город Омск |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А46-865/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-116/2022) индивидуального предпринимателя Липовецкого Дмитрия Константиновича на решение Арбитражного суда Омской области от 02.12.2021 по делу N А46-865/2021 (судья Пермяков В.В.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Липовецкого Дмитрия Константиновича (ОГРНИП 305550401101629, ИНН 550401100181) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ОГРН 1025500757930, ИНН 5503037246, адрес: 644007, город Омск, улица Герцена, дом 25) о признании недействительным распоряжения N 46 от 20.01.2021 в части подпункта 11 пункта 1,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Липовецкий Дмитрий Константинович (далее - ИП Липовецкий Д.К., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Центрального административного округа г. Омска (далее - Администрация) о признании распоряжения от 20.01.2021 N 46 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" в части подпункта 11 пункта 1 недействительным.
Решением от 02.12.2021 Арбитражного суда Омской области по делу А46-865/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности размещения заявителем нестационарного торгового объекта (далее - НТО) без правовых оснований, в связи с чем, оспариваемое распоряжение Администрации является законным и обоснованным.
Не согласившись с принятым решением ИП Липовецкий Д.К. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании распоряжения от 20.01.2021 N 46 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" в части подпункта 11 пункта 1 недействительным.
В обоснование жалобы ИП Липовецкий Д.К. указывает, что судом первой инстанции надлежащим образом не исследовался вопрос о действии договора на размещение НТО от 14.01.2016 N Д-206/2016.
Согласно положениям Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" и постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 N 208-р Администрация была обязана при наличии заявления без проведения торгов заключить соглашение о продлении действия договора на размещение НТО от 14.01.2016 N Д-206/2016, при этом Администрацией в нарушение указанных положений законодательства, при наличии неоднократных обращений предпринимателя, договор не продлила.
По мнению апеллянта, отношения в рамках договора на размещение НТО от 14.01.2016 N Д-206/2016 фактически продолжаются.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступало.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
До начала судебного заседания от ИП Липовецкого Д.К. поступило ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью участия предпринимателя в судебном заседании в связи с заболеванием коронавирусной инфекцией.
В соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, совершение данного процессуального действия является правом суда, а не обязанностью. В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований АПК РФ.
Из ходатайства предпринимателя не следует, что заявитель намерен дать суду дополнительные пояснения или представить дополнительные доказательства.
Учитывая, что к ходатайству об отложении судебного заседания не приложены документы, в подтверждение заболевания, и заявителем не обоснована невозможность рассмотрения спора по существу в его отсутствие по материалам дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного заседания.
На основании статей 123, 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и предпринимателем заключен договор от 14.01.2016 N Д-206/2016 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска (далее - договор), предметом которого является предоставление места под размещение нестационарного торгового объекта по адресу: город Омск, улица 10 лет Октября, дом 175 сроком на 5 лет с момента подписания договора с целью осуществления на данных местах торговой деятельности - специализированной торговли.
Согласно положениям договора срок предоставления места под размещение нестационарного торгового объекта заканчивается 14.01.2021.
Предприниматель обратился в администрацию с письмом от 13.01.2021 о продлении Договора на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска.
Администрацией письмом от 25.01.2021 заявителю отказано в продлении договора со ссылкой на подпункт 1 пункта 24 постановления Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
В соответствии с постановлением N 1812-п и условиями заключённого с предпринимателем договора (пункт 3.2.10) по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения собственник НТО обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трёх рабочих дней уполномоченному органу по акту приёма-передачи.
20.01.2021 вынесено распоряжение главы Администрации Центрального административного округа г. Омска N 46 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", в соответствии с которым принадлежащий заявителю павильон, серого цвета, с вывеской "Салон связи", общей площадью 67 кв. м, расположенный по адресу: город Омск, улица 10 лет Октября, дом 175, в Центральном административном округе города Омска (приложение), определен самовольно размещенным объектом.
Пунктами 2 и 3 вышеназванного распоряжения, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа до 29 января 2021 года, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с 30 января 2021 года по 16 марта 2021 года.
Полагая, что данное распоряжение нарушает права и законные интересы предпринимателя и не соответствует требованиям действующего законодательства, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 02.12.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.02.2018 N 304-ЭС17-15428, размещение НТО осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Омска" (далее - Постановление N 1812-п).
Постановлением N 1812-п определены процедура размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедура взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Постановления N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 1812-п нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу пункта 10 Постановления N 1812-п самовольно установленный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления.
Согласно пункту 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются Администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 12 Порядка размещения НТО на территории города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п (далее также - Порядок N 1812-п), размещение НТО на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения НТО на территории города Омска.
Срок размещения НТО с типом киоск, павильон, торговая галерея не может превышать 5 лет (пункт 45 Порядка N 1812-п).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, проводится согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет более 1 года, проводится в электронной форме.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 25 Порядка 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях, в частности, если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного приведенным постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
В соответствии с требованиями пункта 28 постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
Указанный порядок утвержден постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - Постановление N 95-п).
Согласно требованиям пункта 7-1 постановления N 95-п администрация округа самостоятельно имеет право осуществлять не только вынос, но и демонтаж самовольно размещенного движимого имущества.
Как следует из материалов дела, срок действия договора закончился. Договор аренды земельного участка у ИП Липовецкого Д.К. отсутствует.
Более того, после истечения срока действия договора, предоставленное заявителю место под размещение НТО, в нарушение пункта 3.2.10 договора, уполномоченному органу в установленные сроки по акту приема-передачи не возвращено.
Предпринимателем не представлен действующий договор на размещение НТО в месте расположения относительно ориентира пятиэтажного жилого дома с административными помещениями по адресу: ул. 10 лет Октября, д. 175, в Центральном административном округе г. Омска, заключенный между заявителем и Администрацией.
В материалах дела также отсутствуют правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии у заявителя прав на земельный участок под НТО по месту расположения относительно ориентира пятиэтажного жилого дома с административными помещениями по адресу: ул. 10 лет Октября, д. 175,
Вопреки доводам апелляционной жалобы, вопросы о действии договора и обоснованности отказа Администрации в продлении договора были предметом рассмотрения арбитражного суда рамках дела N А46-4199/2021.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2021 по делу А46-4199/2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021, отказ Администрации в продлении действия договора заключенным с ИП Липовецким Д.К. признан законным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, имея ввиду, что срок действия договора истёк 15.01.2021, на момент вынесения обжалуемого распоряжение договор прекратил свое действие.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения, действующий договор на размещение НТО у предпринимателя отсутствовал, то есть НТО располагается на земельном участке без правовых оснований.
При таких обстоятельствах факт размещения спорного НТО на земельном участке без правовых оснований подтвержден материалами дела.
Администрация, выявив отсутствие у заявителя документов на право пользования земельным участком в целях размещения на нем движимого имущества и установив, что предприниматель занимает спорный земельный участок самовольно, правомерно в части спорного НТО вынесла оспариваемое распоряжение.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 150 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ИП Липовецкому Д.К.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.12.2021 по делу N А46-865/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Липовецкому Дмитрию Константиновичу (ОГРНИП 305550401101629, ИНН 550401100181) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Омское отделение 8634/69 от 29.12.2021 государственную пошлину 150 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-865/2021
Истец: ИП ЛИПОВЕЦКИЙ ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Ответчик: Администрация Центрального административного округа города Омска