город Томск |
|
9 марта 2022 г. |
Дело N А03-6785/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Зайцевой О. О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газтехно" (N 07АП-11775/2021) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.10.2021 по делу N А03-6785/2021 (судья Куличкова Л.Г.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газтехно" (ИНН 2207010016, ОГРН 1152207000054, 658705, г.Камень-на Оби, Каменский район Алтайского края, ул. Барнаульский тр-т, 24) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, г.Барнаул, ул. Молодежная, 1) о признании незаконным постановления N 39/2021 от 20.04.2021 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Чурсина Ю. Г. по дов. от 10.01.2022, диплом,
От административного органа: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газтехно" (далее - заявитель, Общество, ООО "Газтехно") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным постановления N 39/2021 от 20.04.2021 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Далеченко A.M. ошибочно или намеренно было указано на приобретение сжиженного газа у ООО "Газтехно", с учетом того, что подлинность представленного чека не устанавливалась. Также заявитель ссылается на отсутствие установленного события и состава административного правонарушения, ООО "Газтехно" не осуществляет реализацию сжиженного газа для бытовых нужд населения, такой факт не был установлен, в связи с чем не обязано обращаться за установлением тарифа.
В уточненной апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом неверно квалифицированы отношения сторон в связи с реализацией сжиженного газа в баллонах.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апеллянта не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно информации из ЕГРЮЛ, ООО "Газтехно" зарегистрировано 20.03.2015 Межрайонной ИФНС России N 16 по Алтайскому краю с присвоением государственного регистрационного номера ОГРН 1152207000054, идентификационного номера налогоплательщика ИНН 2207010016 с кодом причины постановки на учет (КПП) 220701001 по юридическому адресу: 659303, Алтайский край, Каменский район, г.Камень-на-Оби, ул. Барнаульский тракт, 24. Основным видом деятельности ООО "Газтехно" является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах. Одним из дополнительных видов деятельности Общества, является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. Директором Общества с момента его регистрации 20.03.2015 и единственным учредителем является Нефедов Николай Иванович.
05.03.2021 в общественную приемную Управления по тарифам поступило обращение гр. Далеченко А.М. о произвольном изменении ООО "Газтехно" цены на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению для бытовых нужд.
27.11.2020 гр. Далеченко А.М. приобретал в ООО "Газтехно" 20 кг сжиженного газа в баллоне с места промежуточного хранения по цене 42 руб./кг на общую сумму 840 руб.
16.02.2021 гр. Далеченко А.М. приобрел в Обществе с места промежуточного хранения такое же количество сжиженного газа в баллоне на общую сумму 1000 руб., в связи с чем полагает, что применяя указанные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, Общество нарушает предельные максимальные цены на сжиженный газ, установленные решением Управления по тарифам от 10.06.2020 N 59.
К обращению приложена фотокопия кассового чека N 00019 о реализации 16.02.2021 в 11 часов 40 минут ООО "Газтехно" покупателю баллона с сжиженным газом массой 10 кг. (объемом 27 литров) по цене 500,00 руб., и баллона с сжиженным газом массой 20 кг. (объемом 50 литров) по цене 1000,00 руб.
На основании проведенных контрольных мероприятий без взаимодействия с ООО "Газтехно", в действиях Общества консультант контрольно-ревизионного отдела управления по тарифам установил данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и возбудил производство по делу о данном административном правонарушении.
Управлением 30.03.2021 составлен протокол N 39/2021 об административном правонарушении и 20.04.2021 вынесено постановление N 39/2021 о привлечении ООО "Газтехно" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях ООО "Газтехно" события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения порядка привлечения к административной ответственности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Объективной стороной выступает нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектами административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с абзацами 8, 9, 10 статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правительство РФ в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в. соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, порядок использования газа в качестве топлива.
Согласно подпункта "е.1" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", государственному регулированию на территории РФ подлежит розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
Пунктом 8 вышеуказанного постановления Правительства РФ установлено, что розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.08.2019 N 1072/19 утверждены методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктами 1, 2 Методических указаний, данные указания определяют порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств (далее - розничные цены), и основные принципы регулирования розничных цен. Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с Методическими указаниями, применяются организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности (далее - субъекты регулирования), при реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд (пищеприготовление, отопление, горячее водоснабжение).
Пунктом 17 Методических указаний установлено, что для утверждения (пересмотра) розничных цен субъект регулирования вместе с заявлением об установлении (пересмотре) розничных цен представляет в регулирующий орган следующие материалы: расчет розничных цен с обосновывающими материалами в соответствии с Приложениями N N 1- 11 к Методическим указаниям; годовую бухгалтерскую отчетность субъекта регулирования за последние три года; квартальную бухгалтерскую отчетность субъекта регулирования на последнюю отчетную дату; постатейное обоснование изменения размера расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и расходов на ее производство по регулируемому виду деятельности; обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности; планы капитальных вложений субъекта регулирования на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре розничных цен расходов на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды; сравнительные данные по статьям расходов по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
Представляемые расчетные и обосновывающие материалы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта регулирования.
