город Томск |
|
4 марта 2022 г. |
Дело N А27-15197/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Томский машиностроительный завод" (N 07АП-454/2022) на решение от 24.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15197/2021 (судья Тышкевич О.П.), по заявлению непубличного акционерного общества "Томский машиностроительный завод" (123022, г.Москва, муниципальный округ Пресненский, вн.тер. Г, Звенигородское шоссе, д. 9/72, стр. 1, эт. 2, пом. 1, ком. 1, 1А, 1Б, ОГРН 1184205025080, ИНН 4230032928) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу (652471, Кемеровская область - Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, ул. Гагарина, 2, ОГРН 1044246005792, ИНН 4246001001) о признании незаконным решения N 1094 от 23.03.2021,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Найман О. М. по дов. от 12.03.2021,
От заинтересованного лица: Дзюба Т. А. по дов. от 10.01.2022, диплом; Кравченко Е. С. по дов. от 12.01.2022, диплом,
УСТАНОВИЛ:
непубличное акционерное общество "Томский машиностроительный завод" (далее - НАО "ТМЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области - Кузбассу (правопредшественник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу, далее - Инспекция, налоговый орган) N 1094 от 23.03.2021 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 24.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, НАО "ТМЗ" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что статус резидента ТОСЭР "Юрга" получен заявителем в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, что полностью соответствует пункту 12 части 1 статьи 427 НК РФ и позволяет применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу общества, в котором налоговый орган, не соглашаясь с доводами апеллянта, просит оставить его апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представить Инспекции - доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя общества и Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Инспекцией в соответствии со статьями 31, 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка уточненного расчета по страховым взносам за 1 квартал 2020 года (корректировка N 2), представленного НАО "ТМЗ" 12.11.2020.
По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией 11.02.2020 оформлен акт налоговой проверки N 778 и принято решение N 1094 от 23.03.2021 об отказе в привлечении НАО "ТМЗ" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением НАО "ТМЗ" доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общем размере 671 848,23 руб., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 70 834,08 руб.
Не согласившись с указанным решением, НАО "ТМЗ" обжаловало его в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 18.06.2021 N 342 решение Инспекции N 1094 от 23.03.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Полагая, что вышеуказанное решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не нашел оснований для вывода о принятии налоговым органом решения в нарушение действующих положений законодательства Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 2 статьи 425 НК РФ определено, что тарифы страховых взносов станавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ:
1) на обязательное пенсионное страхование:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22%;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 %;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 %;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи.427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 1 1 - 1 4 пункта 1 статьи 427 НК РФ, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -1,5%, на обязательное медицинское страхованием 0,1 %.
В силу пункта 3 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 данной статьи, применяются плательщиками при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 1 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 данной статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 данной статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
В целях пункта 10.1 статьи 427 НК-РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
В силу пункта 3 статьи 34 Федерального закона N 473-ФЗ резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 данной статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям:
1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;
2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;
3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
4) юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) или ее дочерней организацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона N 473-ФЗ резиденты территории опережающего социально-экономического развития не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории опережающего социально-экономического развития.
Таким образом, воля законодателя о поддержке резидентов территорий опережающего социально-экономического развития связана именно с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.
В рассматриваемом случае, согласно информации, имеющейся в налоговом органе, между НАО "ТМЗ" и Коллегией Администрации Кемеровской области заключено соглашение от 04.04.2019 N 209-17 "об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Юрга". 17.04.2019 НАО "ТМЗ" внесено в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (регистрационный номер в реестре 452019035837).
21.05.2020 НАО "ТМЗ" как плательщиком страховых взносов представлен первичный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года, 28.09.2020 плательщиком страховых взносов представлен первый уточненный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года.
12.11.2020 НАО "ТМЗ" представлен второй уточненный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 на сумму к уплате на обязательное пенсионное страхование - 1 397 239,13 руб., на обязательное медицинское страхование - 285 158,20 руб., на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству - 127 944,18 руб., по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) - 4 482,65 руб.
В ходе проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что 18.04.2019 Обществом зарегистрировано обособленное подразделение по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, п. Кучугуры, ул. Степная, 1/2. Дата снятия с учета обособленного подразделения 22.06.2020.
