город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2022 г. |
дело N А32-43351/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Новые Черемушки"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.12.2021 по делу N А32-43351/2021
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Новые Черемушки" (ИНН 2312261682, ОГРН 1172375044820)
к администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица: акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Новые Черемушки" (далее - заявитель, товарищество, ТСН "Новые Черемушки") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо, администрация МО г. Краснодар, администрация) о признании незаконным предписания от 26.07.2021 N 1302/1540-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК").
Решением суда первой инстанции от 08.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Новые Черемушки" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы товарищество ссылается на то, что при поставке ресурса АО "АТЭК" объем ресурса, необходимый для горячего водоснабжения, был ниже нормы, при таких обстоятельствах у ТСН "Новые Черемушки" отсутствовала возможность поставлять ресурс горячее водоснабжение собственникам многоквартирного дома надлежащего качества, что установлено администрацией МО г. Краснодар. Согласно письму департамента АО "АТЭК" производило ремонтные работы, поэтому отсутствовали необходимые технические параметры в тепловых сетях для обеспечения бесперебойного теплоснабжения МКД. На судебном заседании АО "АТЭК" подтвердило, что отсутствовали необходимые технические параметры в тепловых сетях для обеспечения бесперебойного теплоснабжения МКД. Заявителем были предприняты все необходимые меры для восстановления горячей воды нормальной температуры, а именно: были направлены письма поставщику ресурса, в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края, администрацию МО г. Краснодар, Прокуратуру округа, Прокуратуру Краснодарского края. Не указано, что именно не сделало товарищество для того, чтобы собственники получили горячую воду нормальной температуры при условии некачественной поставки этой воды поставщиком ресурса. В Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) также определена ответственность как управляющих организаций, так и ресурсоснабжающих организаций, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 03.03.2022 в составе суда произведена замена в связи с болезнью судьи Пименова С.В. на судью Соловьеву М.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 20.07.2021 по 26.07.2021 по факту поступления в администрацию обращения от 06.07.2021 вх. N 887 по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 4/4 по ул. им. Селезнева в г. Краснодаре (далее - МКД) на основании распоряжения администрации от 15.07.2021 N 1540-р "О проведении внеплановой выездной проверки товарищества собственников жилья "Новые Черемушки" в отношении товарищества проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе внеплановой выездной проверки установлено, что поставщиком, предоставляющим услуги теплоснабжения в МКД на основании договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению от 13.11.2017 N 9494, является филиал АО "АТЭК" - "Краснодартеплоэнерго".
По результатам проверки администрацией выявлены нарушения обязательных требований, зафиксированные в акте проверки от 26.07.2021, а именно: в квартире N 282 спорного МКД температура горячей воды составляет +47°С, что является нарушением пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (Правила N 170), пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); температура теплоносителя на вводе в многоквартирный дом составляет +65°С, что ниже установленной нормы.
По результатам внеплановой выездной проверки товариществу выдано предписание от 26.07.2021 N 1302/1540-р, которым товариществу предписано в срок до 13.09.2021 обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с температурой, предусмотренной по договору поставки.
Считая незаконным предписание, товарищество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как предусмотрено в части 15 статьи 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу пункта 2 постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В подпункте "д" пункта 3 Правил N 354 определено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведённым в приложении N 1 Правил N 354.
В пункте 8 Правил N 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (пункт 13 Правил N 354).
На основании подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а" пункта 33 Правил N 354).
Согласно пункту 5 приложения N 1 Правил N 354 требованием к качеству коммунальных услуг является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с пунктом 2.4 СаНПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горя-чей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
На основании пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТ. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
В соответствии с пунктом 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 град. С.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6 "О принятии устава муниципального образования город Краснодар", на основании положения об управлении по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением администрация муниципального образования город Краснодар от 30.08.2010 N 6523 управление проводит внеплановые проверки при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в части соблюдения требований, установленных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что проведенной администрацией проверкой установлено несоответствие качества горячего водоснабжения в части температурного режима в точке разбора квартиры N 282 в МКД.
Факт несоответствия температуры горячей воды, подаваемой жителям многоквартирного дома, установленному нормативу подтверждается материалами дела и не оспаривается товариществом.
Судебная коллегия исходит из того, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Управляющая организация обязана осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых инженерных систем централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, определяемых в договоре ресурсоснабжения.
Таким образом, товарищество, являясь управляющей организацией и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом указанного многоквартирного жилого дома, обязано соблюдать вышеприведенные требования законодательства, определяющие порядок обслуживания, ремонта жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, несоответствие качества горячего водоснабжения на вводе разводящей сети в жилой дом не исключает ответственности заявителя, как исполнителя коммунальной услуги, по оказанию коммунальной услуги надлежащего качества.
Довод заявителя о неисполнимости предписания правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку оспариваемое предписание направлено на устранение допущенных товариществом нарушений требований законодательства, содержит описание выявленного нарушения и является реально исполнимым. Оспариваемое предписание не ограничивает заявителя в выборе способа его исполнения, в связи с чем заявитель не лишен возможности использовать предусмотренные законом гражданско-правовые способы воздействия на контрагента по договору поставки коммунального ресурса для обеспечения надлежащего исполнения этим лицом договорной обязанности по обеспечению качества поставляемого им коммунального ресурса.
Указание апеллянтом на принятие исчерпывающих мер для восстановления горячей воды нормальной температуры не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
На основании изложенного, судебная коллегия также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2021 по делу N А32-43351/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43351/2021
Истец: Товарищество Собственников Недвижимости "Новые Черемушки", ТСН "Новые Черемушки"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар Управление по жилищным вопросам, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК"