г. Саратов |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А12-26596/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, В.В. Землянниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д.30, ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу N А12-26596/2021
по заявлению акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 14, ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д.30, ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании при использовании систем ВКС при Арбитражного суда Волгоградской области представителей Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - А.В. Пироговой по доверенности от 20.12.2021, сроком по 31.12.2022, от акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - С.А. Парамоновой по доверенности от 23.12.2021, сроком по 01.01.2023.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (ПАО "Волгоградэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее Комитет ) от 15.07.2021 N 354-г/2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года предписание Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 15.07.2021 N 354-г/2021 признано недействительным.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее Комитет) не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Комитетом у Общества истребованы все документы по соблюдению сроков проведения проверок, в том числе и за 2020 г. и за 2021 год, документы Обществом не представлены.
В судебное заседание явились представители Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа и акционерного общества "Волгоградэнергосбыт".
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Представитель Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу N А12-26596/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу N А12-26596/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее также Комитет) на основании приказа от 04.06.2021 г. N 354-Г/2021 проведена внеплановая документарная проверка по вопросу исполнения ПАО "Волгоградэнергосбыт" требований п.п. "е" п.31, п.82, п.83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, (далее Правила) по адресу Волгоградская область, г. Волжский, ул. им. Рихарда Зорге, д.20 за истекший период 2021 года.
В ходе проверки установлено, что Обществом не представлены сведения и документы, подтверждающие проведение проверок состояния установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии и достоверности представленных потребителями сведений о показаниях данных индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах МКД N 20 по ул. Зорге в соответствии с требованиями действующего законодательства. В период с 01.01.2021 г. по настоящее время в МКД N 20 по ул. Зорге проверки, указанные в п. 82 Правил Обществом не проводились.
Результаты проверки отражены в акте внеплановой проверки N 354-г/2021 от 15.07.2021.
По результатам внеплановой проверки, Комитетом Обществу выдано предписание N 354-г/2021 от 15.07.2021: провести проверку индивидуального прибора учета электроэнергии в жилых помещениях многоквартирного дома N 20, по ул. Р.Зорге, г. Волжского, проведение которой предусмотрено "е" п.31, п.82, п.83 Правил предоставления коммунальных услуг, срок выполнения предписания - 04.10.2021.
Общество, не согласившись с вынесенным Комитетом предписанием, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание N 354-г/2021 от 15.07.2021 возлагает на ПАО "Волгоградэнергосбыт" дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, чем нарушает права ПАО "Волгоградэнергосбыт".
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В силу ч.1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, выявление, и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами установленных жилищным законодательством.
Согласно ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора. муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Частью 3 ст. 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).
Пунктом 1 ч.1 ст. 17 Закона установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из п.п.1, 5, 6 ст. 2 Закона следует, что проверка юридических лиц является основным элементом государственного контроля, в ходе которой производится оценка соответствия осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, то есть требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.
Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В силу постановления Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.11.2017 N 6733 "Об определении уполномоченного органа на организацию и осуществление государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" органом, уполномоченным на организацию и осуществления государственного жилищного надзора на территории городского округа - город Волжский является отдел муниципального жилищного контроля комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский.
Материалами дела установлено, что в орган муниципального жилищного контроля поступило обращение (peг. N 15/876 от 20.05.2021) гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 20 по ул. Р.Зорге, по вопросу исполнения ПАО "Волгоградэнергосбыт" требований п.п. "е" п. 31, п. 82, п. 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила) в многоквартирном доме N 20 по ул. Зорге.
Многоквартирный дом N 20 по ул. Р.Зорге находится на непосредственном способе управления многоквартирным домом.
При непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению является ПАО "Волгоградэнергосбыт".
В соответствии с п.п. "ж" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
Согласно п.82 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов \учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Согласно п. 83 Правил, проверки, указанные в п.82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В случае если требуется доступ в жилое или нежилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, указанные проверки проводятся в согласованные с потребителем дату и время в порядке, предусмотренном п.85 настоящих Правил, а в отношении жилых помещений - не чаще 1 раза в 3 месяца.
Проверки в отношении приборов учета электрической энергии, установленных в нежилых помещениях, электроснабжение которых осуществляется без использования общедомового имущества в многоквартирном доме, проводятся в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
По результатам обращения отделом муниципального жилищного контроля составлено мотивированное представление от 04.06.2021 г., из содержания которого следует, что исходя из доводов обращения усматриваются факты нарушения Обществом законодательства в части исполнения Обществом п.п. "е" п.31, п.82, п.83 Правил от 06.05.2011 N 354 по адресу Волгоградская область, г. Волжский, ул. им. Рихарда Зорге, д.20 за истекший период 2021 года.
04.06.2021 г. Комитетом вынесен приказ N 354-г/2021 о проведении в отношении Общества внеплановой документарной проверки.
Согласно п.6 приказа Комитета N 354-г/2021 от 04.06.2021 целью проведения проверки является рассмотрение обращения гражданина по вопросу соблюдения п.п. "е" п.31, п.82, п.83 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила) по адресу Волгоградская область, г. Волжский, ул. им. Рихарда Зорге, д.20 за истекший период 2021 года. Результаты рассмотрения указанного обращения отражены в мотивированном представлении для проведения проверки от 04.06.2021 г.