29.03.2019 Обществом в Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края зарегистрирована контрольно-кассовая техника АТОЛ 55Ф (заводской N 00106200662276), адрес установки: Темрюкский р-н, п. Кучугуры, ул. Степная, д. 1 стр. 2, место установки - магазин "Стройцентр". Дата снятия с учета контрольно-кассовой техники АТОЛ 55Ф 05.07.2019. Согласно информации, представленной в ответ на запрос Инспекции от 02.06.2020 N10-32/04742 оператором фискальных данных вышеуказанной контрольно-кассовой техники ООО "Эвотор ОФД", НАО "ТМЗ" в период с 29.03.2019 по 30.06.2019 получен доход в размере 9 450 531 руб.
Кроме того, 01.04.2019 НАО "ТМЗ" открыто обособленное подразделение НАО "ТМЗ" ИНН 4230032928 КПП 860345001 по адресу: Ханты-Мансийский Автономный округ - АО Югра, г.Нижневартовск, ул.Мира, 46. Дата снятия с учета данного обособленного подразделения 22.06.2020.
Согласно пояснениям заявителя директором НАО "ТМЗ" был утвержден Бизнес-план инвестиционного проекта "Организация производства экскаваторов класса Амфибия", рассчитанный на реализацию в течение 4 лет и 4 месяцев, начиная с 1 квартала 2019 года, который вместе с иными документами был представлен Коллегии Администрации Кемеровской области для рассмотрения в целях заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Юрга".
Стоимость указанного Бизнес-плана составляла 750 млн. руб. Источниками финансирования проекта являются: заемные средства в объеме 80%, собственные средства организации в объеме 20%.
В 1 квартале 2020 года Обществом осуществлялось два вида деятельности: оказание услуг по очистке нефтезагрязненных территорий Самотлорского нефтяного месторождения, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа, а также производство экскаваторов типа Амфибия. Основной договор подряда заключен между ООО "ТМЗ" и АО "Самотлорнефтегаз". Чтобы заключить подобный договор с НАО "ТМЗ", нужно вести хозяйственную деятельность еще, как минимум, 3 года, только тогда НАО "ТМЗ" сможет участвовать в процедуре аккредитации АО "Самотлорнефтегаз", предшествующей участию в тендерах на заключение договоров. Поэтому фактически услуги оказывает НАО "ТМЗ" по договорам субподряда между НАО "ТМЗ" и ООО "ТМЗ". Услуги по очистке производственных территорий месторождений АО "Самотлорнефтегаз" осуществляются работниками НАО "ТМЗ", принятыми на работу на условиях вахтового метода, в количестве 40 человек, с использованием спецтехники: экскаваторов-амфибий, тралов, снегоболотоходов, грузовых и легковых автомобилей (для доставки на разные кусты месторождения, площадью более 300 кв. км.). Вся спецтехника находится на месторождении.
При этом заявитель указывал, что пониженные тарифы страховых взносов применены Обществом исключительно к выплатам в пользу физических лиц, чья трудовая деятельность связана с реализацией инвестиционного проекта в рамках ТОСЭР.
Согласно протоколу осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 15.09.2020, проведенного на основании запроса N 08-42/08421 о проведении осмотра земельных участков и нежилых зданий (помещений) от 08.09.2020, на момент проведения осмотра производственная деятельность НАО "ТМЗ" (2 человека занимаются изготовлением комплектующих для экскаватора "Амфибия") по адресу: г.Юрга, ул.Шоссейная, д.21 осуществляется только в 2 нежилых зданиях (помещениях) - сборно-разборном павильоне для хранения металлоконструкций и прилегающем к нему производственном цехе.
Таким образом, налоговым органом установлено, что основная деятельность НАО "ТМЗ" в спорный период осуществлялась за пределами территории опережающего социально-экономического развития "Юрга".
Признавая требования заявителя необоснованными, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что НАО "ТМЗ" применены пониженные тарифы страховых взносов лишь в отношении лиц, работавших на территории ТОСЭР 9 (г.Юрги) и не применены к иным работникам, осуществляющим деятельность за его пределами.
