город Томск |
|
9 марта 2022 г. |
Дело N А67-10263/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области (07АП-282/2022) на решение 20.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10263/2021 (судья Е.В. Чиндина) по заявлению Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области, ИНН 7017143465, ОГРН 1067017142246, г. Томск, пл. Ленина, 111 стр. 2 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" (634067, Томская область, г. Томск, Кузовлевский тракт, дом 2, кабинет 202; ОГРН 1037000135920, ИНН 7017075536) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие:
от Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области: Горносталева А.О. по доверенности от 30.12.2021 (по 31.12.2022),
от общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим": Тецлова В.В. по доверенности от 19.12.2019 (по 31.12.2022).
УСТАНОВИЛ:
Главная инспекция государственного строительного надзора Томской области (далее - Инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" (далее - ООО "Томскнефтехим", ответчик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 20.12.2021 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апеллянта не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно материалам дела, ООО "Томскхимстрой" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску 14.07.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037000135920.
На основании распоряжения начальника Инспекции от 07.07.2021 N 1/54-20-РСП2 в отношении ООО "Томскнефтехим" в период с 21.07.2021 по 17.08.2021 на объекте: "Установка на производстве мономеров турбогенератора использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ ООО "Томскнефтехим"", расположенном по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, к. 202, проведена внеплановая выездная проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений градостроительного законодательства.
17.08.2021 по результатам проверки составлен акт N 1/54-20-АК2 с указанием выявленных нарушений, выдано предписание N 1/54-20-ПР1 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 17.08.2021 в отношении объекта капитального строительства: "Установка на производстве мономеров турбогенератора использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ ООО "Томскнефтехим"", расположенного по адресу: г. 3 Томск, Кузовлевский тракт, 2, к. 202, в срок до 20.09.2021 ООО "Томскнефтехим" необходимо устранить нарушения, выявленные в ходе проверки.
Должностным лицом Инспекции в соответствие с распоряжением от 23.09.2021 N 1/54-20-РСП3 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Томскнефтехим" в целях проверки выполнения предписания от 17.08.2021N 1/54-20-ПР1, срок исполнения которого истек 20.09.2021, по ее результатам составлен акт проверки от 20.10.2021 N 1/54-20-АК3, содержащий указания на выявленные нарушения.
Согласно акту проверки от 20.10.2021 должностным лицом Инспекции установлено факт не исполнения пункта 16 предписания N 1/54-20-ПР1 от 17.08.2021.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые являются членами саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства должны осуществлять работы только на основании договоров о строительстве, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
Согласно части 3.2 статьи 52 ГрК РФ в случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Строительство этапами данного объекта разрешением на строительство от 05.12.2020 N 70- 301000-089-2019 не предусмотрено.
Таким образом, для осуществления строительства объекта капитального строительства застройщиком должен быть заключен один договор строительного подряда о строительстве объекта: "Установка на производстве мономеров турбогенератор использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ ООО "Томскнефтехим"", расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский такт, 2 стр. 202.
Застройщик - ООО "Томскнефтехим" для строительства объекта: "Установка на производстве мономеров турбогенератора использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ ООО "Томскнефтехим"" вместо одного договора строительного подряда о строительстве данного объекта заключил несколько договоров строительного подряда на отдельные работы:
- от 03.04.2018 N ТНХ.3924 между ООО "Томскнефтехим" и ООО "ОК "СШС" на строительно-монтажные и пусконаладочные работы;
- от 10.12.2020 N б/н между ООО "Томскнефтехим" и ООО "ОК "СШС" на выполнение работ по проекту "Установка на производстве монометров турбогенератора, использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ";
- от 18.02.2021 N б/н между ООО "Томскнефтехим" и ООО "ОК "СШС" на выполнение работ по новому строительству в рамках проекта "Установка на производстве монометров турбогенератора, использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ";
- от 30.04.2019 N ТНХ.4703 между ООО "Томскнефтехим" и ООО "Химремонт" на выполнение строительно-монтажных работ (с приложением), дополнительное к нему соглашение от 02.03.2021 N ТНХ.4703-32 на выполнение работ по проекту "Установка на производстве монометров турбогенератора, использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ";
- от 06.05.2019 N ТНХ.4704 между ООО "Томскнефтехим" и ООО "Томинвест" на выполнение строительно-монтажных работ (с приложением), дополнительное к нему соглашение от 05.03.2021 N ТНХ.4704-48 на выполнение работ по проекту "Установка на производстве монометр турбогенератора, использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ"".
