город Томск |
|
4 марта 2022 г. |
Дело N А03-11563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" (N 07АП-521/2022) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.11.2021 по делу N А03-11563/2021 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" (ИНН 2209049033, ОГРН 1182225029843, 658201, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 1) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070, 656043, г. Барнаул, пр. Ленина, 7) о признании недействительным предписания от 19.05.2021 N 15-04/ЛК/1782.
С привлечением к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс", администрацию города Рубцовска Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" (далее - ООО "УК Меридиан", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 19.05.2021 N 15-04/ЛК/1782.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Администрация города Рубцовска, общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс".
Решением от 22.11.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит состоявшийся судебный акт отменить и приять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что судом не дана правовая оценка доводам заявителя о том, что пунктом 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрено, что перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "б"); собственниками помещений МКД не возложена на управляющую компанию обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Инспекция и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" в соответствии со ст. 161,162 Жилищного кодекса РФ является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома в городе Рубцовске Алтайского края.
В адрес инспекции поступило обращение заместителя главы администрации города Рубцовска Алтайского края по вопросам использования и содержания ООО "УК "Меридиан" контейнерных площадок, организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на земельных участках, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, находящихся под управлением указанной организации.
На основании приказа инспекции от 24.02.2021 N 12-04/ЛК/379 по фактам, изложенным в обращении, проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено следующее.
В многоквартирном доме по адресу: ул. Трактовая, д. 34, в г. Рубцовске, ООО "УК "Меридиан" работы по организации мест (площадок) накопления ТКО в целях надлежащего содержания общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах не проведены, порядок пользования существующими местами (площадками) накопления ТКО с собственниками земельных участков на которых расположены данные площадки, в том числе с Администрацией города Рубцовска не определен, создание мест (площадок) накопления ТКО с Администрацией города Рубцовска не согласованно. Данные обстоятельства являются нарушением пункта 26(1) Минимального перечня N 290; части 2.3 статьи 161 главы 14 ЖК РФ.
По результатам проверки в адрес ООО "УК "Меридиан" выдано предписание от 24.02.2021 N 15-04/JIK/379-3 с требованием до 05.04.2021 обеспечить организацию и содержание мест (площадок) накопления ТКО для жилого дома N 34 по ул. Тракторной в г. Рубцовске, либо согласовать с администрацией г. Рубцовска порядок пользования существующей площадкой накопления ТКО.
В связи с истечением срока исполнения указанного предписания на основании приказа от 18.05.2021 N 12-04/1782 проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой специалистом инспекции сделан вывод, что предписание не исполнено.
В связи с чем, Госинспекцией Алтайского края, в адрес ООО "УК "Меридиан", выдано новое предписание N 15-04/JIK/1782 от 19.05.2021 со сроком исполнения 01.11.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Инспекция организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверок принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по выявлению, предупреждению и пресечению выявленных нарушений. В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 235, основанием для выполнения требований инспекции является выданное предписание на устранение выявленных нарушений при использовании, эксплуатации и обеспечении сохранности жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от формы собственности и предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно частям 3 и 4 правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. В названном нормативном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Инспекцией установлено, что в многоквартирном доме по адресу ул. Трактовая, д. 34, в г. Рубцовске ООО "УК "Меридиан" работы по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в целях надлежащего содержания общего имущества в вышеуказанных многоквартирных домах не проведены, порядок пользования существующими местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов с собственниками земельных участков на которых расположены данные площадки, в том числе с Администрацией города Рубцовска, не определен, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с Администрацией города Рубцовска не согласовано, что является нарушением пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290), а также части 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Указанный дом находится в управлении заявителя.
В акте проверки отражено, что площадка для сбора ТКО на обслуживаемой МКД территории в нарушение норм действующего законодательства, не организована, отсутствует.
На территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края действуют Правила благоустройства города Рубцовска, утвержденные решением Рубцовского городского Совета депутатов от 26.03.2021 N 593 (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 2.8 указанных Правил благоустройства организация сбора твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах, содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), товариществами собственников недвижимости (далее - ТСН), жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖСК), а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Пункт 2.11 Правил благоустройства устанавливает ряд обязанностей управляющих организаций по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ТСН, ЖСК и собственников помещений многоквартирных жилых домов, выбравших непосредственный способ управления, в том числе: размещение на своем земельном участке контейнерной площадки либо использование контейнерной площадки по договору с ее владельцем; установку контейнеров, бункеров и других емкостей для накопления отходов на бетонированной или асфальтированной площадке с обязательным ограждением ее бетонными плитами или металлическим профилированным листом на высоту не менее двух метров; установку на своем земельном участке оборудованных в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда контейнеров, бункеров и других емкостей для накопления отходов и отдельно сборников под крупногабаритный и строительный мусор, а в неканализированных многоквартирных домах иметь сборники (выгребы) для жидких бытовых отходов (далее - ЖБО).
На основании изложенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что именно на управляющую организацию законом возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в её управлении.
Отклоняя доводы Общества о том, что контейнерные площадки расположены не на придомовой территории, а, следовательно, не могут быть признаны общим имуществом собственников помещений МКД, что исключает возможность возложения на собственников помещений МКД, равно как и управляющей компании, бремени содержания существующих контейнерных площадок, суд первой инстанции обоснованно указал, что указанные обстоятельства не снимают с Общества обязанности организовать контейнерную площадку именно на обслуживающей МКД территории в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Как верно отметил суд первой инстанции, исключительные обстоятельства, объективно препятствующие Обществу в организации такой площадки, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в материалы дела не представлены, также не представлены обращения в Администрацию г. Рубцовска, на территории которой планируется размещение контейнерной площадки, о согласовании места накопления ТКО, а также доказательств того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что собственниками МКД не возложена на управляющую компанию обязанность по организации и содержанию мест накопления ТКО, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", и пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов закреплена за организациями по обслуживанию жилищного фонда (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иным специализированными потребительскими кооперативами, непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о подтверждении фактов нарушений обязательных требований пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290), части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, со стороны Общества, тем самым у Инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на общество; поскольку апеллянту предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с ООО "Управляющая компания Меридиан" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.11.2021 по делу N А03-11563/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Меридиан" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11563/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Меридиан"
Ответчик: Инспекция Строительного и жилищного надзора Алтайского края
Третье лицо: ООО "ВторГеоРесурс", Администрация г.Рубцовска.