При этом суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что обособленное подразделение в п. Кучугуры в проверяемый период (1 квартал 2020 года) не осуществляло деятельность, фактическое осуществление Обществом деятельности через указанные подразделения в 1 квартале 2020 года налоговым органом не доказано, в связи с чем изложенные налоговым органом обстоятельства не имеют отношения к деятельности Общества.
Между тем, в рамках настоящего дела установлено и подтверждено самим заявителем, что Общество осуществляло помимо деятельности в рамках инвестиционного проекта (ТОСЭР - г. Юрга, Кемеровской области) иную деятельность вахтовым методом на территории Ханты-Мансийского автономного округа, т.е. за пределами г. Юрга.
Основываясь на целях регулирования Федерального закона N 473-ФЗ, направленности его регулирования, а также принимая во внимание осуществление иной деятельности, за пределами территории опережающего социально-экономического развития "Юрга", суд первой инстанции счел, что отсутствуют правовые основания для вывода о возможности применения обществом налоговых льгот в виде пониженных ставок ко всей своей деятельности, без учета направленности действия данных правовых норм в целях социально-экономического развития особых территорий и создания на них комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
В обоснование своей позиции о правомерном применении пониженных тарифов страховых взносов только в отношении деятельности, непосредственно связанной с реализацией инвестиционного проекта, заявитель ссылается на судебную практику и письма Минфина РФ, в частности письмо от 27.01.2020 N 03-15-07/4833, согласно которым применение льгот при налогообложении возможно только в отношении результатов хозяйственной деятельности, связанных с ТОСЭР, а не ко всей деятельности налогоплательщиков.
Действительно, воля законодателя о поддержке резидентов ТОСЭР связана именно с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ. Для целей налогообложения плательщик обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных, соответственно, статьями 427 и 426 НК РФ. При этом применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат всем работникам налогоплательщика противоречит основным принципам налогового законодательства - принципу равенства налогообложения и целевой направленности льготирования.
Применительно к рассматриваемому спору суд руководствуется положениями пункта 3 статьи 34 Федерального закона N 473-ФЗ, согласно которому резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, признаются лица, которые не только заключили соглашение об осуществлении деятельности на такой территории, включены в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, но и, в том числе, осуществляют деятельность исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи (подпункт 2 пункта 3 статьи 34 названного Закона). При этом данная норма не содержит каких-либо оговорок в отношении того, что эта деятельность должна быть связана только с реализацией соглашений ТОСЭР. Следовательно, как деятельность, предусмотренная соглашением ТОСЭР, так и иные виды деятельности резидентов ТОСЭР должны осуществляться на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
Являются несостоятельными доводы заявителя о том, что установление осуществления или неосуществления заявителем в проверяемом периоде деятельности за пределами ТОСЭР, правового значения не имеет.
Поскольку в 2020 году, в том числе в 1 квартале 2020 года, общество осуществляло помимо деятельности в рамках инвестиционного проекта (ТОСЭР) также иную деятельность, а именно оказание услуг вахтовым методом на территории Ханты-Мансийского автономного округа, что подтвердил сам заявитель, им нарушены положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона N 473-ФЗ путем ведения в проверяемом периоде хозяйственной деятельности за пределами территории опережающего социально-экономического развития "Юрга".
Решение от 23.03.2021 N 1094 не содержит выводов о правомерности либо неправомерности регистрации общества в качестве резидента ТОСЭР "Юрга", вместе с тем в рассматриваемом случае в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлены обстоятельства, свидетельствующие о неправомерном применении пониженного тарифа как организации, имеющей статус резидента ТОСЭР "Юрга", что в нарушение подпункта 12 пункта 1 статьи 427 и пункта 1 статьи 431 НК РФ НАО "ТМЗ" за 1 квартал 2020 года не в полном размере исчислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом сумм произведенных расходов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного акта.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15197/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Томский машиностроительный завод"- без удовлетворения.
Возвратить непубличному акционерному обществу "Томский машиностроительный завод" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.12.2021 N 2294.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15197/2021
Истец: НАО "Томский машиностроительный завод"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области, МИФНС России N9 по Кемеровской области