период с 15.10.2019 по 31.12.2020 включительно (п.п.2.1. и п.11.2. Контракта).
Минобороны России, в свою очередь, обязалось принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с требованиями и на условиях, установленных Контрактом (п.п. 3.2.1. и 3.4.2. Контракта).
Таким образом, помимо услуг по перевозке воинских грузов Контракт предусматривает привлечение подвижного состава и дополнительные услуги.
Согласно п. 3.2.13. Контракта привлечение подвижного состава третьих лиц ОАО "РЖД" осуществляет самостоятельно на основании заявок предоставляемых получателями услуг, обеспечивая принцип приоритетности выполнения воинских перевозок.
Использование привлеченных вагонов и/или контейнеров для заказчика осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особенностей тарификации, установленных постановлением N 1590 (п.5.4. Контракта).
Перечень дополнительных услуг, оказываемых ОАО "РЖД" на возмездной основе, определен в техническом задании, которое является приложением N 1 к Контракту.
В данный перечень входит дополнительная услуга по организации перевозок в железнодорожно-паромном сообщении с использованием паромных линий Кавказ-Керчь (Крым)-Кавказ, Усть-Луга-Балтийск-Усть-Луга, Ванино-Холмск-Ванино (п. 1.1.6. технического задания).
В случае организации такой перевозки в ее стоимость включается тариф морского перевозчика и стоимость услуг паромных комплексов, если иное не предусмотрено договором заказчика с морским перевозчиком (п. 2.1. Технического задания).
Согласно абз. 2 п. 5.19. технического задания перевозки воинских грузов и домашних вещей в вагонах и контейнерах на (с) Калининградскую железную дорогу осуществляется только с использованием линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга.
Соответственно, дополнительные услуги по организации этих перевозок в железнодорожно-паромном сообщении были осуществлены с использованием паромной линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга.
После раскредитования накладных и выдачи грузов на станциях назначения Калининградской железной дороги привлеченный подвижной состав был возвращен владельцам вагонов железнодорожно-паромным сообщением также с использованием линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга (количество и номера вагонов указаны в расчете к иску).
В соответствии с п. 5.3. Контракта начисление провозной платы за воинские грузовые перевозки, перевозки домашних вещей, платы за привлечение подвижного состава, плат и сборов за дополнительные операции и услуги, производится по ставкам (тарифам) и правилам, установленным для железнодорожного транспорта во внутригосударственном сообщении, и в соответствии с постановлением N 1590 в порядке, определенном условиями технического задания (приложение N 1 к Контракту).
Техническим заданием (абз.1 п.5.19.) согласовано сторонами начисление стоимости перевозки паромом на линии Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга согласно ставкам, установленным в приложении N 9 к Контракту.
Исходя из совокупности положений Контракта, технического задания и постановления N 1590, сторонами, вопреки доводам ответчика, было согласовано условие о том, что "возврат порожних вагонов" оплачивается в составе тарифа за перевозку этих вагонов в груженом рейсе, а, следовательно, у ответчика имеется обязанность по исполнению принятых на себя обязательств по его оплате.
В соответствии с требованиями п.п. 3.1., 3.2. технического задания перевозчик направил заказчику счета на оплату оказанных услуг по спорным ж/д накладным с актами оказанных услуг.
Заказчик оплатил вышеуказанные счета не в полном объеме, а именно не был оплачен сбор за условно порожний рейс по возврату подвижного состава по морскому участку пути на общую сумму 8 860 545,40 руб. согласно представленному в материалы дела расчету со ссылками на конкретные вагоны.
Таким образом, ответчик в нарушение принятых на себя обязательств не в полном объеме произвело оплату оказанных истцом услуг, а именно за перевозку паромной линией Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга порожнего железнодорожного подвижного состава.
Довод ответчика о том, что законом не предусмотрено регулирование стоимости услуг морских перевозчиков с ссылкой на постановление Правительства Сахалинской области N 547 от 24.11.2017, подлежит отклонению.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995 (далее - Постановление N 239) в целях упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) были утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, которые подлежат государственному регулированию Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с Постановлением N 239, наделены правом вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Ленинградская область (порт Усть-Луга) и Калининградская область (порт Балтийск) к районам Крайнего Севера не относятся (постановление Совета министров СССР N 12 от 03.01.1983), а, следовательно, органы исполнительной власти данных субъектов не наделены правом государственного регулирования тарифов на перевозки грузов морским транспортом.
Предельные тарифы на перевозки грузов паромами на линии Ванино-Холмск (Холмск - Ванино) 31 мая 2018 года были исключены из постановления Правительства Сахалинской области N 547 постановлением N 236, соответственно ссылка Минобороны России на установление тарифа при перевозках воинских грузов Ванино-Холмск необоснованна.
Стоимость морского фрахта в железнодорожно-паромном сообщении Ванино -Холмск - Ванино установлена в приложении N 30 к Контракту, то есть данный тариф является договорным.
Ставка платы за услуги по перевозке паромной линией Усть-Луга - Балтийск -Усть-Луга груженых и порожних вагонов установлена в приложении N 9 к Контракту.
Таким образом, на период спорных перевозок законодательство не устанавливало требования о государственном регулировании стоимости услуг морских перевозчиков.
В приложении N 9 к Контракту (приложение N 4 к Соглашению) Сторонами в редакции дополнительного соглашения N 1 к Контракту от 06.04.2020 установлена ставка платы за услуги по перевозке паромной линией Усть-Луга - Балтийск - УстьЛуга как на грузы, так и на порожние вагоны в размере 62 048 руб. с 01.01.2020.
Контракт и все приложения к нему, дополнительное соглашение N 1 к Контракту подписаны Минобороны России без возражений.
Таким образом, расчет истца произведен обоснованно по согласованной с ответчиком ставке платы.
Довод ответчика о том, что цена Контракта является твердой и оплачена за оказанные в рамках Контракта услуги в полном размере, подлежит отклонению.
В сводных актах, ежемесячно подписываемых Сторонами по условиям Контракта (п. 3.3. Технического задания), представлено две графы, содержащие расчеты: графа "общая стоимость оказанных услуг" и графа "общая стоимость акцептованных услуг".
Кроме того, согласно п.6.7. Контракта стороны договорились производить расчеты за неакцептованные суммы по предыдущим Контрактам, при предъявлении подтверждающих документов, по мере их акцепта в счет средств, предусмотренных Заказчику на оплату аналогичных услуг по Контрактам, а также по результатам корректировки излишне начисленных и начисленных не в полном объеме сумм по предыдущим Контрактам.
Таким образом, требование истца о взыскании задолженности с ответчика по данному делу основано на положениях Контракта и постановлении Правительства РФ N 1590.
При этом ответчик не привел законных оснований для освобождения его от обязанности по оплате оказанных по Контракту услугам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2021 года по делу N А40-65079/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65079/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7948/2022
24.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46162/2022
25.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7948/2022
17.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64514/2021
17.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-65079/2021