город Воронеж |
|
5 марта 2022 г. |
Дело N А14-9/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 5 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Бумагина А.Н.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Дорохова Н.А. - представитель по доверенности от 30.12.2021 N Вт/535, сроком до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения": извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения" к Центрально-Черноземному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании частично недействительным предписания N 27 от 23.10.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения" (далее - заявитель, ООО "ЛОС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Центрально-Черноземному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора) о признании недействительным предписания N 27 от 23.10.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в части включения в него обязанности устранить нарушения законодательства об экологической экспертизе (пункт 2) и обязанности устранить нарушения законодательства, касающиеся сброса сточных вод по выпуску N 1 в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов в срок до 11.01.2021 (пункт 3).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9/2021 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными и отменены пункты 2 и 3 предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 23.10.2020 N 27. Суд обязал Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные пунктами 2 и 3 предписания от 23.10.2020 N 27 нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ссылаясь на позицию, изложенную в письмах Росприроднадзора (N ОД-03-03-36/14249 и Минприроды N 05-12-44/18132), а также на тот факт, что материалами дела подтвержден факт разработки ТУ 21.23.25-004-00121270-2016 в 2016 году, настаивает на том, что применение препарата "Дезолак" было возможно только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Применение средства "Дезолак" является новой технологией для обработки осадка на иловых площадках очистных сооружений с последующим вывозом обработанного осадка на полигон ТКО, что не предусмотрено МДК 3-02.2001 "Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации для применения на очистных сооружениях для обеззараживания осадка сточных". Кроме того, средство "Дезолак" обладает всеми признаками нового вещества (имеет подвиды под единым наименованием, имеет конкретную фракцию, готовится при конкретной температуре, дополняется четко определенными добавками в строгих пропорциях нескольких независимых веществ, имеет конкретный рекомендованный производителем срок годности и область применения.
В ТУ при этом прямо допускается, что "Дезолак" может поступать в компоненты природной среды (раздел 1 "Область применения"), при этом вопреки пункту 5 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ положительная оценка воздействия на компоненты окружающей среды не подтверждена, а вся документация, на основании которой ООО "ЛОС" используется данный препарат разработана и утверждена исключительно руководителем предприятия.
В части выводов по п. 3 оспариваемого предписания Управление обращает внимание на доказанность нарушения ООО "ЛОС" при осуществлении хозяйственной деятельности правил водопользования при сбросе сточных вод в Воронежское водохранилище, что подтверждается протоколами отбора проб специалистами филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", взятых в разные дни (29.09.2020, 01.10.2020, 06.10.2020), во всех пробах выявлены превышения допустимых концентраций. Оценка качества отобранных проб воды по физико-химическим показателям на сбросе в Воронежское водохранилище проводилась на соответствие нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом N 522 от 13.12.2016 Минсельхоза России с учетом Плана снижения сбросов по выпуску с 2016 по 2022 годы N 1 в Воронежское водохранилище. Однако суд первой инстанции не исследовал выполнение мероприятий плана ООО "ЛОС" и достижения показателей по указанному плану. Вместе с тем, план снижения сбросов с момента его утверждения и до настоящего времени ООО "ЛОС" не выполняется. Ежегодно показатели, указанные в графе 7 не достигаются, равно как и не снижается концентрация загрязняющих веществ попадающих от ООО "ЛОС" в Воронежское водохранилище. Выводы суда первой инстанции о том, что управлением не исследовался вопрос о возможности исполнения предписания с учетом ранее разработанного Плана снижения сбросов по выпуску N1 в Воронежское водохранилище, согласованному ТО Росприроднадзора, предусматривающему данный срок до конца 2022 года, являются ошибочными.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЛОС" ссылается на то, что использование средства "Дезолак" в течение длительного времени, что не может считаться новой технологией. Кроме того, ООО "ЛОС" использует "Дезолак" на основании поручения руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 21.06.2019. Также ООО "ЛОС" полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о неисполнимости п. 3 предписания N 27 от 23.10.2020.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО "ЛОС", извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В материалах дела имеется ходатайство, поступившее по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от ООО "ЛОС" о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения ООО "ЛОС", апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Центрально-Черноземным межрегиональным Управлением Росприроднадзора по согласованию с прокуратурой Воронежской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЛОС" с целью проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении должностного лица от 23.09.2020 и в обращении граждан N 10/4864 от 14.09.2020, N 4925/33 от 15.09.2020, N 17/4939 от 17.09.2020.