В 2020 году действовали розничные цены на реализуемый населению сжиженный газ, утвержденные решением управления по тарифам от 24.04.2019 N 64 "Об утверждении предельных максимальных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств" (в редакции от 27.12.2019 N 591, от 10.06.2020 N 60). Данным решением предельная максимальная розничная цена на сжиженный газ в баллонах, реализуемый гражданам для бытовых нужд с мест промежуточного хранения (склада), была установлена в размере 38,10 руб./кг.
Указанное решение утратило силу с 01.01.2021.
Судом установлено, что с заявлением для утверждения на 2021 год розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, ООО "Газтехно" в Управление по тарифам не обращалось.
Отклоняя довод заявителя о том, что имеющиеся в материалах дела кассовые чеки не могут свидетельствовать, что сжиженный газ в баллонах приобретался у общества для бытовых нужд, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В материалах дела имеется фотокопия кассового чека от 16.02.2021, приложенная к обращению гр. Далеченко А.М., из которого следует, что ООО "Газтехно" 16.02.2021 в 11 часов 40 минут продало баллон 7 (27 л.) со сжиженным газом массой 10 кг по цене 500 руб. за баллон, и баллон (50 л.) со сжиженным газом массой 20 кг по цене 1000 руб. за баллон.
Из содержания обращения Далеченко А.М. следует, что сжиженный газ в баллонах Общество реализовало ему на автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: г.Камень-на- Оби, ул. Барнаульский тракт, 24; реализация газа в баллонах производилась и ранее.
Факт принадлежности указанной автомобильной газозаправочной станции Обществу не оспорен.
Как верно отметил суд первой инстанции, реализация сжиженного газа в баллонах объемом 27 и 50 литров не исключает возможность приобретения сжиженного газа с целью его использования для бытовых нужд.
При этом ООО "Газтехно" не представило доводов и не обосновало, почему, по его мнению, газовые баллоны объемом 27 и 50 литров со сжиженным газом, которые Общество реализует в розницу гражданам, не могут применяться для бытовых нужд.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия ООО "Газтехно" правильно квалифицированы Управлением по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Реализация регулируемым субъектом населению для бытовых нужд сжиженного газа в баллонах по розничной цене, которая не устанавливалась Управлением по тарифам, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ - нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Заявитель ошибочно полагает, что реализация сжиженного газа в баллонах населению для бытовых нужд может осуществляться лишь в рамках оказания коммунальных (коммунально-бытовых) услуг.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), на которые заявитель ссылается в апелляционной жалобе, регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (пункт 1 Правил N 549).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 549 под "газом, поставляемым для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" понимается являющийся предметом договора природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки. Сжиженный углеводородный газ в баллонах объемом 10 л. и 20 л. не является сжиженным углеводородным газом, поставляемым из резервуарной или групповой баллонной установки.
Поэтому реализацию сжиженный углеводородного газа в баллонах указанных объемов, а также других объемов, установленных соответствующим ГОСТ Правила N 549 не регламентируют.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что договор в письменной форме отсутствует, что, по мнению заявителя, подтверждает отсутствие отношений по поставке сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд населения.
Вместе с тем, наличие или отсутствие договорных отношений между покупателем Далеченко A.M. и ОАО "Алтайкрайгазсервис" на квалификацию действий ООО "Газтехно" не влияют. Реализация ООО "Газтехно" сжиженного газа в баллонах для бытовых нужд населению но розничным ценам, не утвержденным Управлением по тарифам, подтверждается материалами дела об административном правонарушении и образует в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований в сфере ценообразования услуг, подлежащих государственному регулированию, либо доказательств невозможности принятия этих мер ввиду наличия чрезвычайных или иных непреодолимых обстоятельств, в материалы дела заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины общества в совершении вмененного административного правонарушения, в связи с чем в деянии общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также срока давности привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления административного органа.
Суд первой инстанции не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При назначении наказания обществу учтено, что оно включено 01.08.2016 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве малого предприятия Алтайского края, и с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусмотренное санкцией данной статьи наказание в виде административного штрафа, заменено на предупреждение, что соответствует принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для иных выводов апелляционный суд не имеет.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Учитывая, что административное наказание установлено в виде предупреждения, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.10.2021 по делу N А03-6785/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газтехно" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6785/2021
Истец: ООО "Газтехно"
Ответчик: Управление Алтайского Края по государственному регулированию цен и тарифов