г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А56-98484/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Орловой Н.Ф., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой А.Н.,
при участии:
от истца - Зарубина Н.А. по доверенности 31.12.2023,
от ответчика - Братухина Ю.М. по доверенности от 05.05.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2266/2024) общества с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2023 по делу N А56-98484/2022, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" к обществу с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Независимая управляющая компания" (далее - ответчик) о взыскании 17 634 руб. 05 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01.07.2019 по 30.06.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2023 требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая судебный акт, апеллянт указал, что истцом в адрес ответчика не направлено ходатайство об уточнении исковых требований, представленное 27.11.2023, что лишило последнего возможности представить отзыв на уточенное исковое заявление, заявить возражения; при вынесении решения суд не учел оплату денежных средств платежным поручением от 28.03.2023 N 178, в связи с чем образовалась переплата. Заявитель также отметил, что при рассмотрении дела объем поставленных ответчику коммунальных ресурсов судом не устанавливался при наличии спора в части указанной части; дома по адресам: ул. Гагарина д. 5, ул. Гагарина д. 13, не оборудованы водонагревателями, в связи с чем должен применяться норматив 0,013, в то время как истец для расчета задолженности коммунального ресурса по холодному водоснабжения и стокам по вышеуказанным многоквартирным домам применял норматив 0,032; суд первой инстанции не проверил расчеты объема и стоимости предъявленного к взысканию коммунального ресурса.
Ответчик также указал, что истец до 01.08.2022 осуществлял управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Светогорск, ул. Лесная, д. 1; распоряжением Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 22.08.2022 вышеуказанный многоквартирный дом включен в реестр многоквартирных домов, управление которым осуществляет ответчик с 01.09.2022, то есть за пределами периода предъявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца, участвовавший посредством онлайн-конференции, против ее удовлетворения возражал по мотивам отзыва, приобщенного коллегией к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик являлся управляющей компанией в многоквартирных домах по адресам:
гп. Лесогорский, ул. Гагарина д. 5, г. Светогорск, ул. Спортивная д. 10, гп. Лесогорский, ул. Гагарина д. 13, г. Светогорск, ул. Красноармейская д. 4, г. Светогорск, ул. Лесная д. 1, гп. Лесогорский ул.Труда д. 7.
Истец, обладая статусом единой теплоснабжающей организации гарантирующей организации на услуги водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Светогорское городское поселение" поставляет в МКД тепловую энергию, горячую и холодную воду, принимает сточные воды, в связи с чем производит начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Поскольку у ответчика возникла задолженность по оплате оказанных истцом услуг, истец, не получив удовлетворения требований в порядке досудебного урегулирования спора (претензия от 08.08.2022 N 953) обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыв на жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
По договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (часть 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (часть 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статьей 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку объектом снабжения коммунальными ресурсами являются многоквартирные жилые дома, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 1 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В силу подпунктов "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание в надлежащем состоянии общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Таким образом, обязанность по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложена на управляющую организацию.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Объем обязательств управляющей организации (обладающей статусом исполнителя коммунальных услуг) по оплате коммунальных ресурсов, подаваемых в МКД, определяется по правилам пункта 21 Правил N 124, то есть исходя из показаний установленного общедомового прибора учета, либо в отсутствие такового - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Повторно исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, установив факт поставки истцом коммунальных ресурсов, в отсутствие доказательств оплаты, учитывая наличие у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг, приходит к выводу о правомерности удовлетворения судом первой инстанции требования о взыскании задолженности в размере 17 634 руб. 05 коп.
Доводы ответчика о том, что представленное истцом в суд 27.11.2023 заявление об уточнении исковых требований не направлялось, в связи с чем у последнего не имелось возможности представить возражения на уточненное исковое заявление подлежат отклонению как не свидетельствующие о незаконности принятого судебного акта, учитывая при этом, что уменьшение исковых требований явилось следствием произведенной ответчиком частичной оплаты задолженности, а также истцом принято во внимание заявление ответчиком о пропуске срока исковой давности, в связи с чем, как представляется права и законные интересы ответчика не нарушены. Аналогичное ходатайство заявлено истцом и представлено в материалы дела 23.05.2023 (лист дела 53)
При расчете ответчиком холодного водоснабжения на СОИ и стоков в отношении МКД, расположенных по адресу: ул. Гагарина, д. 5 и ул. Гагарина, д. 13, применен неверный норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - 0.013 вместо 0.032. Норматив потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2017 N 199 и составляет 0,032.
Спорные МКД не оборудованы (общедомовым) прибором учета сточных вод, обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в МКД следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно формулы 15 для определения объема коммунального ресурса. потребляемого при содержании общего имущества в МКД, приходящийся на жилое помещение (нежилое) помещение необходимо применение норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потреблении коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N306).
Согласно абзацу третьему пункта 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общею имущества в МКД в соответствии с пукнтом 29 Правил N 306 определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД.
Вместе с тем, отсутствие утвержденного уполномоченным органом норматива отведения сточных вод при утвержденных нормативах потребления холодной (горячей) воды, не освобождает ответчика от внесения платы за полученные услуги по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, расчет которой в силу абзаца третьего пункта 29 Правил N 306 определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД.
В расчет задолженности по коммунальным ресурсам в целях содержания общего имущества в МКД не включен МКД по адресу: Ленинградская область, г. Светогорск, ул. Лесная, д. 1.
Аргументы апелляционной жалобы проверены судом второй инстанции в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют. Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя признаются необоснованными.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2023 по делу N А56-98484/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
Н.Ф. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-98484/2022
Истец: ООО "СВЕТОГОРСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: ООО "НЕЗАВИСИМАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"