В ходе проверки Центрально-Черноземного Межрегиональное Управление Росприроднадзора установило, что ООО "ЛОС" нарушены положения ч. 1 ст. 34, ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Постоянный технологический регламент приема, нейтрализации, очистки и отведения промышленно-бытовых сточных вод от населения и предприятий, утвержденный 24.10.2011, График эксплуатации иловых площадок ООО "ЛОС" в 2020 года, утвержденный техническим директором ООО "ЛОС" Поляком С.А., подпункт "д" пункта 5.3.31 МДК 3-02.2001 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденный Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168, ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), ст. 34 Закона N 7-ФЗ, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВоднК РФ), выразившиеся в следующем:
1. в несоблюдении при осуществлении хозяйственной деятельности экологических требований при эксплуатации предприятия, сооружений или иных объектов, а именно, при эксплуатации иловых площадок.
2. в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экспертизы.
3. в нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в Воронежское водохранилище.
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЛОС" выдано предписание N 27 от 23.10.2020, которым Обществу в сроки до 11.01.2021 и 10.07.2021 предписывалось устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 23.10.2020 N 27, полагая его незаконным и нарушающим права и законные интересы, ООО "ЛОС" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в части выводов о невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экспертизы и нарушении правил водопользования при сбросе сточных вод в Воронежское водохранилище (пункты 2 и 3 предписания).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, в части пункта 2 предписания от 23.10.2020 N 27 пришел к выводу, что основания для получения заключения государственной экологической экспертизы у заявителя отсутствовали, поскольку отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что используемый ООО "ЛОС" препарат Дезолак является новым и впервые используется на территории Российской Федерации, также отсутствуют доказательства того, что его применение приведет к увеличению поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
В отношении части п. 3 предписания от 23.10.2020 N 27 суд счел, что при вынесении оспариваемого предписания, Управление возложило на общество обязанность по достижению допустимых концентраций вредных веществ в срок, не предусмотренный Планом снижения сбросов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории - Левобережные очистные сооружения, код объекта 20-0136-002033-П, категория риска - чрезвычайно высокая (1), адрес местонахождения: 394074, г. Воронеж, ул. Балашовская, д. 29, эксплуатируемого юридическим лицом ООО "ЛОС", Управлением установлено, что ООО "ЛОС" допущено нарушение законодательства об экологической экспертизе, а именно, невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы в вопросе применения препарата Дезолак ( п. 2 оспариваемого предписания).
Управлением в рамках проведенной проверки установлено, что ООО "ЛОС" осуществляет деятельность по очистке сточных вод в соответствии "Постоянным технологическим регламентом приема, нейтрализации, очистки и отведения промышленно - бытовых сточных вод от населения и предприятий", утвержденным 24.10.2011 генеральным директором ООО "ЛОС" Житарюком И.С., с дополнениями к постоянному технологическому регламенту приема, нейтрализации, очистки и отведения промышленно-бытовых сточных вод от населения и предприятий от 09.06.2020 (далее - Регламент).
Согласно стр. 2 Дополнения N 3 Регламента в разделе 4.5 "Сооружения обработки осадков" при проведении плановых, капитальных или текущих ремонтов метантенков сырой осадок направляется на экранированные иловые площадки, предварительно обработанные Дезолаком.
По информации, предоставленной ООО "ЛОС", за период январь - сентябрь 2020 года (включительно) расход препарата "Дезолак" составил 22,6 тонн.
На указанный препарат имеется сертификат соответствия N 0424319, срок действия с 21.01.2020 по 20.01.2023, соответствует требования нормативных документов ТУ 21.23.25-004-00121270-2016, паспорт N 1 окись кальция с добавками "Дезолак", паспорт N 40 окись кальция с добавками "Дезолак", паспорт безопасности химической продукции (внесен в Регистр паспортов безопасности РПБ N 00121270.20.45904 действителен от 06.04.2017 до 06.04.2020).
