г. Хабаровск |
|
04 марта 2022 г. |
А04-6430/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
при участии в заседании:
от муниципального учреждения "Городское управление капитального строительства": Бодров П.В. по доверенности от 02.03.2022, Вилданова Е.В. по доверенности от 12.07.2021;
от управления Федерального казначейства по Амурской области: Ванчурина Е.В. по доверенности от 12.07.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Городское управление капитального строительства" на решение от 19.11.2021 по делу N А04-6430/2021 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению муниципального учреждения "Городское управление капитального строительства" (ОГРН 1082801002657, ИНН 2801130220)
к управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434)
о признании недействительным представления в части,
УСТАНОВИЛ:
управлением Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, Управление) в соответствии с приказом Управления от 22.03.2021 N 113 (в редакции приказов от 09.04.2021 N 156, от 29.04.2021 N 194) в муниципальном учреждении "Городское управление капитального строительства" (далее - МУ "ГУКС", Учреждение) проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда".
По результатам проведенной проверки в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) управлением составлен акт проверки от 13.05.2021, которым, в частности, зафиксированы следующие нарушения:
1. Учреждением не обеспечено благоустройство дворовых территорий по адресам в городе Благовещенске: ул. Пионерская, 151, ул. 50 лет Октября, 150 ул. Пионерская, 153, ул. Калинина, 142, ул. Калинина, 142/2, ул. Кантемирова, 7, ул. Кантемирова, 9, 11/1, ул. Кантемирова, 11, ул. Строителей. 79/1, ул. Строителей, 79/3, ул. Дьяченко, 6, 6А, ул. Дьяченко. 7, ул. Дьяченко, 9. ул. Лазо, 58, ул. Зейская, 49, ул. Институтская, 13/1, ул. Шевченко, 17, ул. Амурская. 34, ул. Ленина, 72, исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий.
2. Учреждением допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул.Кантемирова, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. Кантемирова, 9, 11. 11/1, площадью в размере 509,0145 м и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 332 012 руб. 75 коп., в том числе средства, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529 руб. 23 коп.
5. Учреждением произведен неверный расчет пени (неустойки) за нарушение ООО "СТРОИУЮТ" сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020 в сумме 2 369 руб. 34 коп. (6 017 руб. 37 коп. - 3 648 руб. 03 коп.).
По итогам проверки в адрес МУ "ГУКС" вынесено представление от 07.07.2021 N 23-13-59/23-5112.
Согласно пункту 1 представления МУ "ГУКС" в нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 7, подпункта "а" пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся Приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, пункта 7.4 Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия "Реализация программ современной городской среды", являющегося Приложением N 14 к государственной программе Амурской области "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 452, раздела 2 государственной региональной программы Амурской области "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 31.08.2017 N416, пункта 4 раздела 3 муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории города Благовещенска на 2018 - 2024 годы", утвержденной постановлением Администрации города Благовещенска от 23.10.2017 N 3773, не обеспечено благоустройство дворовых территорий по адресам в городе Благовещенске: ул. Пионерская, 151, ул. 50 лет Октября, 150, ул. Пионерская, 153, ул. Калинина, 142, ул. Калинина, 142/2, ул. Кантемирова, 7, ул. Кантемирова, 9, 11/1, ул. Кантемирова, 11, ул. Строителей. 79/1, ул. Строителей, 79/3, ул. Дьяченко, 6, 6А, ул. Дьяченко, 7, ул. Дьяченко, 9. ул. Лазо, 58, ул. Зейская, 49, ул. Институтская, 13/1, ул. Шевченко, 17, ул. Амурская, 34, ул. Ленина, 72, исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий. МУ "ГУКС" представлено требование принять меры по устранению причин и условий нарушения со сроком до 15.09.2021.
Согласно пункту 3 представления МУ "ГУКС" в нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 132, статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся Приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, пункта 3 Порядка и условий предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия "Реализация программ современной городской среды", являющегося Приложением N 14 к государственной программе Амурской области "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 452, пункта 1.1 муниципального контракта от 14.05.2020 N 0158/2020 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий г. Благовещенска (ул. Кантемирова, 7; 9; 11; 11/1), допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. Кантемирова, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. Кантемирова, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 1 332 012 руб. 75 коп., в том числе средства, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1214 529 руб. 23 коп. МУ "ГУКС" представлено требование устранить нарушение в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, обеспечив возврат средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529 руб. 23 коп. в доход соответствующего бюджета, с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющимися Приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения со сроком исполнения до 15.09.2021.
