г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А56-61803/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Каверина О.А. по доверенности от 10.12.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-567/2022) акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2021 по делу N А56-61803/2021, принятое по заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании решения об отказе в рассмотрении заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы на НВОС,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным решения от 25.05.2021 N 20/11429 об отказе в рассмотрении заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы на НВОС.
Решением суда от 03.12.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельства дела. Общество не согласно с выводами суда о том, что проведение сверки за 2016, 2017 года является правом, а не обязанностью административного органа. Также Общество указывает, что вопрос возврата излишне уплаченной суммы НВОС за 2018 год не являлся предметом рассмотрения, а вводы суда в указанной части являются необоснованными. Кроме того, судом не дана оценка доводам заявителя в части нарушения сроков принятия решений по обращениям Общества.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Административный орган извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, акционерное общество "Федеральная пассажирская компания", являясь организацией, осуществляющей плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), в связи с выявленной в 2018 году переплатой в размере 3 586 366 руб. 13 коп., обратилось в территориальный орган Росприроднадзора с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 г.
Письмом (исх. N 04-28/1054 от 08.02.2019) территориальный орган Росприроднадзора сообщил об оставлении обращений Общества без рассмотрения в связи с необходимостью представления корректно заполненных и подписанных документов.
Общество 12.04.2021 повторно обратилось в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением, полученным Управлением 19.04.2021, о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях возврата излишне уплаченных сумм за 2016, 2017 годы.
Заявителем получен ответ от 25.05.2021 N 04-20/11429 об отказе в рассмотрении заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы на НВОС в связи с истечением срока исковой давности в соответствии со статьей 196 ГК РФ.
Не согласившись с решением об отказе в рассмотрении заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за НВОС, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" зачет и возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
06.09.2019 вступил в силу Приказ Росприроднадзора N 334 от 20.06.2019 года "Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду".
В соответствии с пунктом 2 указанного Приказа суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам негативного воздействия на окружающую среду (КБК), а также по кодам Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, по которым лицом, обязанным вносить плату, исчислялась и вносилась плата.
Согласно пункту 6 Приказа заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора.
К заявлению о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы должны быть приложены:
- акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату;
- акт сверки по пеням, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
В случае подписания заявления представителем лица, обязанного вносить плату, к заявлению прилагается копия доверенности, подтверждающей полномочия представителя на осуществление действий от имени лица, обязанного вносить плату.
В заявлении обязательно указывается e-mail или факс организации, а также код организационно-правовой формы.
Судом первой инстанции установлено, что 28.05.2018 Обществом в связи с выявленной переплатой в Управление Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному органу поданы заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Письмом исх. N 04-28/1054 от 08.02.2019 Росприроднадзор, сообщил об оставлении обращений без рассмотрения в связи с необходимостью представления корректно заполненных и подписанных документов.
В соответствии со статьей 161 Федеральный закон N 7-ФЗ определены лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Таким образом, Федеральным законом N 7-ФЗ не предусмотрено внесение платы за НВОС отдельными структурными подразделениями.
В соответствии с пунктами 8, 11 Правил исчисления и взимания платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе определенной платежной базы. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, Правилами исчисления и взимания платы за НВОС не предусмотрено исчисление платы и определение платежной базы отдельными структурными подразделениями.
Вместе с тем, информация о платежной базе представляется в декларации о плате за НВОС, т.е. расчет размера платы за НВОС производится путем составления декларации по плате за НВОС.
Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 7 указанного Порядка представления декларации установлено, что декларация о плате на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате, по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления.
В случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.
В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате.
Одновременно пунктом 3 Порядка предусмотрены правила подписания декларации и подтверждения правомочий лица на подпись.
К декларации о плате должен быть приложен документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате - в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату.
Как установлено судом, в обращениях заявителя отсутствовали документы, подтверждающие право на получение информации или подтверждающих право предоставления деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также право подписания декларации. Также Обществом не была исполнена обязанность представления декларации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, установленной пунктами 4-6 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки пунктом 11 Порядка (за 2016 и 2017 года).
Следовательно, судом сделан обоснованный вывод, что у административного органа имелись основания для оставлений обращений Общества без рассмотрения.
Кроме того, как указал административный орган и с ним правомерно согласился суд первой инстанции, с 01.07.2021 года у администратора дохода по плате за негативное воздействие на окружающую среду есть ограничение по рассмотрению заявлений о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, которое не может превышать три года со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в рассматриваемом случае, с учетом повторного обращения Общества в апреле 2021 года, срок давности за периоды 2016, 2017 года истек в соответствии со статьей 196 ГК РФ, пункт 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как прошло более 3 лет с момента установленного срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и подачи декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы Общества о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 года была произведена лишь в 2021 году, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в суде первой инстанции указанные доводы не заявлялись, а в материалах настоящего дела доказательства, подтверждающие указанные доводы, отсутствуют. Кроме того, исходя из представленных платежных поручений, плата Обществом произведена в 2016-2017 годах.
Также подлежат отклонению и доводы Общества о нарушении Управлением сроков принятия решений по обращениям. В данном случае действия (бездействие) Управления в части сроков Обществом в судебном порядке не обжаловалось. Ответ Управления от 08.02.2019 N 04-28/1054 в установленном законом порядке недействительным не признан. Получив ответ Управления 08.02.2019, Общество еще имело возможность своевременно обратиться в суд с заявлением о зачете платы на НВОС, однако повторно обратилось только 12.04.2021.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления Общества.
Выводы суда первой инстанции относительно проведения сторонами сверки расчетов платежей за 2018 год не относятся к предмету рассматриваемого спора, однако не привели к принятию неправильного решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Обществу из Федерального бюджета РФ на основании платежного поручения от 25.01.2022 N 5587723.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 декабря 2021 года по делу N А56-61803/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" из федерального бюджета РФ 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61803/2021
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