В разделе 4.5 Регламента сказано, что подсушенный осадок с иловых площадок вывозится на полигон ТБО.
Согласно договору N 131 ЭС ЗР-19/1726 от 14.08.2019 с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2020 ООО "ЛОС" передает ООО "ЭКОСФЕРА" на размещение на полигоне - ТБО отход - ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод (акты приема и размещения отходов за 2020 год), что подтверждено поступившим от ООО "ЭКОСФЕРА" ответом N 25/1 от 29.06.2020.
Оценив вышеназванные обстоятельства, управление пришло к выводу, что по технологии сырой осадок направляется на экранированные иловые площадки, предварительно обработанные "Дезолаком", которые являются неорганизованными источниками выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате испарения, с последующим вывозом подсушенного осадка на полигон ТБО. В связи с чем, применение "Дезолака" оказывает воздействие на окружающую среду и приводит к поступлению вредных веществ в природную среду.
Приняв во внимание, что данная технология обработки осадка не предусмотрена МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации", Управление полагает. что применение препарат Дезолакт является новой технологией, в связи с чем в силу положений подп. 5 ч. 1 ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, является объектом государственной экспертизы.
Соглашаясь с выводом суда области о том, что предписание в части пункта 2 является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ЛОС", апелляционный суд исходит из следующего.
В силу части 5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
В соответствии с определением, данным в статье Закона N 174-ФЗ экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 174-ФЗ заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
В соответствии со статьей 10 Закона N 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
В силу пункта 5.5 (12) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выполняет функции по организации и проведению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ЛОС" применяет препарат средство "Дезолакт", производителем которого является ООО "Придонхимстрой Известь", Препарат выпускается на основании ТУ 21.23.25-00400121270-2016, согласно сертификата соответствия от 21.01.2020 N 0424319 (РОСС RU.HB61.H000197).
Показатели качества препарата "Дезолак" приводятся в разделе 2 ТУ 21.23.25-004-00121270-2016, способ производства описан в разделе 3 ТУ 21.23.25-004-00121270-2016, требования к безопасности и охране окружающей среды при применении препарата закреплены в разделе 4 вышеуказанных технических условий.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.05.2011 N 05-12-44/7250 "О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию", к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии (аналогичная позиция изложена и в Письме Росприроднадзора от 22.07.2019 N АА-10- 02-32/19273).
Проекты технической документации на новую технологию, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, являются объектами государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 174-ФЗ.
Как установлено Управлением и не оспаривается обществом, по технологии ООО "ЛОС" сырой осадок направляется на иловые площадки, предварительно обработанные Дезолаком, после чего ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод вывозится на полигон.
Дезолак - оксид кальция, белый порошок с плотностью 2,078 г/см3. При взаимодействии извести с сырым осадком в присутствии H2O и CO2 на конечном продукте образуется гидрофобная корка из карбоната кальция, препятствующая, в том числе диффузии вредных веществ в атмосферу. Так как реакция взаимодействия CaO c водой является экзотермической и проходит с повышением температуры до 75-85 Со, происходит угнетение микроорганизмов, гибель яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших. Так же находящиеся в сыром осадке серосодержащие соединения взаимодействуют с CaO и при химических реакциях переходят в нелетучую фазу, малорастворимую в воде, что приводит к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу и снижает агрессивность запахов.
Управление, обосновывая доводы о том, что применение средства Дезолакт" является новой технологией, ссылается на то, что для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население независимо от их ведомственной принадлежности, обязательными являются Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации утверждены Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168.
Согласно п. 5.4.3 "МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" обеззараживание осадков городских сточных вод осуществляют термическим или химическим способами.
В соответствии с п. 5.4.6 "МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" химическое обеззараживание обезвоженных осадков сточных вод предусмотрено с использованием аммиака или тиазона с последующим использованием обезвреженных осадков в качестве удобрения.
В связи с чем, Управление делает вывод, что обеззараживание иными веществами, в том числе "Дезолаком", данными Правилами не предусмотрено.
Следовательно, применение обществом средства "Дезолакт" при обработке осадка является новой технологией на территории Российской Федерации, не предусмотрена "МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" (утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168).
