город Томск |
|
5 марта 2022 г. |
Дело N А03-13981/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Дубовика В. С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Алмаз" (N 07АП-501/2022) на решение от 25.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13981/2021 (судья Музюкин Д.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Алмаз" (656002, г. Барнаул, пр-т Ленина, 95, ИНН 2221174827, ОГРН 1092221006350) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, г. Барнаул, пр-т Ленина, 7) о признании незаконным и отмене предписания N 13-04/ЛК/2019-1 от 18.06.2021,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия,
От заинтересованного лица: Корчагина А. В. по дов. от 29.12.2021, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Алмаз" (далее - ООО УК "Алмаз", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания N 13-04/ЛК/2019-1 от 18.06.2021.
Решением от 25.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит состоявшийся судебный акт отменить и приять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что договором управления, заключенным с собственниками помещений МКД, проведение текущего ремонта подъездов не включено в перечень обязанностей управляющей организации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с доводами заявителя не согласилась, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, ООО УК "Алмаз" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - МКД) N 57 по ул. Чкалова в г. Барнауле на основании решения общего собрания собственников помещений дома, договора управления, лицензии.
В адрес Инспекции из прокуратуры Железнодорожного района г. Барнаула поступило обращение И.В. Кравец, проживающей по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова, 57, кв. 199, в том числе по факту отсутствия ремонта в подъезде N 6 указанного МКД, в связи с чем на основании приказа от 17.06.2021 N 12-04/ЛК/2019 в отношении Общества Инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка фактов, изложенных в обращении.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что в подъезде N 6 МКД N 57 по ул. Чкалова в г. Барнауле на отдельных участках стен имеются повреждения штукатурного слоя, отслоения лакокрасочного покрытия, загрязнения, что является нарушением пунктов 3.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, пункта 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Инспекция пришла к выводу о том, что ООО УК "Алмаз" ненадлежащим образом исполнена обязанность по текущему содержанию и ремонту общего имущества МКД N 57 по ул. Чкалова в г. Барнауле.
Результаты проведенной проверки отражены в акте от 18.06.2021 N 13-04/ЛК/2019.
По итогам проверки Обществу выдано предписание N 13-04/ЛК/2019-1 от 18.06.2021 (л.д. 14), в соответствии с которым Обществу в срок до 09.09.2021 необходимо выполнить текущий ремонт подъезда N 6 МКД в местах многочисленных локальных повреждений стен с 1 по 9 этажи (включительно).
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверок принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по выявлению, предупреждению и пресечению выявленных нарушений. В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 235, основанием для выполнения требований инспекции является выданное предписание на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от формы собственности и предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), разделом II которых установлено, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей и не зависит от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД.
В Приложении N 7 к Правилам N 170 установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Согласно пунктам 5, 10 Приложения N 7 к Правилам N 170 к текущему ремонту относятся смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений в окнах и дверях, внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
В силу пункта 3.2.8 Правил N 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В разделе 1 Минимального перечня утверждены работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов.
В силу пункта 11 указанного Минимального перечня к работам, необходимым для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов, относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Судом из материалов дела установлено, что собственники МКД N 57 по ул. Чкалова в г. Барнауле в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией - ООО УК "Алмаз".
Как верно отметил суд первой инстанции, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Суд первой инстанции, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.03.2016 по делу N А42-3330/2015, верно указал, что именно Общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
На основании изложенного доводы апеллянта о том, что договором управления, заключенным с собственниками помещений МКД, проведение текущего ремонта подъездов не включено в перечень обязанностей управляющей организации, подлежит отклонению.
При проведении проверки Инспекцией установлено, что заявителем не выполнены работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Так, на момент проверки в подъезде N 6 МКД N 57 по ул. Чкалова в г. Барнауле на отдельных участках стен имелись повреждения штукатурного слоя, отслоения лакокрасочного покрытия, загрязнения, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Обществом обязанности по текущему содержанию и ремонту общего имущества МКД N 57 по ул. Чкалова в г. Барнауле.
Отклоняя довод общества о том, что текущий косметический ремонт подъезда может быть проведен исключительно по решению собственников помещений многоквартирного дома, которые должны утвердить не только вид ремонта, но и источник их финансирования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из системного толкования пункта 10 Приложения N 7 к Правилам N 170, пункта 3.2.8 Правил N 170, пункта 11 Минимального перечня следует, что к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, в том числе путем косметического ремонта, то есть работы по косметическому ремонту подъезда являются работами текущего характера.
Согласно выводам специалиста Алтайской краевой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы в помещении, расположенном по адресу: г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 57, подъезд N 6, имеются дефекты отделочных слоев потолка стен и элементов лестничной клетки по перечню, указанному в исследовательской части. Для устранения выявленных и зафиксированных в акте проверки N 13-04/JIK/2019 от 18.06.2021 дефектов необходимо проведение косметического ремонта отделочных слоев 9 потолка стен и элементов лестничной клетки. Работы по устранению дефектов, зафиксированных в акте проверки N 13-04/ЛК/2019 от 18.06.2021, в Минимальный перечень не входят (л.д. 47-51).
То есть, в исследовании специалиста выявленные дефекты и понятие косметического ремонта определены в соответствии с положениями ГОСТа Р 56535-2015.
При этом из раздела 1 ГОСТа Р 56535-2015 следует, что его положения устанавливают требования к оказанию услуг текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Руководствуясь положениями ст.ст. 154, 156 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что собственники МКД, внося плату за жилое помещение, должны получить надлежащее исполнение со стороны управляющей организации в части содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невыполнении обществом обязанности по текущему содержанию и ремонту общего имущества МКД N 57 по ул. Чкалова в г. Барнауле, тем самым у Инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на общество; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13981/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Алмаз" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК Жемчужина" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 22.12.2021 N 1045 за общество с ограниченной ответственностью управляющей компании "Алмаз".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13981/2021
Истец: ООО УК "Алмаз"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края