5 марта 2022 г. |
Дело N А83-18559/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 марта 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Горбунова Н.Ю., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" - Сингаевского Виталия Николаевича по доверенности от 22.12.2021 N 20-3/15554;
в отсутствие представителя надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания: Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Евпаторийского филиала на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.11.2021 по делу N А83-18559/2019
по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" г. Евпатория к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Вода Крыма" об урегулировании разногласий по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Совет Министров Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Вода Крыма", в котором просит суд урегулировать разногласия, возникшие между Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" и Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Вода Крыма" в лице Симферопольского филиала при заключении Единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 126 на 2019 года изложив их в редакции Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 29.11.2021 Арбитражный суд Республики Крым удовлетворил исковые требования частично; урегулировал разногласия сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 129 заключенному на 2019 год, изложив в редакции, отличной от предложенной ответчиком.
Не согласившись с решением суда в части согласования раздела XIII "Условия отведения (приема) поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства", приложения N 9 "Сведения о точках приема поверхностных сточных вод абонента", ГУП РК "Вода Крыма" обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт, исключив из договора раздел XIII и приложение N 9.
В представленном отзыве Предприятие "Крымтеплокоммунэнерго" изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Предприятие "Вода Крыма" представителя не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
В соответствии с постановлением Администрации г. Симферополя от 15.09.2016 N 2104 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" ГУП РК "Вода Крыма" является гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение в городском округе Симферополь Республики Крым.
Предприятие "Вода Крыма" с сопроводительным письмом от 13.03.2019 N 1062/14 представило ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" (два экземпляра договора N 126 с приложениями N 1, 3-9, подписать, указать дату заключения договора и один экземпляр контракта с приложениями вернуть ГУП РК "Вода Крыма" (т.1, л.137).
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" с сопроводительным письмом от 11.04.2019 N 1683 направило ГУП РК "Вода Крыма" подписанный проект договора холодного водоснабжения и водоотведения N 126 с протоколом разногласий (т. 1, л. 138).
ГУП РК "Вода Крыма" с письмом от 19.04.2019 N 1610/14 направило ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" протокол урегулирования разногласий к единому договору N 126.
В целях урегулирования разногласий ГУП РК "Вода Крыма", возникших при заключении единого договору холодного водоснабжения и водоотведения N 126, Предприятие "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 426 ГК РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе по энергоснабжению) признается публичным договором.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и п. 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании договоров холодного водоснабжения, водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 15 Закона N 416-ФЗ в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения. К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора. Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных настоящим Федеральным законом порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным. Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой спорный единый договор холодного водоснабжения и водоотведения должен соответствовать единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Перечень существенных условий договора холодного водоснабжения и водоотведения определен пунктами 5 статей 13, 14 Закона No416-ФЗ и Правилами N 644
Согласно пункту 5 статей 13, 14 Закона N 416-ФЗ существенными условиями являются: границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей (подпункт 8 пункта 5 статьи 13); границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей (подпункт 11 пункта 5 статьи 14); иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (подпункт 13 пункта 5 статьи 14).
Единый типовой договор холодного водоснабжения утвержден Постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 645 и содержит пункты Раздела XIII "Условия отведения (приема) поверхностных сточных вод". Таким образом, исключение данного раздела и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения противоречит действующему законодательству.
На рассмотрение в суд ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" как потребитель услуг ответчика передал вопросы урегулирования разногласий, возникших в отношении условий водоотведения поверхностных сточных вод.
Истец просил исключить из государственного контракта раздел XIII, который определяет условия отведения (приема) поверхностных вод в централизованную систему водоотведения, обосновывая это отсутствием у ГУП "Крымтеплокоммунэнерго" на праве владения либо пользования земельных участков (на момент спора передача соответствующих прав на земельные участки не осуществлено).
Признав, что раздел XIII предусмотрен единым типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения, содержание которого утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 645 от 29.07.2013, суд первой инстанции отказался исключить его из заключаемого сторонами договора.
Применительно к редакции приложения N 9 "Сведения о точках приема поверхностных сточных вод абонента" в апелляционной жалобе ГУП РК "Вода Крыма" настаивает, что приложение N 9 необходимо исключить.
Из статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), регулирующего правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, следует, что под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то есть комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных и непосредственно используемых для водоотведения. Транспортировка - это перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.
В зависимости от своего предназначения централизованные системы водоотведения подразделяются на бытовые, ливневые, общесплавные и комбинированные. Централизованные ливневые системы водоотведения предназначены для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод.
Водоотведение с использованием централизованных систем осуществляется на основании договора водоотведения, по которому организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект. Абонент помимо прочего обязуется производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Из системного толкования положений пунктов 16, 17, 31, 32 Правил N 644 следует, что действующее законодательство устанавливает требования к согласованию границ эксплуатационной ответственности при заключении договора водоотведения как в случае присоединения абонента к централизованной системе водоотведения, так и в случае неорганизованного сброса поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, которая устанавливается по ближайшему дождеприемному колодцу, в который поверхностные сточные воды абонента поступают по рельефу местности.
Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод (пункт 110 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 39 Правил N 644 договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения (технологического присоединения).
Согласно пункту 40 Правил N 644 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.
Статьей 38.1 Закона N 416-ФЗ установлено, что на территории Республики Крым утверждается единая схема водоснабжения и водоотведения, которая разрабатывается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым и утверждается актом высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым определяет для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующую организацию и устанавливает зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется
Таким образом, суд первой инстанции верно принял редакцию приложения N 9, предусматривающую:
"При осуществлении абонентом неорганизованного сброса поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения согласно утвержденной в установленном законом порядке схеме водоснабжения и водоотведения в отношении ГУП РК "Вода Крыма", граница эксплуатационной ответственности исполнителя устанавливается по ближайшему дождеприемному колодцу, в который поверхностные сточные воды абонента поступают по рельефу местности".
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.11.2021 по делу N А83-18559/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18559/2019
Истец: ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Евпатория
Ответчик: ГУП Республики Крым "Вода Крыма" в лице Евпаторийского филиала
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