Кроме того, Управление ссылается, что химический препарат "Дезолак" - является не оксидом кальция (гашеной известью) в чистом виде, а является химической продукцией, в состав которой входит окись кальция (оксид кальция) с добавками, обработанный реагентом SE-1 "ROSUN".
Согласно паспорту безопасности содержание окиси кальция - 85-95 %, оксида магния - 5 %, реагента SE-1 "ROSUN" - 2 %. Вместе с тем, реагент SE-1 "ROSUN" - это обеззараживающий порошок на основе соединения моноперсульфата калия с активным кислородом.
Пероксодисульфат калия - неорганическое соединение, соль щелочного металла калия и пероксодисерной кислоты с формулой K2S2O6(O2), бесцветные (белые) кристаллы, растворимые в воде.
Таким образом, "Дезолак" - это средство, которое содержит помимо оксида кальция другие химические вещества, влияние которых на объекты окружающей среды не установлено.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не счел использование Дезолака как новой технологией, поскольку использование нового слова (Дезолак) в качестве технического наименования вещества (оксид кальция, производимый из негашеной извести), которое много лет используется в Российской Федерации, но и в определенных случаях обязательно для применения, не означает использование новой технологии. Вместе с тем, применение негашеной извести и любых продуктов, изготовленных на ее основе (в том числе Дезолак), для целей обеззараживания осадков сточных вод организациями, осуществляющими очистку сточных вод, давно применяется для данных целей. Поскольку "ДЕЗОЛАК" является комбинацией 2-х известных реагентов, суд счел, что в прохождении ГЭЭ федерального уровня нет необходимости. Суд первой инстанции также учел письмо Союз производителей извести, о том, что при обеззараживании осадка сточных вод в целях уменьшения поступления загрязняющих веществ в окружающую среду эффективными являются как негашеная известь в чистом виде, так и изготовленная на ее основе добавка Дезолак, но более эффективным средством является добавка Дезолакт.
С учетом позиции Минприроды России, изложенной в письме N 12-50/2384- ОГ от 02.03.2021 года о том, что если применение какого-либо вещества приводит к уменьшению поступления в окружающую среду загрязнений, то основания для проведения государственной экологической экспертизы отсутствуют, суд признал п. 2 предписания незаконным.
При рассмотрении настоящего дела, судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 187/ДЕ/2021 от 02.07.2021 по результатам той же проверки, на основании которой вынесено оспариваемое предписание, ООО "ЛОС" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Решением Левобережного районного суда от 16.11.2021 постановление N 187/ДЕ/2021 от 02.07.2021 отменено, производство по административному делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Основанием для вынесения постановления N 187/ДЕ/2021 от 02.07.2021 явились те же обстоятельства, установленные в ходе проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ЛОС" (приказ Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 23.09.2020 N 115-пр/в/в ), что и в рамках настоящего дела, применительно к п. 2 предписания N 27 от 23.10.2020.
Отменяя постановление начальника отдела государственного экологического надзора в Воронежской области - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дробиловой Е.А. от 2 июля 2021 года N 187/ДЕ/2021 и прекращая производство по делу в отношении юридического лица, суд общей юрисдикции в рамках данного дела пришел к выводу о том, что по делу не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что используемый ООО "ЛОС" препарат "Дезолак" является новой технологией и впервые используется на территории Российской Федерации, а также доказательств того, что применение препарата "Дезолак" приведет к увеличению поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, соответственно, в ходе производства по делу не доказана необходимость выполнения ООО "ЛОС" требования законодательства о проведении государственной экологической экспертизы.
Воронежский областной суд судебным актом от 08.02.2022, оставляя решение Левобережного районного суда от 16.11.2021 без изменения, пришел к выводу о том, что оснований не согласиться с выводами судьи районного суда в данном случае не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции.
Отнесение тех или иных обстоятельств к преюдициально установленным означает запрет заново устанавливать, оспаривать или опровергать те же обстоятельства с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные.
Преюдициально установленные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь, не могут быть повторно исследованы и пересмотрены судом.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Установленные судом обстоятельства, изложенные во вступившем в законную силу решении Левобережного районного суда г. Воронежа от 16.11.2021, вынесенным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КОАП РФ, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции считает, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны ООО "ЛОС" нарушений норм действующего законодательства при применении препарата Дезолак.
