г. Ростов-на-Дону |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А32-26347/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Р.Р. Илюшина, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2021 по делу N А32-26347/2021
по заявлению Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края
к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Апартамент-Строй"
о взыскании вреда причиненного объекту археологического наследия, от администрации муниципального образования город-курорт Геленджик посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Спиридонова К.А. по доверенности от 29.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Краснодарского края в интересах Краснодарского края обратилось Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее Управление) к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о взыскании 2 497 484,61 руб. вреда, причиненного выявленному объекту археологического наследия - "Поселение "голубая бухта" в результате проведенных на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0405018:4 земляных, строительных работ в размере стоимости проведения спасательных археологических полевых работ (раскопок).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Апартамент-Строй"
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 6 декабря 2021 года к делу N А32-26347/2021 удовлетворены исковые требования, взыскан с администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный выявленному объекту археологического наследия - "Поселение "голубая бухта" в результате проведенных на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0405018:4 земляных, строительных работ в размере стоимости проведения спасательных археологических полевых работ (раскопок) в сумме 2 497 484, 61 рублей.
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебные акт отменить, указывая, что пункт 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации был введен Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 373, вступившим в законную силу 1 января 2017 года, поэтому на момент выдачи разрешения на строительство, данная норма не действовала и предоставление застройщиком согласования с управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края при подаче заявления о выдачи разрешения на строительство, не требовалось.
Также в соответствии с пунктами 18 и 19 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", предусмотрено, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации. Данная правовая позиция подтверждается постановлением Верховного суда Российской Федерации от 13 марта 2015 года к делу N 5-АД15-5.
Заявитель указал, что в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязано незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия. Данной нормой обязанность возлагается не на орган местного самоуправления, а на лицо, проводившее строительные работы. Разрешение на строительство от 9 ноября 2012 года N Ru23303000-037-К было выдано администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик без нарушения законодательства Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержала ее доводы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0405018:4 возведен шестиэтажный гостиничный комплекс с инфраструктурой (г. Геленджик, ул. Просторная, 1 а).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22 ноября 2016 г. по делу N А32-922/2016 за ООО "Апартамент-Строй" было признано право собственности на здание гостиницы апартаментного типа, расположенной по адресу: г. Геленджик, ул. Просторная, 1 а (общая площадь здания -2210,2 кв. м).
Из постановления капитана полиции Григорьяна В.В. и решения Арбитражного суда Краснодарского края управлению стало известно о том, что строительство гостиницы осуществлялось на основании выданного администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик разрешения на строительство N Ru23 303 000-03 7-К от 9 ноября 2012 г.
По данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалов архива управления земельный участок с кадастровым номером 23:40:0405018:4 располагается в границах выявленного объект культурного наследия (памятник археологии) "Поселение "Голубая бухта" (месторасположение памятника археологии: район Голубой бухты западнее г. Геленджика на плато, ограниченном ул. Просторной с Ю-В и Ю-3 и р. Ашампе с С-3).
Памятник археологии выявлен в 2005 г. сотрудниками ООО "Южно-Российский центр археологических исследований Кононенко А.П. и Шишловым А.В., включен в перечень выявленных объектов культурного наследия приказом управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 17 марта 2009 г. N 24.
Письмом от 10 марта 2020 г. N 110-15-3499/20-27-04 (входящий управления от 26 марта 2020 г. N 78-4770/20) администрация муниципального образования город-курорт Геленджик предоставила управлению разрешение на строительство от 9 ноября 2012 г. N Ru23303000-037-Ю (выдано Фурману И.В. и Фильштейну С.С. на возведение объекта капитального строительства -гостиницы по адресу г. Геленджик, ул. Просторная, 1 а.). Срок действия разрешения - 5 сентября 2013 г.; площадь застройки - 355 кв. м, общая площадь здания - 2210,2 кв. м.
О наличии объекта археологического наследия на территории муниципального образования город-курорт Геленджик администрации муниципального образования город-курорт Геленджик было известно. Так, в 2009 году администрацией в адрес управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края были направлены сведения о правообладателях земельных участков, в границах которых расположены памятники археологии (письма от 10 июня 2009 г. N 110-15-5235/09-28-08; от 14 марта 2009 г. N 110-15-4155/09-28-08).