04.06.2021 за исх. N 15/5747 Комитетом в адрес Общества направлен запрос о предоставлении:
- сведений об оборудовании жилых помещений МКД N 20 по ул. Р. Зорге индивидуальными приборами учета электроэнергии,
- сведений о проведенных ПАО "Волгоградэнергосбыт" проверках состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета в жилых помещениях указанного многоквартирного дома, факта их наличия или отсутствия, а также о проведенных проверках достоверности представленных потребителем жилых помещений указанного многоквартирного дома сведений о показаниях индивидуального прибора учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки с приложением подтверждающих документов за истекший период 2021 года (проведение проверок предусмотрено п. 82 Правил);
- сведений о соблюдении ПАО "Волгоградэнергосбыт" сроков проведения указанных проверок, предусмотренных п. 83 Правил,
- сведений о выявлении фактов расхождения показаний по итогам проверки индивидуальных приборов учета и произведенных в результате проверки перерасчетах платы за коммунальную услугу потребителям жилых помещений указанного многоквартирного дома с приложением подтверждающих документов.
ПАО "Волгоградэнергосбыт" за исх. N 18/3226 от 15.06.2021 предоставило сведения, согласно которым, жилые помещения многоквартирного дома N 20 по ул. Р.Зорге г. Волжского оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии. Обществом указано, что в период с 01.01.2021 по настоящее время в многоквартирном доме N 20 по ул. Р.Зорге, г. Волжский, Волгоградская область, проверки, указанные в п.82 Правил ПАО "Волгорадэнергосбыт" не проводились.
Результаты проверки отражены в акте внеплановой проверки N 354-г/2021 от 15.07.2021, из которого следует, что в ходе проведения проверки исполнения Обществом требований п.п. "е" п.31, п.82, п.83 Правил N 354 в МКД N 20 по ул. Зорге за истекший 2021 г. установлено, что Обществом не представлены сведения и документы, подтверждающие проведение проверок состояния установленных индивидуальных приборов учета электрической энергии и достоверности представленных потребителями сведений о показаниях данных индивидуальных приборов учета в МКД N 20 по ул. Зорге в соответствии с требованиями действующего законодательства. В период с 01.01.2021 г. по настоящее время в МКД N 20 по ул. Зорге проверки, указанные в п. 82 Правил, Обществом не проводились.
Таким образом, целью проверки являлся период 2021 г.
Административный орган проводил проверку и истребовал у Общества сведения только за 2021 г.
Таким образом, из мотивированного представления, приказа Комитета о проведении внеплановой проверки, запроса, акта проверки следует, что административным органом проводилась проверка и у Общества истребовались сведения только за истекший 2021 г.
Судами установлено, что на непосредственном способе управления МКД N 20 по ул. Р.Зорге находится с 18.11.2019 года.
Таким образом, годичный срок проведения проверки состояния приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях истекает 18.11.2020. Следующий годичный срок проведения указанной проверки истекает 18.11.2021.
Как указано выше, за 2021 г. срок проведения указанной проверки истекает 18.11.2021.
На момент проведения Комитетом проверки (15.07.2021 г.) предельный срок для проведения Обществом проверок состояния приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях за 2021 г. (18.11.2021 г.) не истек.
Исходя из представленных в материалы дела документов, сведения о проведении Обществом проверок за 2020 г. Комитетом у Общества не истребовались, проверка исполнения Обществом требований п.п. "е" п.31, п.82, п.83 Правил N 354 в МКД N 20 по ул. Зорге за 2020 г. Комитетом не проводилась.
Требования предписания должны соответствовать установленным нарушениям, принципам правовой определенности и исполнимости.
Таким образом, срок для исполнения оспариваемого предписания Комитетом установлен до истечения срока наличия у общества обязанности по проведению проверок индивидуальных приборов учета в 2021 году.
В период до 18.11.2021 г. Общество обязано провести проверку состояния приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях за 2021 г.
Таким образом, предельный срок исполнения указанной обязанности у Общества на момент выдачи предписания не наступил.
Доводы Комитета о том, что у Общества истребованы все документы по соблюдению сроков проведения проверок, в том числе и за 2020 г. и за 2021 год, опровергаются имеющимися в материалах дела документами, а именно, исходя из мотивированного представления, приказа Комитета о проведении внеплановой проверки, запроса, акта проверки следует, что административным органом проводилась проверка и у Общества истребовались сведения только за истекший 2021 г.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у уполномоченного органа при вынесении предписания отсутствовало право возлагать на Общество дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
Рассматриваемое предписание N 354-г/2021 от 15.07.2021 возлагает на ПАО "Волгоградэнергосбыт" дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, чем нарушает права ПАО "Волгоградэнергосбыт", поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание Комитета N 354-г/2021 от 15.07.2021 является незаконным и нарушает права общества в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу N А12-26596/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26596/2021
Истец: ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области