г. Москва |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А41-54512/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области: Осипов Ю.С., представитель по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2021 по делу N А41-54512/21 по иску Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (140000, область Московская, город Люберцы, проспект Октябрьский, 190, ОГРН: 1025003213179, Дата присвоения ОГРН: 14.11.2002, ИНН: 5027036758, КПП: 502701001) к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области обратилась в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области со следующими требованиями:
1. Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы и картографии по Московской области от 04.06.2021 N КУВД-001/2021- 21593889/1 о приостановке государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с к.н. 50:22:0060705:480, площадью 930 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий р-он, д.п. Красково, ул. Карла Маркса, д. 2/11.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок с к.н. 50:22:0060705:480, площадью 930 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий р-он, д.п. Красково, ул. Карла Маркса, д. 2/11.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.11.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель утверждает, что решение незаконно и необоснованно, принято с нарушением норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявившего о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Люберцы Московской области и ИП Никоненко Д.П. заключен договор аренды от 30.10.2018 N 73/18 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060705:480, площадью 930 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, д.п. Красково, ул. Карла Маркса д. 2/11. Соглашением от 11.11.2020 N 60/20 договор аренды расторгнут.
Администрация обратилась в Управление Росреестра по Московской области для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060705:480 в связи с его разделом на два новых участка.
Уведомлением от 04.06.2021 заинтересованное лицо сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета на основании п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", так как земельный участок не является преобразуемым объектом недвижимости и не подлежит снятию с учета в рамках заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Полагая данное решение Управления Росреестра по Московской области незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в суд с исковыми требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
В соответствии с п. 2, 9 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется: - в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; - в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации.
Кроме того, в материалы дела представлены выписки из ЕГРН в отношении вновь образованных посредством раздела спорного земельного участка участков с кадастровыми номерами 50:22:0060705:550 и 50:22:0060705:551, а потому в силу прямого указания в п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060705:480 прекратил свое существование.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какиелибо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По смыслу положений ст. 11.2 Земельного кодекса РФ участок является преобразуемым, то есть происходит образование участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1, 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 указанной статьи предусматривает случаи, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
По смыслу п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1, 20 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно п. 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. В материалы дела представлена копия постановления Администрации городского округа Люберцы от 08.04.2020 N 1205-ПА, в соответствии с которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 732 кв.м и 198 кв.м, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060705:480.
Раздел земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060705:480 не относится к исключительным случаям, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 66 АПК РФ).
В силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Заинтересованным лицом доводы заявителя оспорены не были.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по МО отсутствовали правовые и фактические основания для принятия оспариваемого решения, заявителем был соблюден порядок раздела земельного участка и образования новых, Управлению Росреестра были представлены все необходимые документы для осуществления кадастрового учета, а потому суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2021 по делу N А41-54512/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54512/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