Вместе с тем, в нарушение требований градостроительного законодательства в градостроительном плане земельного участка N 00000000002372 (утвержден постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 18 апреля.2012 г N 1094 отсутствовали сведения о нахождении объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0405018:4.
Согласно расчету вреда, причиненного в результате проведенных земляных и строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0405018:4 (адрес: г. Геленджик, ул. Просторная, 1 а) стоимость работ, предусмотренных ст. 45.1 Закона N 73-ФЗ, составляет 2 497 484,61 рублей (два миллиона четыреста девяносто семь тысяч четыреста восемьдесят четыре рубля шестьдесят одна копейка).
В целях досудебного урегулирования спора управлением в адрес ответчика письмом от 12 февраля 2021 г. N 78-12-1968/21 направлена досудебная претензия по возмещению вреда, причиненного объекту археологического наследия.
Письмом от 26 марта 2021 г. N 110-15-3568/21-28-11 (входящий управления от 18 февраля 2021 г. N 78-12-1968/21) администрация муниципального образования город-курорт Геленджик направила возражение на претензию, в соответствии с которым полагает, что в действиях по выдаче рассматриваемого разрешения на строительство отсутствовали нарушения законодательства, действовавшего на момент выдачи такового. Ответчик в том числе ссылается на норму пункта 4 статьи 36 Закона N 73-ФЗ, указывая на обязанность застройщика приостановить земляные работы на земельном участке при обнаружении объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Указанные обстоятельства и явились основанием для обращения истца в суд.
По смыслу пункта 10 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с учетом требований сохранения объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 48 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 48 Кодекса).
Согласно подпункту 12 пункта 12 Кодекса в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Кодекса).
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.
С учетом изложенного выдача, получение разрешения на строительство, а значит и начало самого строительства, поставлено в зависимость от изготовления материалов проектной документации, их проверки и прохождения соответствующих согласований.
В соответствии со статьей 35 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются: в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона в пределах охранной зоны в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды памятников и объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации (часть 3 статьи 36 Федерального закона).
Согласование землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в отношении объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, и объектов культурного наследия на территории Краснодарского края в силу пункта 1 статьи 27 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 N 558-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" производится краевым органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом.
Довод администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о том, что на момент выдачи разрешения на строительство отсутствовала необходимость предоставления застройщиком согласования с органом, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона Краснодарского края от 6 февраля 2003 г. N 558-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году) проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона Краснодарского края от 6 февраля 2003 г. N 558-КЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году) согласование проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которого располагается объект археологического наследия, осуществляется краевым органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году) орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно пункту 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году) уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в том числе орган местного управления отказывает в выдаче разрешения на строительство в случае отсутствия схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объектов археологического наследия.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году) в составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
Апелляционный суд презюмирует, что о наличии объекта археологического наследия на территории муниципального образования город-курорт Геленджик администрации муниципального образования город-курорт Геленджик было известно. Так, в 2009 году администрацией в адрес управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края были направлены сведения о правообладателях земельных участков, в границах которых расположены памятники археологии (письма от 10 июня 2009 г. N 110-15-5235/09-28-08; от 14 марта 2009 г. N 110-15-4155/09-28-08). Указанные письма приобщены к материалам арбитражного дела.
Вместе с тем, в нарушение требований градостроительного законодательства в градостроительном плане земельного участка N 00000000002372 (утвержден постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 18 апреля 2012 г. N 1094) отсутствовали сведения о нахождении объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0405018:4.
Пункт 16.2 статьи 25 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году) предусматривает, что органы местного самоуправления поселений и городских округов Краснодарского края, на территории которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), проводят подготовку генеральных планов с учетом требований федерального законодательства и законодательства Краснодарского края в области государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
При этом управление не рассматривало, не согласовывало документы, послужившие основанием для выдачи администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик разрешения на строительство от 9 ноября 2012 г., не оценивало проект строительства.
Таким образом, в результате неправомерной выдачи администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик разрешения на строительство от 9 ноября 2012 г. N RU 23303000-037-К проведены земляные и строительные работы на территории выявленного объекта культурного наследия "Поселение "Голубая бухта".
Кроме того, Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик не учитывает, что объект археологического наследия "Поселение "Голубая бухта" является выявленным объектом культурного наследия.
