г. Москва |
|
04 марта 2022 г. |
Дело N А40-192618/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихин Д.Е.,
судей: |
Суминой О.С., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2021 по делу N А40-192618/21
по заявлению Администрации поселения Московский
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения;
в присутствии:
от заявителя: |
Привалов Е.О. по дов. от 24.08.2021 |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселения Московский (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) от 27.07.2021 об отказе в осуществлении государственной регистрации права муниципальной собственности поселения Московский в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110205:1850 по адресу: Москва, п.Московский, п.Институт Полиомиелита, д.4, пом.4; об обязании осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности поселения Московский в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110205:1850 по адресу: Москва, п.Московский, п.Институт Полиомиелита, д.4, пом.4 в соответствии с заявлением администрации поселения Московский от 16.04.2021.
Решением от 08.12.2021 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил в полном объеме, признав их обоснованными и документально подтвержденными.
Не согласившись с решением суда, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Представитель Администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.04.2021 Администрацией поселения Московский в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве подано заявление N MFC-0558/2021-662859-l о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером 50:21:0110205:1850 по адресу г. Москва, п. Московский, п. Институт Полиомиелита, д. 4, пом. 4 (далее - нежилое помещение N 4).
В соответствии с уведомлением от 28.04.2021 N КУВД-001/2021-15113076 Управлением приостановлены действия по государственной регистрации права собственности по заявленному объекту. Причиной, препятствующей государственной регистрации права собственности поселения Московский на заявленный объект недвижимости, указано отсутствие документов, подтверждающих приобретение или отнесение заявленного к регистрации помещения к собственности поселения.
В целях устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, администрацией поселения Московский в Управление направлены дополнения к заявлению, содержащие подробные разъяснения об обоснованности государственной регистрации права муниципальной собственности поселения Московский в отношении помещения N 4 на основании приложенных к заявлению документов.
В соответствии с уведомлением от 02.07.2021 N КУВД-001/2021-15113076/2 Управлением принято решение, что представленные администрацией поселения Московский документы не устраняют причин приостановления государственной регистрации.
27.07.2021 Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности поселения Московский в отношении помещения N 4 по причине отсутствия документов, подтверждающих приобретение или отнесение заявленного к регистрации помещения к собственности поселения Московский.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании норм права судом первой инстанции и неверной оценкой представленных сторонами доказательств, признаются коллегией несостоятельными.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
Доводы Управления о необходимости подтверждения соответствия конкретных объектов требованиям приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, являются необоснованными.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1994 N 3020-1.
В соответствии с п. 5 Информационного письма президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты указанные в приложении 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, вне зависимости от того, включены ли перечисленные в приложении 3 объекты в перечень, утвержденный органом местного самоуправления в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.07.1998 N 80/98 по делу N 9-189 в соответствии с которым, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности на основании положений названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорное помещение должно рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В соответствии ст. 17 Закона г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" представительный орган местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования, принимает решения, станавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Уставом поселения Московский определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции Совета депутатов поселения Московский. Решение Совета депутатов поселения Московский от 25.03.2021 N 8/37 о принятии в муниципальную собственность поселения Московский нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110205:1850 принято в рамках компетенции Совета депутатов и является достаточным основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования в отношении указанного объекта.
Суд апелляционной инстанции установил, что в представленном пакете документов на государственную регистрацию имеется ответ Департамента городского имущества города Москвы от 03.03.2021 N ДГИ-Э-15622/21 об отсутствии в реестре собственности Москвы указанного нежилого помещения, как и ответ Ленинского городского округа Московской области от 09.03.2021 об отсутствии указанного нежилого помещения в реестре муниципальной собственности Ленинского района Московской области.
При указанных обстоятельствах судом дана надлежащая оценка выписке из реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Лискинского муниципального района Воронежской области как правоподтверждающему документу в отношении спорного нежилого помещения.
Учитывая изложенное, доводы Управления об отсутствии в заявлении документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности в отношении нежилого помещения N 4, с учетом совокупности приложенных к заявлению и имевшихся в распоряжении Управления документов, являются необоснованными.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:21:0110205:1850, расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, п. Институт Полиомиелита, д. 4, пом. 4, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.
Принимая во внимание фактические обстоятельства спора и нормы материального права, его регулирующие, коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2021 по делу N А40-192618/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192618/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКИЙ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