г. Вологда |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А44-5789/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования - "Городской округ Великий Новгород" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 ноября 2021 года по делу N А44-5789/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление недвижимостью" (ОГРН 1145321005675, ИНН 5321171328; адрес: 173024, Новгородская область, Великий Новгород, улица Свободы, дом 25, кабинет 206/2; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию - "Городской округ Великий Новгород" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (ОГРН 1035300289364, ИНН 5321040050; адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Мерецково-Волосова, дом 13; далее - Комитет) о взыскании 278 610 руб. 82 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 26 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции решение вынесено с нарушением норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу. Истцом не доказан факт необоснованного обогащения. Комитет также ссылается на то, что действующее законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу, которую вносят наниматели помещений. По мнению апеллянта, оснований для взыскания с него неосновательного обогащения не имеется.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы жалобы.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Великий Новгород находятся жилые помещения, расположенные в городе Великом Новгороде по следующим адресам: пр. Мира, дом 26, корп.3, кв.9, 19 и 63; пр. Мира, дом 26, корп. 4, кв. 22; пр. Мира, дом 26, корп. 5, кв. 46, 50 и 51; пр. Мира, дом 30, корп.3, кв. 66; пр. Мира, дом 30, корп.4, кв. 67; пр. Мира, дом 30, корп.5, кв. 13 и 33; ул. Зелинского, дом 19, корп.1, кв. 78; ул. Зелинского, дом 27, корп.2, кв. 6 и 27; ул. Зелинского, дом 29, кв. 17, 33, 49 и 69; ул. Попова, дом 18, кв. 36, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета холодной воды и электрической энергии (далее - ИПУ) и заселены гражданами на основании договоров социального найма.
Общество в период с июля 2018 по июль 2021 года осуществляло управление указанными многоквартирными домами (далее - МКД) на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений этих домов.
Полагая, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в муниципальной собственности Великого Новгорода жилых помещений в МКД, Общество обратилось к ответчику с требованием от 26.08.2021 N 211 об уплате задолженности, составляющей разницу между платой за холодную воду и электроснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за холодное водоснабжение и электроснабжение по нормативу потребления (л.д. 137).
В ответе на претензию Комитет указал, что данное обращение направлено в муниципальное казенное учреждение "Городское хозяйство" для рассмотрения по существу.
Оставление вышеуказанного требования истца без удовлетворения послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 2.21 и 2.2.2. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 29.12.2015 N 5532, основными задачами комитета являются осуществление полномочий Администрации Великого Новгорода по эффективному управлению, распоряжению и использованию имущества, находящего в собственности Великого Новгорода; защита имущественных интересов Великого Новгорода в соответствии с действующим законодательством.
Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется по договору социального найма (часть 1 статьи 49 ЖК РФ).
Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 62 ЖК РФ) и обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67).
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом N 261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт
Из буквального содержания положений статьи 157 ЖК РФ, статьи 13 Закона N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 309, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
Такая правовая позиция подтверждена определениями Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2019 N 307-ЭС19-6279, от 15.08.2019 N 307-ЭС19-5911.
Применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии и отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядка ее заполнения утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
В ходе судебного разбирательства Комитет, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылался на отсутствие технической возможности установки ИПУ холодной воды и электрической энергии в этих помещениях. Акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета электрической энергии в спорных жилых помещениях им не представлены.
Каких-либо возражений по выполненному истцом уточненному расчету суммы долга Комитетом не заявлено. Представленный Обществом расчет взыскиваемой денежной суммы судом проверен и признан арифметически правильным.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции требования истца правомерно признаны обоснованными по праву и по размеру и удовлетворены в полном объеме.
При вынесении решения суд первой инстанции учитывал позицию, указанную в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А44-3542/2019.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 ноября 2021 года по делу N А44-5789/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования - "Городской округ Великий Новгород" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5789/2021
Истец: ООО "Управление недвижимостью"
Ответчик: городской округ Великий Новгород в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Великого Новгорода
Третье лицо: 14 Арбитражный апелляционный суд