г.Москва |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А40-195318/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Поташовой Ж.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.12.2021, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-195318/21 (20-3702)
по иску ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу
к ООО "ВЕИР МИНЕРАЛЗ РФЗ"
о взыскании убытков,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обратилось в Арбитражный суд города Москвы (далее также - Фонд) с требованием о взыскании с ООО "ВЕИР МИНЕРАЛЗ РФЗ" убытков в общем размере 11 045 руб. 20 коп., возникших вследствие выплаты Пономаренко Евгению Николаевичу пенсии по старости в излишнем размере за период с 01.11.2020 по 28.02.2021.
Решением суда от 10.12.2021 в удовлетворении требований ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт по изложенным в жалобе основаниям и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что ответчиком нарушен установленный законом срок для подачи необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведений за ноябрь 2020 года в отношении Пономаренко Е.Н., который являлся работником ответчика до ноября 2020 года. Истец утверждает, что допущенное ответчиком нарушение закона повлекло излишнюю выплату пенсии Пономаренко Е.Н. как работающему пенсионеру.
В суд апелляционной инстанции поступили возражения ответчика на апелляционную жалобу, согласно которым ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями ч.6 ст.121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на несвоевременное представление ответчиком отчета по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года в отношении Пономаренко Е.Н. - работающего пенсионера, что повлекло перерасход средств Фонда на выплату Пономаренко Е.Н. страховой пенсии по старости, поскольку вследствие неправомерных действий ответчика с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии Пономаренко Е.Н. выплачена излишняя сумма пенсии 11 045 руб. 20 коп.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч.5 ст.26 Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия документального обоснования заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с п.1 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч.ч.2, 5-8 ст.18 Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.ч.6, 7 ст.16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст.18 Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
На основании п.4 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (п.10 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" Фонд в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
При этом в силу п.2 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Как установлено п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее также - Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При этом согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено, что в качестве основания возникновения ущерба Фонд ссылается на непредставление страхователем сведений за ноябрь 2020 года по форме СЗВ-М, что повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии работающему пенсионеру в размере 11 045 руб. 20 коп.
Обращение заявителя о возврате излишне полученной суммы пенсии ответчиком оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.2 ст.9 АПК РФ).
В предмет доказывания по делу о возмещении убытков входит совокупность следующих элементов, подлежащих установлению в суде: факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора истец должен доказать, что несвоевременное представление сведений в Пенсионный фонд о застрахованных лицах за ноябрь 2020 года находится в прямой причинной связи с возникшими у Фонда убытками в виде выплаты проиндексированной пенсии работающему у страхователя пенсионеру.
В качестве основания возникновения ущерба истец указывает на несвоевременное предоставление истцом сведений за ноябрь 2020 года по одному пенсионеру.
Между тем представленные в материалы дела документы сами по себе факт возникновения излишней выплаты пенсионеру не подтверждают.
Как правильно отметил суд первой инстанции, переплата по пенсионеру Пономаренко Е.Н. возникла за период с ноября 2020 года по февраль 2021 года, следовательно, вопреки доводам истца превышает один месяц (ноябрь 2020 года), на который ссылается истец в заявлении.
Кроме того, согласно материалам дела, сведения за ноябрь представлены ответчиком в декабре 2020 года, следовательно, переплата возникла за период с ноября 2020 года по февраль 2021 года.
При таких обстоятельствах Фондом не доказано, что заявленная им сумма убытков в размере 11 045 руб. 20 коп. возникла в связи с несвоевременным представлением ответчиком сведений о застрахованных лицах за ноябрь 2020 года.
Кроме того, выплаченные Пономаренко Е.Н. денежные средства не могут быть оценены как убытки, поскольку данная выплата осуществлена за счет средств, полагающихся страхователю страховых взносов, и является реализацией гарантированного Конституцией России права гражданина на пенсию.
При этом в силу п.4 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности относится к компетенции Фонда.
Доказательств невозможности предотвращения факта излишней выплаты пенсии, работающему пенсионеру Фондом не представлено.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному представлению сведений о застрахованных лицах за ноябрь 2020 года и наступлением вреда, выраженного в виде выплат излишних сумм страховой пенсии, а также вины страхователя, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы апелляционной жалобы также не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2021 по делу N А40-195318/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа в порядке, предусмотренном ч.4 ст.229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195318/2021
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССЕ
Ответчик: ООО "ВЕИР МИНЕРАЛЗ РФЗ"