Так в рамках производства по делу об административном правонарушении, оценивая доводы Управления о том, что применение Дезолакт является по сути новой технологией, в том числе со ссылкой на те же нормативные положения Федерального закона N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", письма Министерства природных ресурсов и экологии, оценивая сертификат соответствия в отношении препарата Дезолакт, его химического состава, Письмо союза производителей извести, суд общей юрисдикции пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующие о том, что используемый ООО "ЛОС" химический препарат "Дезолак" является новым и впервые используется на территории Российской Федерации.
У суда апелляционной инстанции при оценке доводов управления, основанных на идентичных доказательствах, что и представленных в суд общей юрисдикции, отсутствуют основания сделать противоположенные выводы относительно оценки одних и тех же обстоятельств, на которых основана позиция Управления.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что предписание N 27 от 23.10.2020 в части пункта 2 является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ЛОС".
Как следует из материалов дела, в п. 3 предписания N 27 от 23.10.2020 Управлением на основании ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55, п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации предписано ООО "ЛОС" устранить выявленные нарушения в срок до 11.01.2021.
Основанием для такого вывода послужило установление Управлением того факта, что ООО "ЛОС" осуществляет сброс сточных вод по выпуску N 1 в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов.
Суд области, делая вывод о незаконности п. 3 предписания N 27 от 23.10.2020 сослался на его неисполнимость. Так, суд области указал, что предписание не должно быть формальным, а его требования должны быть определенными, исполнимыми и конкретными. Возлагая на Общество обязанность по устранению нарушений законодательства, касающихся сброса сточных вод по выпуску N 1 в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов в срок до 11.01.2021, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением не исследовался вопрос о возможности исполнения предписания с учетом ранее разработанного Плана снижения сбросов по выпуску N1 в Воронежское водохранилище, согласованному ТО Росприроднадзора, предусматривающему данный срок до конца 2022 года.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит ошибочными и не основанными на материалах дела, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ).
Кроме того, обязанность соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду также установлена ч. 4 ст. 35, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды") - п.1. ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.01.2020 N 1, Воронежское водохранилище отнесено к водным объектам рыбохозяйственного значения.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Осуществление ООО "ЛОС" сброса сточных вод по выпуску N 1 (АЗО Дон 1403 5, на 15 выше устья реки Воронеж, на 10 км от плотины) в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов подтверждается протоколами отбора проб специалистами филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 29.09.2020, от 01.10.2020, от 06.10.2020.
Так, 29.09.2020 специалистами Филиала ЦЛАТИ по Воронежской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" был произведен отбор проб по "выпуск N 1 ООО "ЛОС" в Воронежское водохранилище АЗО/ДОН/1403/5 на 14 км от устья р. Воронеж", выявлены превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов по сульфат-иону в 2,5 раза, по БПК5 в 47 раз, по аммоний-иону в 67 раз, по нитрит-иону 1,2, по фосфор фосфатам в 12 раз, по железу общему в 3,5 раза, по меди в 6 раз, по марганцу в 3,6 раз, по нефтепродуктам в 7,6 раз.
01.10.2020 специалистами филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" был произведен отбор проб по "выпуск N 1 ООО "ЛОС" в Воронежское водохранилище АЗО/ДОН/1403/5 на 14 км от устья р. Воронеж" выявлены превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов по сульфат иону в 4 раза, по фосфор фосфатам в 11,8 раз, по железу общему в 3,6 раза, по меди в 5,6 раз, по марганцу в 2,9 раз, по нефтепродуктам в 4,8 раз.
06.10.2020 специалистами филиала "ЦЛАТИ по Воронежской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" был произведен отбор проб по "выпуск N 1 ООО "ЛОС" в Воронежское водохранилище АЗО/ДОН/1403/5 на 14 км от устья р. Воронеж" выявлены превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов по сульфат иону в 2,9 раза, по БПК5 в 12,3 раз, по аммоний-иону в 40,6 раза, по нитрит-иону в 4,3 раза, по фосфор фосфатам в 5,5 раз, по железу общему в 2,8 раза, по меди в 4,7 раз, по марганцу в 2,5 раз, по нефтепродуктам в 3,2 раза.
