город Ростов-на-Дону |
|
04 марта 2022 г. |
дело N А53-10280/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель Шевелева Л.Н. по доверенности от 28.06.2019, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 6"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.11.2021 по делу N А53-10280/2021
по заявлению государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 6" (ИНН 6164269259,
ОГРН 1076164012286)
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области
(ИНН: 6163030517 ОГРН: 1026103280060)
при участии третьего лица: Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 6" (далее - заявитель, ГБУ РО "СШОР N 6", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - УФК по РО, управление) от 25.03.2021 N 58-22-10/22-3345.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство по физической культуре и спорту Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2021 в удовлетворении заявления Учреждения было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что приобретение спортивно технологического оборудования в количестве большем, чем это предусмотрено нормативным актом Минспорта России, но за счет экономии бюджетных средств, выделенных на приобретение данного оборудования по государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", не образует факт нецелевого использования бюджетных средств.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу УФК просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Минспорта просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, УФК по РО на основании приказа от 20.01.2021 года N 28 "О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 6", проведена выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По итогам проверки Управлением Федерального казначейства по Ростовской области составлен акт выездной проверки от 05.02.2021.
На основании указанного акта управлением вынесено предписание от 25.03.2021 N 58-22-10/22-3345 с требованием принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 252 853,75 руб. в срок до 23.09.2021 включительно.
Учреждение с данным предписанием не согласилось, посчитав, что его права нарушены, что и послужило основанием для его обращения в суд с заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; и др. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, объектам контроля направляются представления и предписания.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным на то государственным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - государственная программа РФ N 302).
Государственная программа РФ N 302 включает в себя подпрограмму 7 "Развитие хоккея в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
Целью подпрограммы является создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях хоккеем.
Основными задачами подпрограммы являются укрепление и расширение материально-технической базы для занятий хоккеем, формирование целостной системы физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий, способствующих развитию хоккея.
Целевыми индикаторами и показателями подпрограммы - численность населения, занимающего хоккеем; количество физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий по хоккею.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является необходимым условием ее эффективности.
Приложением N 31 к государственной программе РФ N 302 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по следующим направлениям: развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва; совершенствование спортивной подготовки по хоккею (далее - Правила N 31).
Пунктом 7 Правил N 31 установлено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России), как получателя средств федерального бюджета на соответствующие цели.
В приложении 10 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" к Федеральному закону N 459-ФЗ Минспорту России по коду бюджетной классификации 777 11 03 132Р5 52290 500 на 2019 год предусмотрены расходы "Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (Межбюджетные трансферты)" в сумме 649 110,00 тыс. рублей.
Согласно данным таблицы 77 "Распределение субсидий на реализацию мероприятий по приобретению спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние бюджетам субъектов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" приложения 33 к Федеральному закону N 459-ФЗ, для Ростовской области предусмотрены ассигнования в сумме 56 609,90 тыс. рублей.
Как следует из материалов дела, между Минспорта России и Правительством Ростовской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 N 777-08-2019-168 (далее - Соглашение от 09.02.2019 N 777-08-2019-168).
Предметом данного соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Ростовской области субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в рамках федерального проекта "Спорт-норма жизни" подпрограммы "Развитие хоккея в Российской Федерации" государственной программы РФ N 302.
Постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 648 утверждена государственная программа Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Региональная программа N 648).
Региональная программа N 648 включает подпрограмму 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва в Ростовской области" (далее - подпрограмма 2 Региональной программы N 648).
Ответственным исполнителем подпрограммы 2 Региональной программы N 648 является Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - Минспорта РО), участниками подпрограммы 2 являлись: государственные организации Ростовской области, подведомственные Минспорта Ростовской области, органы местного самоуправления.
В рамках подпрограммы 2 (пункт 2.2.4 Приложения 3 Региональной программы N 648 в редакции от 11.03.2019) предусмотрена реализация мероприятия 2.7. Приобретение спортивного оборудования инвентаря, оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках проекта "Спорт - норма жизни", по которому утверждены расходы на реализацию Региональной программы N 648.
В соответствии с приложением N 10 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" к Областному закону Ростовской области от 25.12.2018 N 70-ЗС "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Минспорту РО в 2019 году по КБК 816 1103 132P552290 610 предусмотрены расходы на "Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в рамках подпрограммы "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва Ростовской области" Региональной программы N 648 в сумме 57 765,80 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета 98 % - 56 609,90 тыс. рублей).
