г. Саратов |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А12-26381/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, В.В. Землянниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" (344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 49, ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) в лице филиала "Волгоградэнерго"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2021 года по делу N А12-26381/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Юг" (344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 49, ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) в лице филиала "Волгоградэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
(400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской Дивизии, д. 12, ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
заинтересованное лицо: Гасанова Улвийя Садыг Кызы,
при участии в судебном заседании представителя от публичного акционерного общества "Россети Юг" - Е.В. Бутаковой по доверенности от 01.01.2022, сроком по 31.12.2022.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" (далее - ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 16.08.2021 о назначении административного наказания по делу N 034/04/9.21-747/2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2021 по делу N А12-26381/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявитель обратился к Обществу именно за восстановлением документов по технологическому присоединению, а не в связи со сменой собственника, как ошибочно посчитал суд и антимонопольный орган. Срок восстановления документов Обществом не нарушен. Факт оплаты за полученные документы (переоформленный акт ТП) посредством портала свидетельствует о согласии Гасановой У.С. с фактом оказания услуги. Повторность привлечения Общества к административной ответственности отсутствует.
УФАС по Волгоградской области, представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание явился представитель ПАО "Россети Юг".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель ПАО "Россети Юг" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2021 по делу N А12-26381/2021 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Как следует из материалов дела, 18.05.2021 в УФАС по Волгоградской области поступило обращение Гасановой У.С. К о нарушении ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" срока переоформления документов об осуществлении технологического присоединения в связи со сменой собственника объекта, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-кт Металлургов, д. 74б.
Антимонопольным органом в действиях ПАО "Россети Юг" установлено нарушение п. 69 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По указанному факту антимонопольным органом в отношении ПАО "Россети Юг" 08.07.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 034/04/9.21-747/2021 по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении УФАС по Волгоградской области вынесено постановление N 034/04/9.21-747/2021 от 16.08.2021, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "Россети Юг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861).
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В пункте 3 Правил N 861 определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Раздел VII Правил N 861 регламентирует порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе, в случае переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о переоформлении документов о технологическом присоединении, определен пунктом 62 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Гасанова У.С. Кызы 03.04.2021 обратилась через личный кабинет информационного портала "ТП РФ" в ПАО "Россети Юг" с заявлением на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а именно торгового павильона, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Металлургов, д. 74 б.
Как следует из пункта 5.1 указанного заявления от 03.04.2021 N 1483052 в качестве причины подачи заявления указано "переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств".
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, последним днем срока выдачи Гасановой У.С. Кызы переоформленных документов, в соответствии п. 69 Правил о технологическом присоединении с учетом даты поступления ее заявления 03.04.2021 (нерабочий день) является - 12.04.2021.
Однако, документы, переоформленные и согласованные со стороны ПАО "Россети Юг", в адрес Гасановой У.С. по состоянию на 12.04.2021 не поступили.
По состоянию на дату подачи обращения в антимонопольный орган 18.05.2021 документы также не представлены.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ПАО "Россети Юг" нарушен пункт 69 Правил N 861.
Доводы заявителя сводятся к тому, что заявитель обратился к Обществу именно за восстановлением документов по технологическому присоединению, а не в связи со сменой собственника, как ошибочно посчитал суд и антимонопольный орган. Срок восстановления документов составляет 15 дней и Обществом не нарушен.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу подпункта "а" пункта 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в случае восстановления утраченных документов о технологическом присоединении.
В подпункте "а" пункта 72 Правил N 861 установлено, что при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 данных Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий), в случае если технические условия в соответствии с данными правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
В поданном Гасановой У.С.К. заявлении в адрес ПАО "Россети Юг" указана конкретная причина подачи заявления - "переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств" (п. 5.1 заявления от 03.04.2021 N 1483052).
Однако, на основании указанного заявления ПАО "Россети Юг" оформлен договор N 34-ПД-21-005711245 возмездного оказания услуг (восстановление и переоформление документов), в соответствии с п. 1.1 которого по настоящему Договору Сетевая организация принимает на себя обязательства по восстановлению (переформлению) документов о технологическом присоединении акт об осуществлении технологического присоединения в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В адрес Гасановой У.С.К. выставлен счет на оплату услуг по восстановлению (переоформлению) документов о технологическом присоединении к электрической сети.
В рассматриваемом случае, между Гасановой У.С.К и Обществом вследствие подачи заявления от 03.04.2021 N 1483052 возникли именно правоотношения по переоформлению документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а не по восстановлению утраченных документов о технологическом присоединении.
Таким образом, довод Общества о том, что Гасановой У.С.К по договору произведена оплата, не имеет правового значения, поскольку заявитель обратилась за переоформлением документов, которые должны быть переоформлены не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Наличие в деле письма от 09.07.2021 г., не свидетельствует об отсутствии нарушения на дату совершения правонарушения (13.04.2021 г.) и составления протокола об административном правонарушении от 08.07.2021 г.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что в сложившихся правоотношениях подлежит применению п. 69 Правил N 861, поскольку подача заявления о переоформлении документов связана со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а не ввиду восстановления утраченных документов.