Согласно пункту 5 представления МУ "ГУКС" в нарушение пункта 1 статьи 72, статьи 162 БК РФ, части 7 статьи 34, части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 7.2.6, 10.3.5, 10.3.6 муниципального контракта от 14.05.2020 N 0158/2020 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий г. Благовещенска (ул. Кантемирова, 7, 9, 11, 11/1), произведен неверный расчет пени (неустойки) за нарушение ООО "СТРОИУЮТ" сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020 в сумме 2 369 руб. 34 коп. (6 017 руб. 37 коп. - 3 648 руб. 03 коп.). МУ "ГУКС" представлено требование устранить нарушение, выразившееся в неверном расчете пени (неустойки) за нарушение ООО "СТРОИУЮТ" сроков исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения со сроком исполнения до 15.09.2021.
Не согласившись с представлением в части пунктов 1, 2, 5 МУ "ГУКС" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просило признать представление в части недействительным.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-6430/2021. Решением суда от 19.11.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вышеназванным судебным актом, МУ "ГУКС" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы Учреждение привело следующие доводы:
- судом не принято во внимание, что решение о включении (не включении) дворовой территории принимается Управлением ЖКХ по г. Благовещенску, а не МУ "ГУКС";
- Учреждением средства на реализацию мероприятий программы формирования современной среды приняты и исполнены в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств. Наличия неисполненных назначений по истечении финансового года, а также фактов принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов, по результатам проведенной проверки УФК по Амурской области не установлено;
- начисление неустойки на те виды работ, которые фактически подрядчиком не выполнялись (работы по устройству тротуара из мелкоштучной плитки из цветной фигурной тротуарной плитки), является ошибочным.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федерального казначейства по Амурской области не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 03.02.2022 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В судебном заседании стороны поддержали доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно абзацу 4 подпункта "а" пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся Приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила Госпрограммы N 1710) одним из обязательств субъекта Российской Федерации, включаемых в содержание соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, является обеспечение благоустройства дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации), софинансируемых за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в качестве субсидии из федерального бюджета (далее - минимальный перечень работ по благоустройству), а также общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 Правил Госпрограммы N 1710 Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, включаемые в государственную программу, должны предусматривать, в том числе минимальный перечень работ по благоустройству.
Согласно подпункту "б" пункта 9 Правил Госпрограммы N 1710 государственная программа должна предусматривать, в том числе минимальный перечень работ по благоустройству.
В соответствии с пунктом 5.1. Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия "Реализация программ современной городской среды", являющегося Приложением N 14 к государственной программе Амурской области "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 452 (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) (далее - Порядок Программы N 452) под минимальным перечнем видов работ по благоустройству дворовых территорий понимаются: а) ремонт дворовых проездов; б) обеспечение освещения дворовых территорий; в) установка скамеек, урн; г) иные виды работ, в том числе оборудование (ремонт) ливневой канализации, оборудование (ремонт) тротуаров.
Согласно подпункту "а" пункту 11 Правил Госпрограммы N 1710 муниципальная программа должна предусматривать адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом расходные обязательства Амурской области по предоставлению субсидии из областного бюджета в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются только при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 7.4. Порядка Программы N 452 условиями предоставления и расходования субсидий является, в том числе наличие утвержденной муниципальной программы, включающей минимальный перечень работ по благоустройству с приложением визуализированного перечня образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территории в соответствии с пунктом 5.1 Порядка Программы N 452.
Как следует из пункта "4" раздела 3 муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории города Благовещенска на 2018 - 2024 годы", утвержденной постановлением Администрации города Благовещенска от 23.10.2017 N 3773 (далее - Муниципальная программы N 3773) визуализированный перечень образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территории, сформированный исходя из минимального перечня работ по благоустройству, представлен в приложении N 1 к Муниципальной программе N 3773.