В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Ростовской области, подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области N 201 (далее - Порядок от 22.03.2012 N 201).
В соответствии с пунктом 4 Порядка от 22.03.2012 N 201 (ред. от 05.09.2018) условием предоставления субсидии является заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии (далее - соглашение) между учреждением и министерством по физической культуре и спорту Ростовской области (далее - Минспорта области) по форме согласно приложению N 1 к данному Порядку.
Между Минспорта РО и Учреждением заключено Соглашение от 28.12.2018 N 27 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее - Соглашение от 28.12.2018 N 27).
Предметом Соглашения от 28.12.2018 N 27 являлось определение условий и порядка предоставления Учреждению из областного бюджета субсидии на иные цели в рамках государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" (далее - субсидия).
Согласно пункту 2.1.1. Соглашения от 28.12.2018 N 27 (в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2019 N 2) Минспорт РО обязуется предоставить субсидию из федерального бюджета в соответствии с направлениями расходования средств, указанными в разделе 3 соглашения, а именно субсидии бюджетным учреждениям на закупку спортивного оборудования и инвентаря для хоккея в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" (Ф4601) в сумме - 25 510 300,00 рублей.
При этом согласно пункту 8 Порядка от 22.03.2012 N 201 (в ред. от 05.09.2018) для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и определения ее размера учреждение направляет в Минспорта РО заявку, содержащую обоснование необходимости осуществления соответствующих расходов, расчет суммы расходов с приложением обосновывающих документов.
В 2019 году Учреждением в Минспорта РО предоставлена заявка на приобретение спортивного и хозяйственного инвентаря, оборудования, оргтехники, автотранспортных средств, прочих основных средств, приобретение мягкого инвентаря, в том числе экипировки на сумму 25 510 300,00 руб., из них на закупку оборудования для хоккея за счет средств федерального бюджета - 25 000 000,00 руб.
Приобретаемое оборудование должно соответствовать Перечню спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, утверждаемого Минспортом России (пункт 8 Правил N 31 (в ред. от 29.03.2019).
Приказом Минспорта России от 12 февраля 2019 года N 102 утвержден Перечень спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Перечень спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею).
Согласно данным Отчета о состоянии отдельного лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения N 21816005290 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 по коду субсидии Ф4601 "Субсидии бюджетным учреждениям на закупку спортивного оборудования и инвентаря для хоккея в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта" поступило средств субсидии в сумме 25 507 611,40 рублей.
Учреждением в рамках реализации госпрограммы Ростовской области N 648 в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по направлению совершенствование спортивной подготовки по хоккею в 2019 году заключено 2 контракта на поставку товаров на общую сумму 25 507 611,40 рублей, в том числе:
- государственный контракт от 21.06.2019 N 23 (далее - контракт от 21.06.2019 N 23) на сумму 25 249 596,40 рублей с ООО "СПОРТИКА";
- контракт от 02.08.2019 N 24 на сумму 258 015,00 рублей с индивидуальным предпринимателем Горбатенко А.С.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта от 21.06.2019 N 23 и Спецификацией (Приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта, поставлен комплект спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, включающий в себя 34 наименования спортивного оборудования и инвентаря.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта от 02.08.2019 N 24 и Спецификацией (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, поставлены сушильные стеллажи для обуви "СЛ2-премиум" мобильный на 50 пар в количестве 3 штук (л.д.80 т.1), за которые оплачено 258 015 руб. (л.д. 81-82 т.1), из которых 252 853,75 руб. из средств федерального бюджета Российской Федерации.
Однако, данные сушильные стеллажи, приобретенные в рамках контракта от 02.08.2019 N 24, не поименованы в Перечне спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею.
В связи с чем, Управление пришло к выводу, что приобретенное Учреждением оборудование, не поименованное в Приказе Минспорта России, изданном во исполнение требований бюджетного законодательства (Федерального закона N 479-ФЗ, Правил N 31, Порядка N 648) является нецелевым использованием субсидий на иные цели.
Данный довод Управления был поддержан судом первой инстанции в связи со следующим.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Правила N 31 устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по следующим направлениям: развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва; совершенствование спортивной подготовки по хоккею (пункту 1 Правил N 31).
Таким образом, цель - приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние для совершенствования спортивной подготовки по хоккею.
Согласно пункт 4 Правил N 31 субсидии предоставляются на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Соглашения от 09.02.2019 N 777-08-2019-168 субсидия предоставляется Ростовской области на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние.
