город Москва |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А40-206480/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2021
по делу N А40-206480/21
по заявлению Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом в городе Москве
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решение от 25.06.2021,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в городе Москве (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, которое судом удовлетворено протокольным определением от 16.12.2021 в порядке ст.49 АПК РФ) в котором просит признать незаконным, отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Ответчик, заинтересованное лицо) от 25.06.2021 N КУВД-001/2021-9375402/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0002007:2199, площадью 19452,8 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 43, а так же обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в месячный срок с даты вступления решения в законную силу, осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0002007:2199, площадью 19452,8 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 43.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 25.06.2021 N КУВД- 001/2021-9375402/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0002007:2199, площадью 19452,8 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 43, признано незаконным и отменено.
Суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в месячный срок с даты вступления решения в законную силу, осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0002007:2199, площадью 19452,8 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 43.
Управление Росреестра по г. Москве не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав в обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Территориальное управление) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением N MFC-0558/2021-437318-1 об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0002007:2199, площадью 19452,8 кв.м и степенью готовности 99 %, расположенный по адресу: г, Москва, ул. Лосиноостровская, д. 43.
Сообщением от 25.06.2021 N КУВД-001/2021-9375402/2 Управление Росреестра по Москве уведомило Территориальное управление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0002007:2199" площадью 19452,8 кв.м. и степенью готовности 99 %,. расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 43.
Отказывая в регистрации права федеральной собственности, Управление Росреестра по Москве указал, что правоустанавливающие документы, содержащие сведения о заявленном к регистрации объекте, необходимые для государственной регистрации и являющиеся основанием возникновения заявленных прав собственности, в материалы регистрационного дела не представлены.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, имущественный комплекс НУЗ "ЦКБ N 2 им. Семашко" состоит из земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:5 площадью 10,87 га по адресу: г, Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 43, 14 строений общей площадью 22848 кв.м и 11 объектов инженерно-коммунального назначения.
Указанные объекты недвижимости и земельный участок находятся в собственности ОАО "РЖД".
В границах указанного земельного участка также расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:03:0002001:2199 по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 43 (далее - Объект), Объект в эксплуатацию не введен, при этом его площадь составляет 19 452,8 кв.м, степень готовности - 99%. Право собственности на него не зарегистрировано.
Строительство Объекта началось в конце 80-х, гг. за счет средств федерального бюджета, Заказчиком строительства выступало Государственное предприятие "Министерство путей сообщения Российской Федерации Департамент здравоохранения Группа заказчика по строительству больниц и поликлиник", проектировщиком - Федеральное государственное предприятие "Медсервис Минздрава Российской Федерации Проектный институт", генеральным подрядчиком - ГУН "Желдортрест МПС СУ-2".
При акционировании Объект не вошел в перечень приватизируемого ОАО "РЖД" имущества.
На основании статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 Ш78-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее Закон о приватизации) открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 Закона о приватизации, со всеми изменениями в составе стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого предприятия.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства включены в перечень недвижимых вещей.
В соответствии с Приложением 2 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - Постановление) учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в Приложении 3 к Постановлению (не входящие в составе имущества предприятий) относятся к федеральной собственности и могут передаваться в собственность субъекта РФ.
Если право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества возникло на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", то на государственную регистрацию нрава собственности Российской Федерации достаточно представить документальное подтверждение наличия права федеральной собственности.
Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации указанное Постановление может быть только в случае, если объекты фактически уже существовали на момент вступления в силу данного Постановления, то есть были созданы до 1992 года.
Довод жалобы, что Объект создан после принятия Постановления и не мог быть включен в состав приложения 1, отклоняется. Строительство Объекта началось в конце 80-х, гг. за счет средств федерального бюджета, Заказчиком строительства выступало Государственное предприятие "Министерство путей сообщения Российской Федерации Департамент здравоохранения Группа заказчика по строительству больниц и поликлиник", проектировщиком - Федеральное государственное предприятие "Медсервис Минздрава Российской Федерации Проектный институт", генеральным подрядчиком - ГУН "Желдортрест МПС СУ-2". Объект не завершен.
Принимая тот факт, что заказчиком строительства указанного Объекта незавершенного строительства выступало Государственное предприятие "Министерство путей сообщения Российской Федерации Департамент здравоохранения Группа заказчика по строительству больниц и поликлиник", а также, что Объект не вошел в состав приватизируемого имущества ОАО "РЖД", то указанный Объект является собственностью Российской Федерации.
В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации, а также п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 N 96 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Госкомимуществу.
Также, Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 N 2030 "О внесении изменения в Положение о Федеральном дорожном агентстве" Заявитель наделен правом принимать решения об установлении публичных сервитутов в отношении объектов федерального значения, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в случаях, установленных указанным Федеральным законом.
Поскольку Заявитель обратился с заявлением о регистрации права после 05.12.2020, суд первой инстанции правомерно признал, что правоустанавливающие документы, содержащие сведения о заявленном к регистрации объекте представлены, следовательно оснований для отказа в регистрации права не установлено.
Согласно статье 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. Между тем, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, Росимуществом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, Заявителем при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных требований, суд первой инстанции правомерно обязал Заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2021 по делу N А40-206480/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206480/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"