Оценка качества отобранных проб воды по физико-химическим показателям на сбросе в Воронежское водохранилище проводилась на соответствие нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом N 522 от 13.12.2016 Минсельхоза России с учетом Плана снижения сбросов по выпуску с 2016 по 2022 годы N 1 в Воронежское водохранилище.
ООО "ЛОС" указанные протоколы и экспертные заключения специалистов не оспаривались, замечаний к порядку отбора и результатам отбора со стороны "ЛОС" не поступало.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "ЛОС" осуществляло сброс сточных вод по выпуску N 1 в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, что является нарушением ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации
Кроме того, на основании пунктов 1, 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде и содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
Следовательно, факт сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций вредных веществ свидетельствует о причинении вреда водному объекту.
ООО "ЛОС" пользование поверхностным водным объектом - Воронежским водохранилищем с целью сброса сточных вод осуществляет на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 12.05.2020 N 36-05.01.01.006-Х-РСБХ-С-2020-01768/00 (зарегистрировано в государственном водном реестре от 12.05.2020 за N 36-05.01.01.006-Х-РСБХ-С-2020-01768/00), сроком действия с 12.05.2020 по 12.05.2025, и в отсутствие на момент проверки Разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты. Срок ранее выданного ООО "ЛОС" Разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты от 24.07.2019 N 178, выданного на основании приказа Управления Росприроднадзора по Воронежской области от 24.07.2019 N 01/02/РС, истек 17.02.2020.
Выдаваемыми решениями о предоставлении водного объекта в пользовании закреплено, что содержание загрязняющих веществ при сбросе сточных вод не должно превышать указанные в решении концентрации (мг/дм.куб; или мг/л.) Утвержденными нормативами допустимых сбросов (НДС) устанавливаются для хозяйствующего субъекта, как концентрация (мг/дм.куб; или мг/л.) загрязняющих веществ разрешенных к сбросу, так и масса (тонна/месяц или тонна/год) загрязняющих веществ разрешенных к сбросу исходя из разрешенного к сбросу объема сточных вод.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛОС" утвержден план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы на период с 2016 по 2022.
План содержит графу 7 "Достигаемый экологический эффект (снижение с мг/литр; тонны/год до мг/литр; тонны/год)". Соответственно при осуществлении природоохранных мероприятий и выполнении плана снижения сбросов ООО "ЛОС" и должно планомерно снижать как концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах, так и массу этих загрязняющих веществ.
п/п |
Год |
Наименование загрязняющего вещества |
План снижения сбросов мг/дм3 |
Факт мг/дм3 |
1 |
2018 |
БПК полн |
37,4 |
42,04 |
2 |
2018 |
ХПК |
114 |
122,5 |
3 |
2018 |
Медь |
0,011 |
0,012 |
4 |
2018 |
Аммоний-ион |
11,5 |
14,13 |
5 |
2018 |
Цинк |
0,016 |
0,018 |
6 |
2018 |
Свинец |
0,0095 |
0,0099 |
7 |
2019 |
Взвешенные вещества |
20,1 |
22,43 |
8 |
2019 |
Железо |
0,2 |
0,44 |
9 |
2019 |
Медь |
0,010 |
0,022 |
10 |
2019 |
Аммоний-ион |
6,7 |
15,12 |
11 |
2019 |
Цинк |
0,014 |
0,0255 |
12 |
2019 |
Свинец |
0,0085 |
0,021 |
13 |
2019 |
ХПК |
88 |
125,33 |
14 |
2019 |
БПК полн |
27,3 |
47,64 |
15 |
2019 |
Фосфаты |
1,1 |
1,17 |
16 |
2019 |
Нефтепродукты |
0,35 |
0,0368 |
17 |
2020 |
Взвешенные вещества |
16,0 |
18,28 |
18 |
2020 |
Фосфаты |
0,9 |
1,67 |
19 |
2020 |
Медь |
0,007 |
0,0104 |
20 |
2020 |
Цинк |
0,013 |
0,015 |
21 |
2020 |
Свинец |
0,0075 |
0,0108 |
В ходе проведения анализа утвержденного плана снижения сбросов и отчетов по ПЭК за 2018-2020 годы Управлением выявлено не достижение обществом показателей эффективности, указанных в плане снижения сбросов по следующим загрязняющим веществам, а именно:
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции доказательств, опровергающих вышеназванные обстоятельств, обществом не представлено.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что план мероприятий по снижению сбросов ООО "ЛОС" также не исполняется.