Во исполнение пункта 16 предписания от 17.08.2021 N 1/54-20-ПР1 застройщик ООО "Томскнефтехим" не обеспечил строительство данного объекта на основании договора о строительстве, заключенного с одним лицом, осуществляющим строительство. Работы по строительству данного объекта по вышеуказанным договорам продолжаются до настоящего времени в отсутствие одного договора строительного подряда на строительство объекта.
17.11.2021 должностным лицом Инспекции в отношении ООО "Томскнефтехим" составлен протокол N 1/54-20-ПРТ2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в котором зафиксировано неисполнение пункта 16 предписания от 17.08.2021N 1/54-20-ПР1, срок исполнения которого истек 20.09.2021.
В порядке пункта 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ООО "Томскнефтехим" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
Отношения, связанные с обеспечением безопасности строящихся объектов капитального строительства (состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде) регламентированы градостроительным законодательством Российской Федерации, в частности, ГрК РФ, изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, техническими регламентами, строительными нормами и правилами (СНиП), другими нормативными документами.
На основании статьи 1 ГрК РФ, объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство, которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Строительством является создание зданий, строений, сооружений.
Согласно статье 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных этим Кодексом.
Частью 6 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено право органов государственного строительного надзора в случае выявления нарушений выдавать предписания по результатам проведенных проверок.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство (застройщик или технический заказчик либо лицо, осуществляющее строительство на основании договора), обязано обеспечить устранение выявленных нарушений.
На основании пункта 8 статьи 54 ГрК РФ Правительство Российской Федерации утвердило Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение).
В силу пункта 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
Из материалов дела следует, что вменяя обществу административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, административный орган исходил из доказанности факта события административного правонарушения, состоящего в неисполнении в установленный срок пункта 16 законного предписания органа, осуществляющего строительный надзор.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ проверил на соответствие законодательству пункта 16 предписания, неисполнение которого вменяется обществу.
Из материалов дела следует, что в июле - августе 2021года в ходе проверки соблюдения ООО "Томскнефтехим" градостроительного законодательства на объекте капитального строительства: "Установка на производстве мономеров турбогенератора использующего перепад давлений срабатываемый на РОУ ООО "Томскнефтехим"", расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, к. 202, установлено нарушение требований частей 2, 3.2 статьи 52 ГрК РФ, выразившееся в осуществлении строительства данного объекта по нескольким договорам строительного подряда на отдельные работы, а одного договора о строительстве с одним лицом, осуществляющим строительство, Указанное нарушение включено в требование от 17.08.2021 N 1/54-20- ПР1 (пункт 16).
Из положений части 6 статьи 19.5 КоАП РФ следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности предписания, неисполнение которого вменяется обществу.
Предписание должностного лица государственного органа должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Выданное обществу предписание от 17.08.2021017 N 1/54-20-ПР1 содержит требования, не отвечающие условиям законности.
Положения пункта 2 статьи 52 ГрК РФ устанавливают требования о необходимости наличия у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Какого-либо ограничения относительно количества заключаемых договоров норма пункта 2 статьи 52 ГрК РФ не содержит.
Согласно части 3.2 статьи 52 ГрК РФ урегулирована возможность привлечения застройщиком или техническим заказчиком индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, являющихся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства. В тоже время, из указанных положений также не следует прямого запрета на заключение договоров строительного подряда с несколькими подрядчиками при отсутствии этапов строительства.
Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда
Данное положение предусматривает множественность подрядных организаций, возможность привлечения нескольких подрядных организаций на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Исходя из положений статей 706, 740 Гражданского кодекса Российской Федерации застройщик вправе заключить договор строительного подряда с лицом, являющимся генеральным подрядчиком, либо может заключать договоры подряда на выполнение отдельных строительно-монтажных работ с другими лицами, и в данном случае он сам будет выполнять функции генерального подрядчика по отношению к привлекаемым подрядчикам.
Указанные выводы также подтверждаются письмом Минстроя России от 22.06.2020 N 23733-СГ/08 "О заключении договора строительного подряда".
В связи с этим заключение ООО "Томскнефтехим" нескольких договоров с разными лицами на выполнение подрядных работ не является нарушением требований частей 2, 3.2 статьи 52 ГрК РФ.
Обязательства по каждому из заключенных с несколькими подрядными организациями договоров на разные виды работ превышает более 3 миллионов рублей; все привлеченные подрядные организации являются членами саморегулируемых организаций с правом выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств наличия состава вменяемого обществу административного правонарушения.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10263/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-10263/2021
Истец: Главная инспекция государственного строительного надзора Томской области
Ответчик: ООО "ТОМСКНЕФТЕХИМ"