г. Вологда |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А66-9258/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леспромтрейд" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 декабря 2021 года по делу N А66-9258/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Леспромтрейд" (ОГРН 1036916005940, ИНН 6941004583; адрес: 172231, Тверская область, Селижаровский район, деревня Быково; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному казенному учреждению Тверской области "Осташковское лесничество Тверской области" (ОГРН 5126913000011, ИНН 6913014526; адрес: 172735, Тверская область, город Осташков, Ленинский проспект, дом 59) о признании незаконным отказа от 08.06.2021 N 671 в принятии лесной декларации.
К участию в качестве соответчика привлечено Министерство лесного хозяйства Тверской области (ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540; адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97, кабинет 201; далее - министерство), в качестве заинтересованного лица - общество с ограниченной ответственностью "ЛесСервис" (ОГРН 1096913000480, ИНН 6913014773; адрес: 172734, Тверская область, город Осташков, улица Строителей, дом 9а, офис 1; далее - ООО "ЛесСервис").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано, с общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неприменение положений статей 5, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что право общества по подаче лесной декларации не противоречит требованиям лесного законодательства и положениям договора субаренды.
В судебном заседании апелляционного суда установлено, что на основании постановления Правительства Тверской области от 16.12.2021 N 680-пп Министерство лесного хозяйства Тверской области сменило наименование на Министерство лесного комплекса Тверской области (далее - министерство).
Министерство и лесничество в отзывах на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела и не оспаривается сторонами, Департаментом лесного комплекса Тверской области, правопреемником которого является министерство, и обществом с ограниченной ответственностью "Альберо" заключен договор аренды лесного участка от 18.08.2011 N 94, согласно которому арендатору предоставлен лесной участок в составе земель лесного фонда площадью 340 946,9 га для заготовки древесины.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Обществом с ограниченной ответственностью "Альберо" и ООО "ЛесСервис" заключено соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды.
В дальнейшем ООО "ЛесСервис" (арендатор) и обществом (субарендатор) заключен договор субаренды лесного участка от 10.10.2013, по условиям которого арендатор передает, а субарендатор - принимает в субаренду лесные участки площадью 112 853 га. Участки переданы субарендатору для заготовки древесины.
Как указало общество, с начала действия договора субаренды и до 17.05.2021 заявителем осуществлялась подача лесных деклараций на основании доверенности, выданной арендатором (ООО "ЛесСервис"), в дальнейшем доверенность на право подачи лесных деклараций отозвана арендатором.
Общество самостоятельно подготовило лесную декларацию от 03.06.2021 N 9-С и направило ее в лесничество. Письмом от 08.06.2021 N 671 лесничество отказало обществу в принятии указанной декларации ввиду ее несоответствия положениям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 539 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Приказ N 539), статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), поскольку право на подачу лесной декларации по договору субаренды субарендатору не передавалось.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая, исходя из части 1 статьи 29 Кодекса, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В силу статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); лесная декларация подается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (часть 2); форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Приказом N 539 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок), действовавший в период спорных правоотношений.
Согласно пункту 2 данного Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
Лесная декларация подается в одном экземпляре не менее чем за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Порядка в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации (пункт 6 Порядка).
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений (пункт 6.1 Порядка).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Регламент), согласно пункту 2.11.1 которого основаниями для отказа в приеме лесных деклараций являются непредставление документов, указанных в Регламенте; недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Как верно установлено судом первой инстанции, арендатором спорных лесных участков является ООО "ЛесСервис". Заключенный обществом и ООО "ЛесСервис" договор субаренды не содержит условий, определяющих права и обязанности арендатора и субарендатора по отношению друг к другу в части обязательств по подаче лесных деклараций.
Как справедливо учел суд первой инстанции, в силу статьи 615 ГК РФ субаренда не влечет перемены лиц в обязательстве, а представляет собой предоставление арендатором арендованного имущества в пользование третьему лицу. Права арендатора по договору аренды лесных участков, в том числе право на подачу лесной декларации, посредством соответствующей сделки обществу не передавались.
Иного заявителем не доказано и в буквальном содержании договора субаренды не усматривается.
Отсутствие у общества права самостоятельно представлять лесную декларацию следует также из указанных заявителем обстоятельств предшествующего представления лесных деклараций на основании выданной арендатором доверенности.
Исходя из изложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности обществом того факта, что оно является лицом, обладающим правом подачи лесной декларации.
При таких обстоятельствах установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
Несогласие общества с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на заявителе в соответствии со статьей 110 АПК РФ. Излишне уплаченная обществом по платежному поручению от 21.12.2021 N 954 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10 декабря 2021 года по делу N А66-9258/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леспромтрейд" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Леспромтрейд" (ОГРН 1036916005940, ИНН 6941004583; адрес: 172231, Тверская область, Селижаровский район, деревня Быково) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.12.2021 N 954.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9258/2021
Истец: ООО "ЛЕСПРОМТРЕЙД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСТАШКОВСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Тверской области, ООО "Лессервис"