При этом, в соответствии с пунктом 13 Правил N 31 закупка спортивного оборудования согласовывается с Министерством спорта Российской Федерации.
Перечень спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею утверждается Минспорта России.
Приказом Минспорта России от 12 февраля 2019 года N 102 утвержден Перечень спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
Таким образом, приобретаемое спортивное оборудование и инвентарь для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние должно соответствовать оборудованию, указанному в Перечне спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, утвержденному приказом Минспорта России от 12 февраля 2019 года N 102.
При этом субсидии субъектам предоставляется при условии наличия правовых актов субъекта, в том числе государственных программ субъекта Российской Федерации (пункт 2 Правил N 31).
Постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 648 утверждена Региональная программа N 648.
Региональная программа N 648 включает подпрограмму 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва в Ростовской области" (далее - подпрограмма 2 Региональной программы N 648).
Согласно пункту 2.2.4 Приложения 3 Региональной программы N 648 (в ред. от 11.03.2019) в рамках подпрограммы 2 предусмотрена реализация мероприятия 2.7. Приобретение спортивного оборудования инвентаря, оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках проекта "Спорт - норма жизни", по которому утверждены расходы на реализацию Региональной программы N 648.
В целях выполнения условий Государственной программы, Региональной программы постановлением Правительства Ростовской области утвержден Порядок определения объема и условиях предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Ростовской области, подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области N 201.
Условием предоставления субсидии является заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии между учреждением и Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области (пункт 4 Порядка от 22.03.2012 N 201 (ред. от 05.09.2018).
Согласно пункту 8 Порядка от 22.03.2012 N 201 (в ред. от 05.09.2018) для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и определения ее размера учреждение направляет в Минспорта области заявку, содержащую обоснование необходимости осуществления соответствующих расходов, расчет суммы расходов с приложением обосновывающих документов.
Следовательно, оснащение учреждений оборудованием и инвентарем осуществляется исходя из их потребности на основании утвержденного Минспорта России Перечня спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею.
Во исполнение вышеуказанных требований между Минспорта РО и Учреждением заключено Соглашение от 29.12.2018 N 27 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.
Согласно пункту 2.3.1. Соглашения от 29.12.2018 N 27 (в ред. Дополнительного соглашения от 01.03.2019) учреждение обязуется использовать субсидию по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, указанными в разделе 3 данного соглашения, и нормативными правовыми актами Министерства, а именно, на закупку спортивного оборудования и инвентаря для хоккея в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Развитие физической культуры и спорта".
Таким образом, целевым назначением использования субсидии является приобретение оборудования учреждением в соответствии с Перечнем спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, утвержденного приказом Минспорта России от 12 февраля 2019 года N 102.
Как верно установлено судом первой инстанции, при проведении конкурентных процедур с целью заключения контрактов на поставку оборудования, были сэкономлены средства, которые и были направлены на закупку сушильных стеллажей для обуви. Податель жалобы полагает, что если средства выделены и сэкономлены при закупке, то он может ими распорядиться самостоятельно.
Апелляционная коллегия признает данный довод необоснвоанным по следующим основаниям.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
В период проведения проверки Управлением установлено, что Учреждением в рамках контракта от 02.08.2019 N 24 с индивидуальным предпринимателем Горбатенко А.С. приобретены сушильные стеллажи для обуви "СЛ2-премиум" мобильные на 50 пар в количестве 3 штук на сумму 258 015,00 руб., отсутствующие в Перечне спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею.
Таким образом, приобретение Учреждением оборудования, не поименованного в Приказе Минспорта России, является нецелевым использованием субсидий на иные цели.
Согласно пункту 2.3.5 Соглашения N 27 учреждение обязано возвращать субсидию или ее часть в случае, если расходы на предусмотренные цели не могут быть произведены в полном объеме или не соответствуют целевому назначению субсидии.
При этом, согласно пункту 4.3.7 Соглашения N 777-08-2019-168 субъект обязуется возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае если не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленного приказом Минфина России от 11.06.2009 N 51н (п. 5.2. Соглашения N 777-08-2019-168).
При этом право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов не распространяется на расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (абзац 5 статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как субъект Российской Федерации, так и получатели средств субсидии, учитывая обязанность сохранения целевого расходования средств, обязаны возвращать неиспользованные остатки субсидии в федеральный бюджет.
В связи с изложенным, суд первой инстанции установил, что предписание содержит законные требования об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2021 по делу N А53-10280/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10280/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА N 6", государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 6"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области