Выявленный объект археологического наследия включен в перечень выявленных объектов культурного наследия приказом управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 17 марта 2009 г. N 24.
В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) (в редакции, действующей на дату принятия приказа управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 17 марта 2009 г. N 24) объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.
Пунктом 8 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ (в редакции, действующей на дату принятия приказа управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 17 марта 2009 г. N 24) установлено, что выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с указанным Федеральным законом.
Сведения об объекте археологического наследия "Поселение "Голубая бухта" не содержатся в реестре, так как данный объект является выявленным. Сведения о нем содержатся в перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края.
Таким образом, обязанность по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия возникает с момента принятия объектов культурного наследия на государственную охрану.
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году) проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации (пункт 3 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году).
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Федерального закона N 73-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство в 2012 году) использование объекта культурного наследия либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.
Однако, администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик не учтено, что хозяйственные, строительные работы на территории выявленного объекта культурного наследия проведены застройщиком после получения разрешения на строительство.
Таким образом, довод администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о выдаче разрешения на строительство от 9 ноября 2012 г. N RU 23303000-037-К в соответствии с нормами градостроительного кодекса, действовавшими на момент выдачи такового разрешения, противоречит указанным выше нормам.
Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик не учтены нормы действующего градостроительного законодательства на момент выдачи разрешения.
Суд первой инстанции верно указал, что Администрация муниципального образования является органом местного самоуправления, наделенным рядом властно-управленческих полномочий, именно в результате неправомерной выдачи разрешительной документации на строительство на территории объектов культурного наследия причиняется невосполнимый вред памятникам истории и культуры, кроме того, наносится имущественный ущерб государству (ввиду нахождения памятников археологии в государственной собственности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Федерального закона лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 данного Закона.
Согласно статье 40 Федерального закона сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.
Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", статьей 1064 ГК РФ, инструкцией "О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", утв. приказом Министерства культуры СССР от 15.05.1986 N 203 обязанность возмещения вреда, причиненного объекту культурного наследия, возложена на причинителя вреда.
Гражданско-правовая ответственность возможна при установлении судом наличия состава правонарушения, включающего причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этими элементами, а также вину причинителя вреда. Доказыванию также подлежит размер вреда (убытков), причиненного указанными действиями.
В данном случае восстановление нарушенного права - сохранение объекта археологического наследия - в силу Закона N 73-ФЗ и по обстоятельствам дела может быть осуществлено лишь путем проведения спасательных археологических полевых работ.
Цена подобных работ определяется экономическими затратами и не зависит от причин, мотивов и оснований их проведения.
Расчет стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - раскопок), предусмотренных статьей 45.1 Закона N 73-ФЗ, произведен с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утвержденного приказом Министерства культуры СССР от 5 ноября 1990 г. N 321, инструктивными письмами Министерства Культуры Российской Федерации от 13 октября 1998 г. N 01-211/16-14 и от 20 декабря 2011 г. N 107-01-39/10-КЧ.
Согласно расчету вреда, причиненного в результате проведенных земляных и строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0405018:4 (адрес: г. Геленджик, ул. Просторная, 1 а) стоимость работ, предусмотренных ст. 45.1 Закона N 73-ФЗ, составляет 2 497 484,61 рублей (два миллиона четыреста девяносто семь тысяч четыреста восемьдесят четыре рубля шестьдесят одна копейка).
Учитывая, что действия администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выраженные в выдаче разрешения на строительство от 9 ноября 2012 г. N Ru23303000-037-K) привели к причинению вреда объекту археологического наследия, указанный вред подлежит возмещению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик за счет средств казны муниципального образования город-курорт Геленджик.
Доводы апелляционной жалобы о вине застройщика отклоняются, поскольку в данном случае образом, действия именно ответчика в нарушение действующего законодательства повлекли нарушение культурного слоя и целостности объектов культурного наследия. Следствием строительства является то, что для обеспечения сохранности объектов культурного наследия требуется проведение охранно-спасательных мероприятий.
Если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное (статья 321 ГК РФ).
В данном случае солидарная обязанность не возникла.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2021 по делу N А32-26347/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26347/2021
Истец: Администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края
Ответчик: Администрация МО город-курорт Геленджик, Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик
Третье лицо: ООО "Апартамент-Строй", ООО "Апартамент-Строй", Администрация Краснодарского края