город Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
дело N А40-184029/23 |
Резолютивная часть постановления от 19.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2023 по делу N А40-184029/23
по заявлению ГКУ Московской области "Единый выплатной центр министерства социального развития Московской области"
к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7)
о признании недействительными решений;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2023 признаны недействительными решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (филиал N 7) от 25.07.2023 N 060S19230041505 и N 060S19230041507 о привлечении страхователя -ГКУ Московской области "Единый выплатной центр министерства социального развития Московской области" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отказано.
Фонд не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить.
Представители сторон в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что фондом составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 04.07.2023 N 060S18230036688, N 060S18230036691 в соответствии с которыми выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Согласно акту от 04.07.2023 N 060S18230036688, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно: представление отчета по форме ЕФС-1 за май 2023 в отношении 21 застрахованного лица учреждения позже установленного срока. 25.07.2023 вынесено решение N 060S19230041505 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 15.000 руб.
Согласно акту от 04.07.2023 N 060S18230036691, фондом выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а именно предоставление отчета по форме ЕФС-1 за май 2023 в отношении 39 застрахованных лиц учреждения позже установленного срока. 25.07.2023 вынесено решение N 060S19230041507 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Размер финансовой санкции составил 23.000 руб.
Не согласившись с решениями, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Распоряжением Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации" Учреждение наделено полномочиями по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, патронатным воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям и усыновителям, в том числе по договорам возмездного оказания услуг, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Постановлением Правительства Московской области от 01.12.2022 N 1306/43 "Об утверждении Порядка выплаты вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям и порядка выплаты материальной помощи на организацию отдыха детей или компенсации расходов на приобретение путевок для совместного отдыха с детьми" определен механизм и условия назначения и выплаты за счет средств бюджета Московской области ежемесячного вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям несовершеннолетних детей, имеющим место жительства в Московской области.
Вознаграждение назначается каждому законному представителю, имеющему место жительства в Московской области, заключившему договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях либо договор о приемной семье, не предусматривающий выплаты вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц (п. 2 Порядка).
Вознаграждение назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области по месту учета ребенка в без заявительном (проактивном) порядке со дня заключения договора (п. 3 Порядка).
Вознаграждение выплачивается законному представителю государственным казенным учреждением Московской области "Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" (п. 4 Порядка).
Выплата вознаграждения прекращается на основании распоряжения Министерства социального развития Московской области (п. 6 Порядка).
Согласно абзацу 3 п. 4 Порядка взаимодействие органа опеки и попечительства Московской области и Учреждения при перечислении вознаграждения осуществляется на основании соглашения.
Пунктом 2.1 установлено, что соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон по осуществлению выплат, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, назначение и начисление которых производится окружными управлениями социального развития Министерства социального развития Московской области посредством ЕАИС СОЦ МО и ИСПДн "Семья".
Согласно п. 3.1.1 Соглашения ОУСР обязано: назначать и начислять выплаты гражданам, в сроки установленные законодательством; в ИСПДн "семья" формировать выплаты и направлять в Учреждение информацию необходимую для осуществления выплат в установленных форматах информационного обмена.
В соответствии с п. 5.9.2 Соглашения ОУСР несет ответственность за полноту и своевременность направления информации и сведений в учреждение.
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Пунктом 5 ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в Фонд сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера), в том числе: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Согласно ст. 1 Закона N 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Договоры с застрахованными лицами заключает и расторгает ОУСР, учреждение осуществляет уплату налогов и страховых взносов в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе на основании данных предоставленных ОУСР в соответствии с п. 3.3.9 Соглашения.
Все сведения, содержащиеся в отчете ЕФС-1, представлены в фонд не в отношении штатных сотрудников учреждения, а в отношении лиц, которыми заключены или расторгнуты договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях с ОУСР.
Данный факт подтверждается п. 3 распоряжения Правительства Московской области от 14.06.2022 N 496-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Московской области от 07.02.2017 N 45-РП/5 "О перепрофилировании и переименовании государственного казенного учреждения Московской области "Областной центр социальной адаптации", согласно которого штатная численность Учреждения с 01.09.2022 установлена в количестве 114 единиц (решение Фонда вынесено в отношении 351 застрахованного лица).
Поскольку учреждением не заключены трудовые договоры и договоры об осуществлении опеки (попечительства) на возмездных условиях (которые по своей юридической природе приравнены к договорам гражданско-правового характера) с застрахованными лицами, указанными в отчете ЕФС-1, учреждение не располагает данными о моменте заключения и расторжения указанных договоров и согласно ст. 1 Закона N 27-ФЗ не может считаться страхователем по отношению указанных застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305- ЭС19-2960).
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт неполноты представленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
В настоящем случае судом установлено, что в действии (бездействии) учреждения отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2023 по делу N А40-184029/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184029/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНЫЙ ВЫПЛАТНОЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Филиал N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Москве и МО