г. Киров |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А31-8017/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2021 по делу N А31-8017/2021
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
(ОГРН: 1024400519330; ИНН: 4401017094)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кристалл"
(ОГРН: 1084436001836; ИНН: 4407010377)
о взыскании денежной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - Общество) 80 000 рублей нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и 8 000 рублей штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Общество не согласилось с решением суда, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, доказательства по делу указывают на то, что средства ОМС не расходовались для возврата займа.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами Общества.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел комплексную проверку использования Обществом средств, поступивших на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, за 2019 год.
По итогам проверки Фонд составил акт от 22.06.2020, которым, в частности, установил, что Обществом платежным поручением от 13.06.2019 N 11650 за счет средств ОМС возвращено генеральному директору 80 000 рублей по договору займа.
В связи с этим Фонд предложил восстановить 80 000 рублей средств ОМС, использованных не по целевому назначению, а также уплатить штраф за нецелевое использование этих средств на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в сумме 8 000 рублей.
Поскольку требование Фонда от 30.06.2020 N 26 об уплате этих сумм оставлено Обществом без исполнения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и исходил из того, что спорная сумма выплачена за счет средств ОМС.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, предусматривающей базовую программу обязательного медицинского страхования, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно части 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В пункте 22 главы 4 "Территориальная базовая программа обязательного медицинского страхования" Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Администрации Костромской области от 24.12.2018 N 556-а (далее - территориальная программа), расходование медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования осуществляется в порядке, установленном Тарифным соглашением на соответствующий год в соответствии с установленной структурой тарифов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Базовой и территориальной программами, Тарифным соглашением на соответствующий год в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС не включены расходы на возврат заемных денежных средств.
Следовательно, в случае, если за счет денежных средств ОМС, поступивших на расчетный счет медицинской организации, осуществляется возврат заемных денежных средств, такое расходование средств ОМС является их использованием не по целевому назначению.
Между тем, судом первой инстанции сделан вывод о возврате заемных денежных средств за счет денежных средств ОМС, который не соответствует представленным доказательствам.
Как видно из материалов дела, на расчетный счет Общества для расчетов по средствам ОМС по платежному поручению от 10.06.2019 N 7291657 поступило 80 000 рублей "займы". Платежным поручением от 13.06.2019 N 11650 Общество перечислило Родионовой О.А. 80 000 рублей.
Фонд в акте установил, что в 2019 году имел место указанный случай возврата заемных денежных средств в сумме 80 000 рублей. Основанием требования Фонда является только этот случай, признанный нецелевым расходованием средств ОМС.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Входящий остаток на начало дня 10.06.2019 на указанном счете имелся в сумме 352 891 рублей 35 копеек (таблица Фонда, выписка с расчетного счета - листы дела 23, 68), до поступления 80 000 рублей займа.
В этот день со счета израсходованы на выплату заработной платы и НДФЛ денежные средства в общей сумме 340 652 рублей 85 копеек. Фондом не оспаривается, что эти расходы являются целевым использованием средств ОМС. Кроме того, в отзыве на апелляционную жалобу Фонд указывает и указанное подтверждается выпиской операций по счету, что эти расходы произведены до получения спорного займа.
Также в этот день на счет поступили средства ОМС в сумме 224 816 рублей 90 копеек (лист дела 68).
Таким образом, 10.06.2019 на счете остались средства ОМС в сумме 237 055 рублей 40 копеек (352 891 рублей 35 копеек + 224 816 рублей 90 копеек - 340 652 рубля 85 копеек) и на счет поступили 80 000 рублей спорных заемных денежных средств, и всего остаток на окончание дня 10.06.2019 составил 317 055 рублей 40 копеек (листы дела 23, 69).
11.06.2019 со счета израсходовано 1 554 рубля 23 копейки.
13.06.2019 со счета израсходовано 781 рубль 31 копейка и 78 130 рублей 62 копейки (всего 78 911 рублей 93 копейки) на уплату страховых взносов, 2 000 рублей, 14 000 рублей, и спорные денежные средства в сумме 80 000 рублей.
Всего 11.06.2019 и 13.06.2019 расходование со счета денежных средств составило 176 466 рублей 16 копеек (вышеуказанные в общей сумме 96 466 рублей 16 копеек и спорные 80 000 рублей).
В связи с этим 317 055 рублей 40 копеек - 176 466 рублей 16 копеек = 140 589 рублей 24 копейки, что составляет остаток на окончание дня 13.06.2019 (листы дела 23, 71). Также 237 055 рублей 40 копеек - 96 466 рублей 16 копеек = 140 589 рублей 24 копейки. При этом спорные 80 000 рублей вместе (одномоментно) и имеются наряду с суммой 237 055 рублей 40 копеек и расходуются наряду с суммой 96 466 рублей 16 копеек.
Следовательно, выписка операций по счету, обезличенный характер денежных средств, а также то обстоятельство, что за указанные дни средства ОМС остались в сумме 140 589 рублей 24 копеек, и что в период с 10.06.2019 по 13.06.2019 спорные 80 000 рублей оставались на счете, доказательства по делу не позволяют сделать вывод, что возврат 80 000 рублей земных денежных средств был именно за счет денежных средств ОМС.
Доводы Фонда (лист дела 112, отзыв на апелляционную жалобу), что полученные заемные денежные средства в сумме 80 000 рублей на дату их возврата были израсходованы на выплату страховых взносов, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку начисления на оплату труда входят в структуру тарифа на ОМС. Поскольку на момент перечисления страховых взносов 13.06.2019 на счете имелись средства ОМС как минимум в сумме 235 501 рубль 17 копеек (237 055 рублей 40 копеек - 1 554 рубля 23 копейки), оснований считать, что страховые взносы перечислены за счет заемных денежных средств, не имеется. Ссылка Фонда, что о расходовании заемных денежных средств на уплату страховых взносов указал сам заявитель, является неправомерной, так как Общество об этом не указывало (лист дела 67).
С учетом изложенного материалами дела подтверждается и иное Фондом не доказано, что к моменту возврата 13.06.2019 денежной суммы в размере 80 000 рублей заемные денежные средства в указанном размере на счете имелись.
Поэтому вывод о нецелевом использовании средств ОМС Фондом не доказан.
Аргументы Фонда о поступлении Обществу займов 09.07.2019, 10.12.2019, 10.01.2020 и 09.12.2020 не принимаются во внимание, поскольку проверяемый период 2019 год и только один случай возврата займа имел место в 2019 году, который и является предметом рассмотрения. Иные случаи получения займов не относятся к обстоятельствам возврата спорных денежных средств и не влияют на денежные операции 10.06.2019 - 13.06.2019.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требование Фонда (о перечислении 80 000 рублей средств ОМС и 8 000 рублей штрафа) является неправомерным и удовлетворению не подлежит.
Решение Арбитражного суда Костромской области подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат взысканию с Фонда в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.12.2021 по делу N А31-8017/2021 отменить.
В удовлетворении заявления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области отказать.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-8017/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "КРИСТАЛЛ"