Минимальный перечень работ по благоустройству утвержден Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального и областного бюджетов и включает следующие виды работ: ремонт дворовых проездов; обеспечение освещения дворовых территорий; установка скамеек, урн; иные виды работ, в т.ч. оборудование (ремонт) ливневой канализации, оборудование (ремонт) тротуаров.
Таким образом, положениями указанных нормативных правовых актов предусмотрена обязанность по обеспечению благоустройства дворовых территорий исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий, а также то, что одним из условий предоставления и расходования субсидий является наличие утвержденных программ, включающих минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий.
Минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий, предусмотренный Правилами Госпрограммы N 1710, Порядком Программы N 452 и Муниципальной программой N 3773 предусматривает работы, которые МУ "ГУКС" в работы по благоустройству дворовых территорий не включило.
Следовательно, указанное выше нарушение подтверждено материалами дела, пункт 1 оспариваемого представления не противоречит закону, не нарушает права заявителя.
Относительно пункта 2 оспариваемого представления судом установлено следующее.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0123300008220000158-0 от 29.04.2020 между МУ "ГУКС" и Обществом с ограниченной ответственностью "СТРОЙУЮТ" (далее -ООО "Стройуют") заключен муниципальный контракт от 14.05.2020 N 0158/2020 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий г. Благовещенска (ул. Кантемирова, 7, 9, 11, 11/1) на сумму 22 456 282 руб. (далее -муниципальный контракт от 14.05.2020 N 0158/2020, Контракт).
Согласно предмету Контракта Подрядчик обязуется в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории города Благовещенска на 2018-2024 годы" собственными или привлеченными силами за счет собственных или привлеченных средств с использованием своих машин, механизмов и оборудования выполнить работы по благоустройству (далее - работы) дворовых территорий г. Благовещенска (ул. Кантемирова, 7, 9, 11, 11/1) (далее - Объект), в соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), строительными нормами и правилами, а также своевременно устранять недостатки, выполнять свои обязательства в течение гарантийного срока, выполнять иные неразрывно связанные с Объектом работы, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (пункт 1.1).
Судом установлено, что в ходе исполнения муниципального контракта от 14.05.2020 N 0158/2020 между МУ "ГУКС" и ООО "Стройуют", на основании пункта 16.1 Контракта заключены дополнительные соглашения: дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту N 0158/2020 от 24.07.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение N 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 22 341 400 руб., НДС не предусмотрен; дополнительное соглашение N 2 муниципальному контракту N 0158/2020 от 23.11.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение N 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 22 032 717 руб. 16 коп., НДС не предусмотрен; дополнительное соглашение N 3 к муниципальному контракту N 0158/2020 от 14.12.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение N 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 24 546 877 руб. 88 коп., НДС не предусмотрен.
Учреждением в 2020 году подрядчику ООО "Стройуют" произведена оплата за выполненные работы на сумму 24 546 877 руб. 88 коп., в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета на сумму 22 381 843 руб. 25 коп.
В ходе проверки была изучена исполнительная документация по объекту "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий г. Благовещенска (ул. Кантемирова 7, 9, 11, 11/1) к муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020. Исполнительная документация содержит исполнительные схемы, акты освидетельствования скрытых работ, протоколы испытаний используемых материалов, паспорта качества используемых материалов, акты освидетельствования ответственных конструкций, паспорта на используемые изделия.
В ходе проверки выборочно проведено документарное сличение выполненных работ по благоустройству дворовых территорий г. Благовещенска (ул. Кантемирова, 7; 9; 11; 11/1) по муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020 на принадлежность этих работ к благоустройству именно дворовых территорий.