Также с целях снижения сбросов по загрязняющим веществам ООО "ЛОС" должно было завершить строительство в 2018 году нового блока сооружений механической очистки (с проектированием) 3 этап и начать строительство блока обработки осадка 1 этап (п. 2 и 3 плана за 2018 год), в 2019 году строительство блока обработки осадка 2 этап (п. 2 плана за 2019 год). Вместе с тем, до настоящего времени указанные объекты не введены в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что самим обществом не достигаются показатели эффективности, указанных в плане снижения сбросов, в том числе в части поэтапного достижения нормативов в 2020 году по железу, цинку, ХПК, фосфотом (по Р), амоний - иону.
При этом, отсутствие финансирования по Инвестиционной программе за период с 2016 по 2020 г.г., на которое ссылается общество, не является основанием, позволяющим не соблюдать нормы действующего закона об охране окружающей среды и Водного кодекса РФ.
ООО "ЛОС", утверждая План снижения сбросов на период с 2016 по 2022, должно было учитывать возможность его дальнейшего исполнения.
Апелляционным судом также установлено, что решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 27.09.2021 суд обязал общество в течение 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия, предусмотренные планом снижения сбросов общества с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения" на период с 2016 года по 2022 год "Строительство блока обработки осадка, 2 этап", мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой общества с ограниченной ответственностью "Левобережные очистные сооружения" по развитию систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Воронеж на 2016-2025 годы в сфере водоотведения и очистки сточных вод по "Строительству блока обработки осадка".
Указанное решение было обжаловано в Воронежский областной суд, который, оставляя его без изменения, в апелляционном определении от 25.01.2022 указал, что поскольку существует План снижения сбросов на период с 2016 года по 2022 года, Выпуск N 1 ООО "Левобережные очистные сооружения" в Воронежское водохранилище, АЗО ДОН 1403 5 км от устья, и Инвестиционная программа ООО "Левобережные очистные сооружения" по развитию систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Воронеж на 2016-2025 годы в сфере водоотведения и очистки сточных вод, которые не отменены, то обществом должны выполняться все предусмотренные указанными документами мероприятия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об обеспечении экологической безопасности.
Кроме того, решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2021 по делу N А14-20586/2019, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, с ООО "ЛОС" в пользу Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскано 6 967 418 руб. 00 коп. ущерба, причиненного водному объекту - Воронежскому водохранилищу, в связи со сбросом сточных вод с превышением допустимых концентраций вредных веществ.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что законодатель предусмотрел возможность продления сроков исполнения предписаний при наличии уважительных причин и представлении заинтересованным лицом соответствующего мотивированного ходатайства с приложением обосновывающих его документов.
В свою очередь общество имело возможность обратиться за продлением срока исполнения предписания в орган с мотивированным и документально подтвержденным ходатайством. Наличие финансовых или иных организационных трудностей не освобождает общество от исполнения обязанностей, возложенных действующим законодательством.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия находит ошибочным вывод суда о неисполнимости п. 3 предписания N 27 от 23.10.2020, оно вынесено с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации и с учетом показателей, предусмотренных Планом снижения сбросов на период с 2016 года по 2022 года и является законным.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9/2021 подлежит отмене в части признания незаконным и отмены п. 3 предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 23.10.2020 N 27, а также обязания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные п. 3 предписания от 23.10.2020 N 27 нарушения прав и законных интересов ООО "Левобережные очистные сооружения".
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9/2021 в части признания незаконным и отмены п. 3 предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 23.10.2020 N 27, а также обязания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные п. 3 предписания от 23.10.2020 N 27 нарушения прав и законных интересов ООО "Левобережные очистные сооружения" отменить.
В удовлетворении требований ООО "Левобережные очистные сооружения" в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9/2021
Истец: ООО "ЛОС"
Ответчик: Центрально-Черноземное межригиональное УФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ВО