г. Киров |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А29-14749/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Инта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 по делу N А29-14749/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания" (ИНН: 1104012362, ОГРН: 1091104000129)
к муниципальному образованию городского округа "Инта" в лице администрации муниципального образования городского округа "Инта" (ИНН: 1104008366, ОГРН: 1021100859438)
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловая Компания" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию городского округа "Инта" в лице администрации муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация, ответчик, заявитель) о взыскании 630720,24 рублей задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в пустующие муниципальные жилые помещения расположенные в многоквартирных домах (далее - МКД) в марте-сентябре 2021 года (далее - спорный период), 18958,84 рублей пени за период с 13.04.2021 по 23.12.2021 с продолжением начисления пени с 24.12.2021 по день фактической уплаты задолженности в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 630720,24 рублей задолженности, 18958,84 рублей пени за период с 13.04.2021 по 23.12.2021 с продолжением начисления пени с 24.12.2021 по день фактической уплаты задолженности в порядке части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 и принять новый судебный акт о взыскании с отдела по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Инта" 630720,24 рублей задолженности, 18958,84 рублей пени за период с 13.04.2021 по 23.12.2021 с продолжением начисления пени с 24.12.2021 в порядке части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком по делу является отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Отдел).
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение, горячее водоснабжение на территории пгт Верхняя Инта Республики Коми, в том числе в отношении ряда пустующих жилых помещений (л.д. 10, далее - спорные помещения), собственником которых является муниципальное образование городского округа "Инта".
Собственниками помещений в многоквартирных домах, в которых расположены спорные помещения (за исключением МКД N 12 по ул. Матросова), приняты решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (л.д. 14-27). В отношении МКД N 12 по ул. Матросова способ управления не выбран, временная управляющая организации не определена.
Общество в спорный период поставило тепловую энергию для нужд отопления и ГВС в спорные помещения и предъявила к оплате Администрации счета-фактуры (л.д.28-33), которые не были исполнены ответчиком.
Неисполнение требований претензий (л.д. 37-40) послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт потребления коммунального ресурса в спорный период, его объем и стоимость подтверждаются материалами дела и по существу заявителем не оспорены. Доказательств оплаты образовавшейся задолженности, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Расчет пени приведен судом первой инстанции в соответствие с положениями части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и по существу ответчиком не оспорен.
Аргументы ответчика о том, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Уставом муниципального образования городского округа "Инта" (принят решением Совета МО ГО "Инта" от 12.05.2007 N I-3/6) установлено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Инта" (часть 1 статьи 37).
Согласно части 1 статьи 39 Устава к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью отнесено управление муниципальной собственностью городского округа; учет муниципального имущества, составляющего муниципальную казну городского округа (подпункты "а", и "ж" пункта 7).
Решением Совета МО городского округа "Инта" от 10.06.2014 N II-31/2 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом муниципального образования городского округа "Инта", утверждено настоящее Положение, из содержания которого следует, что МОГО "Инта" как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом. От имени МОГО "Инта" права собственника в пределах предоставленных полномочий осуществляет администрация МОГО "Инта" (пункт 1.4.). Контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда осуществляет администрация МОГО "Инта" (пункт 7.1.).
В соответствии с пунктом 4.2.1 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Инта", утвержденного решением Совета МО городского округа "Инта" от 19.10.2007 N I-8/83 (действующего в спорные периоды), Администрация осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, устанавливаемом законодательством, решениями Совета муниципального образования городского округа "Инта" и настоящим Положением.
Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа "Инта", принятого решением Совета МО городского округа "Инта" от 09.11.2021 N IV-10/11, определено, что настоящее Положение определяет порядок управления собственностью муниципального образования городского округа "Инта", а также регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией органами местного самоуправления правомочий собственника (пункт 1.1.); объектами муниципальной собственности, в том числе является муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения (подпункт 5 пункта 2.2.); управление муниципальной собственностью осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления и отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования (раздел II); бремя содержания имущества и обязанность по обеспечению сохранности муниципального имущества несут: в отношении неиспользуемых жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования - отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования, осуществляющий контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда (подпункт 4 пункта 7.1.); в отношении неиспользуемых нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования - отдел по управлению муниципальным имуществом (подпункт 5 пункта 7.1.); в отношении иного имущества, входящего в состав казны муниципального образования - отдел по управлению муниципальным имуществом (подпункт 6 пункта 7.1.).
В свою очередь пунктом 13.2.14. Положения об Отделе по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Инта", принятого решением Совета МО городского округа "Инта" от 11.12.2020 N IV-3/5, предусмотрено, что в полномочия Отдела входит осуществление функции и полномочий главного администратора доходов бюджета муниципального образования городского округа "Инта" в отношении муниципального имущества, входящего в состав казны муниципального образования городского округа "Инта".
Из приведенных положений не следует, что в соответствии с законом на Отдел возложена обязанность по содержанию пустующих муниципальных жилых помещений в МКД, и именно Отдел должен нести расходы на содержание этих помещений до их заселения, а поэтому судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии достаточных оснований для возложения обязанности нести расходы по содержанию пустующих муниципальных жилых помещений именно на Администрацию, которая осуществляет полномочия собственника в отношении спорных жилых помещений на территории МОГО "Инта", и как следствие, является надлежащим ответчиком по делу.
Более того, необходимо учесть, что в рамках настоящего дела стороны не заявляли суду первой инстанции ходатайств о привлечении Отдела к участию в деле в качестве соответчика или второго ответчика, а истец не давал соответствующего согласия.
Заявляя подобные доводы, действия ответчика дают основания полагать о недобросовестности его поведения, что при установленных по делу обстоятельствах, и действий сторон служит самостоятельным основанием к признанию доводов, приведенных заявителем в апелляционной жалобе не опровергающими обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции, не свидетельствующими о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем судом апелляционной инстанции основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения не усматриваются.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с Отдела задолженности и неустойки не имеется.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы ответчика у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 по делу N А29-14749/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Инта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14749/2021
Истец: ООО "Тепловая Компания"
Ответчик: МО ГО Инта в лице Администрация муниципального образования городского округа "Инта"
Третье лицо: ООО Ануфриев Антон Валериевич конкурсный управляющий "Тепловая Компания"