В соответствии с пунктом 3 Правил Госпрограммы N 1710 под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
К проверке представлены: проект на благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Кантемирова, 9, 11, 11/1 г. Благовещенск Амурская область, разработанный ООО "Амургражданпроект" в 2017 году, стадия: рабочий проект, заказчик: ООО "Евросервис" "Д/У N 12", ООО "Жил-Комфорт-2" (далее - проект благоустройства дворовой территории по ул. Кантемирова, 9, 11, 11/1), муниципальный контракт от 14.05.2020 N 0158/2020 с изменениями, исполнительная документация (исполнительные схемы) по объекту "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий г. Благовещенска ул. Кантемирова, 7; 9; 11; 11/1" (далее - исполнительные схемы), локальные сметы N 1, N 2, составленные на основании Технического задания к дополнительному соглашению от 14.12.2020 N 3 к муниципальному контракту N 0158/2020, акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) по муниципальному контракту N0158/2020.
Схемы земельных участков территорий с указанием размеров и границ, а также размещением объектов благоустройства по вышеуказанным адресам к проверке не представлены.
Как следует из акта проверки, согласно устным пояснениям главного инженера Волковой И.А. схемы земельных участков благоустраиваемых дворовых территорий в МУ "ГУКС" и отсутствуют и управлением ЖКХ г. Благовещенска в рамках проведения работ по благоустройству дворовых территорий в МУ "ГУКС" не представляются.
В ходе проверки Управлением был сделан запрос от 27.04.2021 N 23-13-59/23-3247 мэру города Благовещенска Имамееву О.Г. о представлении в срок не позднее 29.04.2021 заверенных надлежащим образом копий паспортов благоустройства дворовых территорий многоквартирных жилых домов с приложенными схемами земельных участков территорий с указанием размеров и границ, размещением объектов благоустройства по следующим адресам: г. Благовещенск, ул. Кантемирова, 7,9, 11,11/1.
В указанный срок документы по запросу не были представлены.
По состоянию на дату окончания проверки - 05.05.2021, а также на момент вынесения представления, ответ на запрос не получен.
Вместе с этим, материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, МУ "ГУКС" в Техническом задании на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий г. Благовещенска ул. Кантемирова, 7; 9; 11; 11/1 (Приложение N 1 к муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020 в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2020 N 3) были предусмотрены работы по благоустройству проезда ул. Кантемирова, 9, 11/1.
Согласно исполнительным схемам в ходе проведения работ по благоустройству дворовых территорий с использованием средств субсидии, источником финансового обеспечения которых являлись, в том числе, средства федерального бюджета, были проведены работы по благоустройству проезда по ул. Кантемирова, 9, 11/1, непредусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. Кантемирова, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 и границы земельного участка не подтверждены документально.
Расчет стоимости работ по благоустройству проезда по ул. Кантемирова, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. Кантемирова, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 произведены в ведомости пересчета, приложение N 8 к акту проверки и составил в общей сумме 1 332 012 руб. 75 коп.
Как установлено судом первой инстанции, вышеуказанные работы сданы подрядчиком ООО "Стройуют", приняты и оплачены МУ "ГУКС" по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 23.09.2020 N 6, от 14.12.2020 N 10 (ул. Кантемирова, 9, 11/1).
Правила Госпрограммы N 1710 устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее соответственно - федеральный проект, муниципальная программа, государственная программа, субсидии из федерального бюджета).
Согласно пункту 2 Правил Госпрограммы N 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях:
а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;
б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее - субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что МУ "ГУКС" подрядчику ООО "Стройуют" произведена оплата работ по благоустройству проезда по ул. Кантемирова, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. Кантемирова, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, по платежным поручениям от 24.09.2020 N 1068 на сумму 400 637 руб. 87 коп., от 18.12.2020 N 1721 на сумму 1 527 225 руб. 72 коп., в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529 руб. 23 коп.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, МУ "ГУКС" допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. Кантемирова, 9, 11/1, непредусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. Кантемирова, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 1 332 012 руб. 75 коп., в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529 руб. 23 коп.
Документальных доказательств отнесения (включения) проезда по ул. Кантемирова, 9, 11/1 в придомовую (дворовую) территорию многоквартирных жилых домов Учреждением не представлено.
Судом также принято во внимание, что согласно представленной заявителем публичной кадастровой карте жилого района, в котором расположены МКД по адресу: г. Благовещенск ул. Кантемирова, 7; 9; 11/1, спорный проезд по ул. Кантемирова, 9, 11/1 в дворовую территорию МКД по адресу: г. Благовещенск ул. Кантемирова, 9; 11/1 не входит и относится к землям, принадлежащим муниципалитету.