Доводы апеллянта о техническом сбое интернет-портала через который потребителю были предоставлены спорные документы путем размещения в его личном кабинете, судом отклоняются, поскольку доказательства проведения на данном портале технических работ, о возможных сбоях и невозможности в спорный период разместить документы в личном кабинете потребителя, не представлены.
Довод апеллянта о надлежащем исполнении обязанности по направлению спорных документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника посредством размещения в личном кабинете заявителя на портале, аналогичен заявленному в суде первой инстанции, и правомерно отклонен ввиду следующего.
Материалами дела установлено, что в п. 3.1 заявления от 03.04.2021 N 1483052 Гасанова У.С.К. указала в качестве единственного и конкретного адреса для направления всей корреспонденции в рамках рассмотрения указанного заявления -400105, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Хользунова, д.36/3, кв. 127-28.
Вместе с тем, судами установлено, что по адресу указанному в заявлении от 03.04.2021 N 1483052 переоформленные документы о технологическом присоединении не направлялись.
Согласно абзаца 1 п. 36 Приказа Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 "О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций" личный кабинет потребителя представляет собой персональный раздел на официальном сайте сетевой организации, обеспечивающий электронное взаимодействие потребителя с сетевой организацией по вопросам технологического присоединения, передачи электрической энергии, коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и (или) для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, дополнительным услугам и иным вопросам, связанным с деятельностью сетевой организации.
В силу абзаца 3 п. 36 Приказа Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 "О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций" сетевая организация обеспечивает, в том числе с использованием личного кабинета потребителя, техническую возможность:
а) направления потребителем обращений, в том числе содержащих жалобы и заявки (заявления), согласно приложению N 5 к настоящим Единым стандартам в форме электронного документа путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта сетевой организации с обязательной для заполнения контактной информацией и предпочтительным способом получения ответа. В экранных формах веб-интерфейса официального сайта обеспечивается возможность прикреплять файлы с материалами по обращению. При направлении обращения через указанный интерфейс потребитель должен быть уведомлен о плановых сроках рассмотрения обращения с указанием регистрационного номера обращения;
б) заполнения посредством экранной формы веб-интерфейса официального сайта анкеты потребителя для опроса с целью оценки качества оказываемых услуг сетевой организации и обслуживания потребителя;
в) получения потребителем сведений о статусе рассмотрения обращения, направленного в сетевую организацию;
г) ввода потребителем текущих показаний приборов учета, если прибор учета, установленный в отношении энергопринимающего устройства потребителя, не присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности);
д) направления потребителем уведомления в сетевую организацию об исполнении им мероприятий, предусмотренных техническими условиями;
е) получения потребителем: сведений о статусе рассмотрения заявки (заявления) потребителя, поданной в сетевую организацию, с указанием даты поступления заявки (заявления) и ее регистрационного номера, даты направления заявителю подписанного сетевой организацией договора об оказании услуг по передаче электрической энергии; сведений по договорам об осуществлении технологического присоединения, которые должны включать информацию о дате заключения договора, ходе выполнения сетевой организацией технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, фактическом присоединении, составлении и подписании документов о технологическом присоединении; счетов на оплату услуг по технологическому присоединению; счетов на оплату услуг по передаче электрической энергии; сведений о показаниях приборов учета электрической энергии потребителя за расчетный период и статистике потребления электрической энергии на момент последнего снятия сетевой организацией таких показаний или введения показаний прибора учета потребителем самостоятельно в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности); удаленного доступа для получения информации, содержащейся в интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также использование функций интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в объеме, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890, в отношении приборов учета, допущенных в эксплуатацию после 1 января 2022 г. для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и (или) для оказания коммунальных услуг по электроснабжению; информации о причинах и сроках плановых (внеплановых) ограничениях режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей, а также о дате и времени восстановления электроснабжения; информации о причинах несоблюдения требований к параметрам качества электрической энергии, о мероприятиях и работах, необходимых для обеспечения соответствия качества электрической энергии.
Портал "ТП РФ" (портал-тп.рф) не является информационным ресурсом, предназначенным для выдачи заявителям со стороны сетевых организаций переофомленных документов о технологическом присоединении.
Согласно информации указанного портала в части услуг по восстановлению (переоформлению) ранее выданных документов о технологическом присоединении портал предназначен только для подачи в электронном виде потребителем заявки на восстановление (переоформление) ранее выданных документов о технологическом присоединении либо выдачи новых документов о технологическом присоединении при невозможности восстановления ранее выданных технических условий.
Как установлено выше, Гасанова У.С.К. при обращении за переоформлением документов о технологическом присоединении, указала конкретный почтовый адрес для направления переоформленных документов о технологическом присоединении и не просила о направлении ей указанных документов через личный кабинет на портале "ТП РФ".
