г. Москва |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А40-157293/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управлению Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2021 по делу N А40-157293/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконными уведомлений
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Гибадуллин И.М. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Управления Росреестра по г. Москве, оформленных уведомлениями от 26.04.2021 N КУВД001/2021-1118470/3, N КУВД-001/2021-1262960/3, N КУВД-001/2021-1119178/3, N КУВД001/2021-1118902/3, N КУВД001/2021-1118892/3, N КУВД-001/2021- 1118497/3 об отказе в осуществлении действий по снятию c государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества и обязании.
Решением от 26.11.2021 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил в части.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Представитель Росреестра в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные департаментом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчик не доказал законности и обоснованности оспоренного решения.
Рассмотрев спор повторно, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает указанный вывод суда правильным.
При этом, коллегия считает необходимым отметить следующее.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями от 18.01.2021 N КУВД-001/2021-1118470, от 19.01.2021 N КУВД001/2021-1262960, от 18.01.2021 N КУВД-001/2021-1119178, от 18.01.2021 N КУВД001/2021-1118902, от 18.01.2021 N КУВД-001/2021-1118892, от 18.01.2021 N КУВД001/2021-1118497 об осуществлении действий по снятию c государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимого имущества: с кадастровым номером 77:01:0005011:1010, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кооперативная, д. 16, строен. 6; с кадастровым номером 77:01:0004042:1023, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Красногвардейский 1-й, д. 28а, строен. 8; с кадастровым номером 77:01:0004046:1032, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Шмитовский, д. 39г, строен. 1; с кадастровым номером 77:01:0004044:1074, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Магистральная 2-я, д. 3, строен. 17; с кадастровым номером 77:01:0004016:1062, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Лесной 3-й, д. 12, строен. 1; с кадастровым номером 77:01:0005010:1033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Трубецкая, д. 28, строен. 18 (далее - Объекты).
Однако по результатам рассмотрения указанных заявлений Управлением Росреестра по Москве были приняты Уведомления от 26.04.2021 N КУВД-001/2021- 1118470/3, N КУВД-001/2021-1262960/3, N КУВД-001/2021-1119178/3, N КУВД001/2021-1118902/3, N КУВД-001/2021-1118892/3, N КУВД-001/2021-1118497/3 об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в связи с отсутствием необходимых документов.
Не согласившись с указанными решениями Управления Росреестра по Москве, посчитав их незаконными, необоснованными и нарушающими права и законные интересы Департамента в сфере экономической деятельности, Департамент обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части оспаривания уведомления от 26.04.2021 N КУВД-001/2021-1118902/3, суд установил, что в материалы дела предоставлена выписка из ЕГРН, согласно которой объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004044:1074 снят с кадастрового учета 12.07.2021.
Таким образом, на момент вынесения настоящего решения объективных и безусловных нарушений оспариваемым уведомлением от 26.04.2021 N КУВД001/2021-1118902/3 прав и законных интересов заявителя не установлено.
Удовлетворяя требования в остальной части, суд верно установил следующее.
Снятие с кадастрового учета объектов недвижимости осуществляется путем проведения кадастровых работ и подготовки актов обследования кадастровым инженером в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее- Требованиями N 861).
Согласно пп.7 п.2 ст.14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта- план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ, являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями N 861 установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом, Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Более того, абз.2 п.3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
Кадастровым инженером в Заключении акта обследования указывается причина неиспользования документов, подтверждающих прекращение существования вышеуказанного объекта.
В данном случае, департаментом представлены регистрирующему органу Акты обследования объекта недвижимости.
В материалы регистрационных дел к актам обследования были приложены следующие документы, подтверждающие прекращение существования объекта: - Акт обследования от 24.09.2020 N Б/Н, подготовленный управой района Хамовники города Москвы, о подтверждении сноса объекта с кадастровым номером 77:01:0005011:1010, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кооперативная, д. 16, строен. 6; - Акт обследования от 22.09.2020, подготовленный управой Пресненского района города Москвы, о подтверждении сноса объекта с кадастровым номером 77:01:0004042:1023, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Красногвардейский 1-й, д. 28а, строен. 8; - Акт обследования от 22.09.2020, подготовленный управой Пресненского района города Москвы, о подтверждении сноса объекта с кадастровым номером 77:01:0004046:1032, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Шмитовский, д. 39г, строен. 1; - Акт обследования от 21.09.2020, подготовленный управой Тверского района города Москвы, о подтверждении сноса объекта с кадастровым номером 77:01:0004016:1062, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Лесной 3-й, д. 12, строен. 1; - Акт обследования от 23.09.2020 N Б/Н, подготовленный управой района Хамовники города Москвы, о подтверждении сноса объекта с кадастровым номером 77:01:0005010:1033, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Трубецкая, д. 28, строен. 18.
Департаментом в материалы регистрационного дела представлены все необходимые для осуществления учетно-регистрационных действий документы.
В силу ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Исходя из изложенного, уничтожение вещи, как действие, есть явление фактического, а не правового порядка, а факт, как известно, возникает при наличии обстоятельств, свидетельствующих о его свершении и, не может быть поставлен в зависимость от усмотрения законности этого факта.
Отсутствие разрешительной документации на производство работ связанных со сносом объекта капитального строительства, в данном случае, не являлось препятствием к осуществлению Управлением учетных действий.
Таким образом, документы, подтверждающие снос спорного объекта, повторно проверены судебной коллегией в порядке ст.71 АПК РФ и признаны соответствующими вышеуказанным нормативным требованиям и достаточными для внесения соответствующей записи в ЕГРН.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о недоказанности ответчиком законности принятого решения и о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2021 по делу N А40-157293/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157293/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