г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А56-25996/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель Комаров А.А. по доверенности от 10.01.2022;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: представитель Хабарова Е.А. по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.02.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38191/2021) общества с ограниченной ответственностью "Транс-Эко" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2021 по делу N А56-25996/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Эко" (187406, Ленинградская обл., г.Волхов, ул.Авиационная, дом 48, офис 208, ОГРН: 1144702000475, ИНН: 4702017771)
к Администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области (187342, Ленинградская обл., г.Кировск, ул.Новая, 1, ОГРН: 1054700325855, ИНН: 4706023857)
третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Эко" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрации) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 549 000 кв.м., местоположение: Ленинградская обл., г. Кировск, и утверждении схемы расположения этого земельного участка; обязании осуществить предварительное согласование без проведения торгов в собственность земельного участка и утвердить схему расположения на основании заявления о предварительном согласовании земельного участка от 24.02.2021 и приложенных документов.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. Податель жалобы не согласен с вынесенным решением, поскольку считает, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражала против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей Общества и Комитета, апелляционный суд установил следующее.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН 04.10.2019 зарегистрирован переход права собственности к Обществу на сооружение - Золоотвал-земляная дамба площадью 382 318,3 кв.м с кадастровым номером 47:16:0111001:124, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Кировский район, г.Кировск, ул.Набережная, д.37.
Общество, ссылаясь на пп.6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), 24.02.2021 подало в Администрацию заявление о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в собственность земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 549 000 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Кировск (далее - Участок), приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; выписку из ЕГРН на сооружение 47:16:0111001:124 от 15.01.2020 и выписку из ЕГРЮЛ от 08.06.2020.
23.03.2021 Администрацией принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления без торгов в собственность Участка и утверждении схемы расположения Участка на основании п.16 ст.11.10 и п.п. 1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, поскольку границы образуемого участка пересекают границы территориальной зоны: Зона производственных предприятий IV-V классов опасности с включением объектов общественно-деловой застройки (ТП-2), сведения о которой содержатся в ЕГРН - учетный номер 47:16-7.41, и часть образуемого земельного участка располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 47:00:0000000:2, категория земель - земли лесного фонда.
Полагая вышеуказанное решение об отказе незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое решение правомерным.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок принятия решения о предварительном согласовании (либо отказе) в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов установлен статьей 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п.7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Кроме того, в соответствии с частями 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Согласно частям 1 и 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
В данном случае на земельном участке расположен объект недвижимости (сооружение золоотвал - земляная дамба) с кадастровым номером 47:16:0111001:124, площадью 382 318,3 кв.м, права на который согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 14.01.2021 возникли в 2003 году, т.е. до 01.01.2016.
Вместе с тем, согласно сведениям, указанным в заявлении Общества и приложенной к нему схеме, спорный земельный участок формируется в размере, превышающем площадь, занятой объектом недвижимости с кадастровым номером 47:16:0111001:124 (382 318, 3 кв.м.), а именно в размере 549 000 кв.м., то есть на 166 681,7 кв.м. больше.
При этом, как указывает Комитет и следует из материалов дела (л.д.55) такое увеличение площади осуществляется только за счет земель лесного фонда в части кварталов 1, 2, 4 и 5 Пелловского участкового лесничества Кировского лесничества Ленинградской области.
В случае формирования земельного участка в размере равном площади объекта недвижимости с кадастровым номером 47:16:0111001:124 - 382 318,3 кв.м., данный земельный участок не пересекал бы земли лесного фонда.
Мотивированного обоснования увеличения площади земельного участка за счет земель лесного фонда Обществом представлено не было.
В ранее поданном в Администрацию заявлении от 14.10.2020 Общество просило о формировании земельного участка площадью 359 524 кв.м, то есть площадь формируемого земельного участка была заявлена менее площади объекта недвижимости (сооружения) с кадастровым номером 47:16:0111001:124, расположенного на таком земельном участке.
Принимая во внимание, что в поданной Обществом в адрес Администрации схеме расположения земельного участка площадь формируемого земельного участка указана без учета площади объекта недвижимости с кадастровым номером 47:16:0111001:124, такая схема расположения земельного участка не может быть утверждена Администрацией, так как Обществом были допущены нарушения, предусмотренные статьей 11.9 ЗК РФ, в части требований к образуемым земельным участкам, что в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
Довод Общества о том, что оспариваемый отказ Администрации возник на этапе "предварительного согласования (одобрения), который предшествует этапам формирования и предоставления земельного участка и сам по себе не влечет возникновения правоотношений между Обществом и Администрацией по вопросам возникновения и реализации права собственности" в отношении спорного земельного участка, является неправомерным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 16 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных органов по проверке наличия оснований предоставления такого земельного участка в собственность без проведения торгов, его оборотоспособности, а также соблюдения земельных, градостроительных и иных правовых норм на стадии его формирования в заявленных границах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2021 по делу N А56-25996/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25996/2021
Истец: ООО "ТРАНС-ЭКО"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области
Третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области