Согласно п. 1, 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путём составления документа, выражающего её содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положения п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяют электронный документ как документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Документированная информация, согласно положениям вышеуказанной нормы определяется как зафиксированная на материальном носителе путём документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признаётся электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе,
Электронная подпись (ЭП) является аналогом собственноручной подписи, использование которой допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции Положения Правил N 861, Приказа Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 не предусматривают возможность составления переоформленных документов о технологическом присоединении в электронном виде посредством обмена информацией в электронной форме на портале "ТП РФ", соглашение сторон отсутствует.
В рассматриваемом случае, каких-либо заявлений от Гасановой У.С.К. о направлении в ее адрес документов по иному адресу, либо посредством портала "ТП РФ", не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами антимонопольного органа и суда первой инстанции, что фотокопия подписанного со стороны должностного лица ПАО "Россети Юг" на бумажном носителе переоформленного акта о технологическом присоединении, размещенная в личном кабинете на портале "ТП РФ", не имеет юридической силы и не равнозначна переоформленному акту о технологическом присоединении по смыслу п. 69 Правил N 861.
При таких обстоятельствах, действия ПАО "Россети Юг" по размещению в личном кабинете потерпевшей на портале "ТП РФ" фотокопии подписанного со стороны должностного лица ПАО "Россети Юг" на бумажном носителе переоформленного акта о технологическом присоединении с нарушением срока, установленного п. 69 Правил N 861, без направления в адрес потерпевшей способом, указанным в заявлении, оригинала акта о технологическом присоединении в письменной форме, не свидетельствуют ни об отсутствии указанного нарушения, ни о его последующем устранении.
Действия ПАО "Россети Юг" по размещению в личном кабинете потерпевшей на портале "ТП РФ" документов в нарушении срока, опровергают позицию Общества о техническом сбое на портале.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае доказательств, подтверждающих, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по надлежащему и своевременному исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Заявитель, обладая информацией о законодательно установленных сроках для переоформления документов о технологическом присоединении, должен был и мог принять своевременные меры, направленные на выполнение мероприятий по направлению документов в установленный срок.
Однако, ПАО "Россети Юг" нарушен предельный срок (7 дней) выдачи Гасановой У.С.К. переоформленных документов о технологическом присоединении, указанных в заявлении от 03.04.2021.
Вина Общества в совершенном правонарушении установлена и доказана.
В действиях Общества установлен состав административного правонарушения по ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
Ранее Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ по следующим делам:
-постановлением от 23.06.2020 по делу N 034/04/9.21-567/2020 об административном правонарушении ПАО "Россети Юг" привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу, исполнено 07.08.2020. ПАО "Россети Юг" в период с 07.08.2020 по 07.08.2021 считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренному ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ,
- постановлением от 22.06.2020 по делу N 034/04/9.21-568/2020 ПАО "Россети Юг" привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу, исполнено 07.08.2020. ПАО "Россети Юг" в период с 07.08.2020 по 07.08.2021 считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренному ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В жалобе Общество ссылается на то, что в действиях ПАО "Россети Юг" отсутствует повторность привлечения к административной ответственности, в связи с чем, оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ не имеется.
Апелляционная коллегия считает доводы Общества необоснованными.
Согласно оспариваемому постановлению от 16.08.2021 о назначении административного наказания по делу N 034/04/9.21-747/202 датой совершения ПАО "Россети Юг" административного правонарушения является 13.04.2021.
Общество привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ по постановлению от 23.06.2020 по делу N 034/04/9.21-567/2020 об административном правонарушении ПАО "Россети Юг" привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу, исполнено 07.08.2020; по постановлению от 22.06.2020 по делу N 034/04/9.21-568/2020 ПАО "Россети Юг" привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу, исполнено 07.08.2020.
Таким образом, ПАО "Россети Юг" в период с 07.08.2020 по 07.08.2021 считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренному ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
На дату совершения вменяемого по настоящему делу правонарушения (13.04.2021) ПАО "Россети Юг" считалось подвергнутым административному наказанию, предусмотренному ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ по вышеуказанным постановлениям.
Таким образом, должностное лицо УФАС по Волгоградской области при вынесении постановления от 16.08.2021 делу N 034/04/9.21-747/202 обоснованно пришло к выводу о повторности, допущенных Обществом нарушений и квалификации указанного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений при привлечении к административной ответственности не допущено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок не нарушен.
Оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ судами первой и апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее шестиста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Наказание в виде административного штрафа назначено административным органом по правилам ч. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (штраф снижен административным органом в два раза), с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
При разрешении вопроса о соразмерности назначения административного наказания административный орган, с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к ответственности, его финансового положения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, отсутствие негативных последствий, руководствуясь указанными выше положениями КоАП РФ, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, правомерно счел возможным снизить размер штрафа до 300 000 руб.
Снижение административным органом размера санкции до 300 000 руб. соответствует характеру допущенного заявителем правонарушения, степени его вины и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2021 года по делу N А12-26381/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26381/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЮГ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "ВОЛГОГРАДЭНЕРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Гасанова Улвийя Садыг кызы