Следовательно, представленная публичная кадастровая карта фактически подтверждает выводы проверяющего органа о принятии Учреждением работ по благоустройству проезда по ул. Кантемирова, 9, 11/1, непредусмотренных проектом благоустройства дворовой территории по ул. Кантемирова, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 и границы земельного участка не подтверждены документально.
С учетом изложенного судом правомерно отклонены доводы Учреждения о том, что без выполнения работ по благоустройству проезда по ул. Кантемирова, 9, 11/1 и врезке в ливневую канализацию сетей по ул. Кантемирова, 7, 9, отсутствовала возможность завершения благоустройства, предусмотренного проектами дворовых территорий ул. Кантемирова, 7, 9. 11, 11/1, и достижения заданных Государственной программой результатов.
Доводы заявителя о том, что при расчете неустойки проверяющий орган не учел того, что дополнительными соглашениями N N 1, 2, 3 к контракту от 14.05.2020 N 0158/2020 его стороны исключили часть обязательств подрядчика, которые были предусмотрены при заключении контракта от 14.05.2020 N 0158/2020 (по п.5 представления) судом признаны ошибочными на основании следующего.
Как установлено судом и не опровергнуто Учреждением, ООО "Стройуют" была допущена просрочка исполнения обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020.
Пунктом 7.2.6 муниципального контракта от 14.05.2020 N 0158/2020 предусмотрена обязанность МУ "ГУКС" применять к подрядчику меры ответственности, предусмотренные законодательством и Контрактом, в случае невыполнения, ненадлежащего выполнения обязательств.
Пунктом 10.3.5 муниципального контракта от 14.05.2020 N 0158/2020 предусмотрена ответственность Подрядчика, в виде пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Данные условия Контракта согласуются с нормами статей 34, 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
МУ "ГУКС" велась претензионная работа за просрочку исполнения обязательств по Контракту, в адрес ООО "Стройуют" была направлена претензия от 17.12.2020 исх.N 4020 на сумму 26 283 руб. 35 коп. (размещена в ЕИС 17.12.2020).
ООО "Стройуют" в письме от 24.12.2020 N б/н, не согласилось с выставленной суммой неустойки, так как часть работ к 15.10.2020 уже были выполнены и приняты Заказчиком. МУ "ГУКС" доводы Подрядчика были приняты, неустойка пересчитана, новая сумма неустойки за 60 дней просрочки составила 3 648 руб. 03 коп. (письмо от 25.12.2020 исх.N 4142).
Информация о новой сумме неустойки не размещалась в ЕИС, так как новая претензия была выставлена уже за пределами действия Контракта.
Согласно представленному к проверке платежному поручению от 30.12.2020 N 176, ООО "Стройуют" оплачена неустойка по Контракту в сумме 3 648 руб. 03 коп.
Проверкой выявлено, что при предусмотренном в Контракте сроке выполнения работ - 15.10.2020, работы выполнялись в ноябре и декабре 2020 года, что подтверждается приемкой МУ "ГУКС" у ООО "Стройуют" работ согласно: акту выполненных работ по форме N КС-2 от 23.11.2020 N 8, справке о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 от 23.11.2020 N 8 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Кантемирова, 7) на сумму 660 277 руб. 75 коп.; акту выполненных работ по форме N КС-2 от 14.12.2020 N 9, справке о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 от 14.12.2020 N 9 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Кантемирова, 7) на сумму 1 035 544 руб. 54 коп.; акту выполненных работ по форме N КС-2 от 14.12.2020 N 10, справке о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 от 14.12.2020 N 10 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Кантемирова, 9, 11/1) на сумму 1 624 708 руб. 21 коп.; акту выполненных работ по форме N КС-2 от 14.12.2020 N 11, справке о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 от 14.12.2020 N 11 (благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Кантемирова, 11) на сумму 2 724 руб. 93 коп..
Проверкой также выявлено, что принятые МУ "ГУКС" по вышеуказанным актам работы, выполнялись ООО "Стройуют" в соответствии с дополнительными соглашениями от 23.11.2020 N 2, от 14.12.2020 N 3 к муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020, которые были заключены позже установленного пунктом 1.2. Контракта срока окончания выполнения работ - 15.10.2020.
Судом установлено, что в целях подтверждения правильности расчета пени (неустойки), предъявленной МУ "ГУКС" в сумме 3 648 руб. 03 коп., УФК по Амурской области произведен контрольный пересчет, согласно которому сумма пени (неустойки), необходимая к предъявлению ООО "Стройуют", составила 6 017 руб. 37 коп.: 1 117 777,55*38*1/300*4,25% = 6 017 руб. 37 коп., исходя из следующих данных: 1117 777 руб. 55 коп. - сумма неисполненного объема работ по муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020 по состоянию на 15.10.2020 и до заключения дополнительного соглашения N 2 к муниципальному контракту N 0158/2020 от 23.11.2020, т.е. сумма задолженности, исходя из следующего: 22 341 400 руб. (цена Контракта по состоянию на 15.10.2020 и до заключения дополнительного соглашения N 2 муниципальному контракту N 0158/2020 от 23.11.2020) - 21 223 622 руб. 45 коп. (объем выполненных и принятых работ по Контракту по состоянию на 15.10.2020); 38 дней - период просрочки (с 16.10.2020 по 22.11.2020); 4,25% - учетная ставка Банка России, действующая на 22.11.2020.
Уточненная сумма недоначисленной Учреждением пени (неустойки) за просрочку исполнения ООО "СТРОЙУЮТ" обязательств по муниципальному контракту от 14.05.2020 N 0158/2020, составила 2 369 руб. 34 коп. (6 017 руб. 37 коп. - 3 648 руб. 03 коп.).
На дату просрочки исполнения обязательства и до даты заключения дополнительного соглашения от 23.11.2020 N 2 к Контракту (при том, что указанное соглашение было заключено по окончании срока выполнения работ по Контракту), в период с 16.10.2020 по 22.11.2020, цена Контракта составляла 22 341 400 руб.
Следовательно, расчет пени (неустойки) правомерно производен ответчиком, исходя из цены Контракта 22 341 400 руб.
При этом, следуя алгоритму расчета, используемого МУ "ГУКС", для расчета неустойки (пени) за период с 24.11.2020 по 14.12.2020 необходимо было использовать цену контракта в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2020 N 3 (24 546 877 руб. 88 коп.). Однако МУ ГУКС для расчета взята цена Контракта в редакции дополнительного соглашения от 23.11.2020 N 2 (22 032 717 руб. 16 коп.), такая же, как и для периода просрочки с 16.10.2020 по 23.11.2020.
При этом Управлением размер неустойки (пени) после 23.11.2020 не рассчитывался, поскольку принятые МУ "ГУКС" работы, выполнялись в соответствии с дополнительными соглашениями от 23.11.2020 N 2, от 14.12.2020 N 3, которые были заключены позже установленного пунктом 1.2. Контракта срока окончания выполнения работ, а именно - 15.10.2021.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае судом учтено следующее.
Из разъяснений, изложенных в 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, следует, что в силу пункта 1 статьи 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (пункт 3 статьи 453 ГК РФ).
Следовательно, по общему правилу изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время и не освобождает стороны от ответственности за нарушение обязательств, возникших до такого изменения.
Как указывалось выше, дополнительные соглашения, на которые ссылается заявитель, были заключены позже установленного пунктом 1.2. контракта срока окончания выполнения работ и не содержали условий об изменении срока выполнения работ и об освобождения подрядчика от ответственности за несвоевременное исполнение работ по контракту, исходя из его цены.
Как видно из материалов дела, 15.10.2021 работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком выполнены не были, в связи с чем, расчет пени (неустойки) подлежал исчислению, исходя из цены контракта 22 341 400 руб. за период с 16.10.2020 по 22.11.2020.
Таким образом, довод МУ "ГУКС" о неверном расчете Управлением неустойки правомерно признан арбитражным судом не обоснованным.
С учетом изложенного выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.11.2021 по делу N А04-6430/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6430/2021
Истец: МУ "Городское управление капитального строительства"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (6430/21 5 т, 7776/20 1т)