г. Москва |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А40-198673/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
Л.А.Москвиной, Бальжинимаевой Ж.Ц., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2021 по делу N А40-198673/21 (94-1358)
по заявлению ПАО "БКСМ"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решений,
при участии:
от заявителя: |
Ефимова А.Н. по дов. от 25.05.2021; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "БКСМ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление), оформленные уведомлениями от 09.08.2021 КУВД-001/2021-30437009/1, от 26.08.2021 КУВД-001/2021-30437009/3, решения об отказе в государственной постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на здание с функциональным назначением "трансформаторная подстанция", площадью 169,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Стандартная, д. 6, оформленное уведомлением от 09.11.2021 N КУВД001/2021-30437009/8. (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 01.12.2021, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Публичное акционерное общество "Бескудниковский комбинат строительных материалов" 02.07.2021 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на вспомогательный объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Стандартная, д. 6, с функциональным назначением - трансформаторная подстанция, площадью 169,3 кв.м (далее - Объект).
На государственную регистрацию Заявитель представил Заинтересованному лицу технические планы, также в пояснениях были указаны ссылки на архивные реестровые дела, в которых хранятся ранее сданные подлинники правоустанавливающих документов.
ПАО "БКСМ" является правопреемником Межхозяйственного совместного научно-производственного объединения "Бескудниковский комбинат строительных материалов" и несет права и обязанности, возникшие у Межхозяйственного совместного научно-производственного объединения "Бескудниковский комбинат строительных материалов" до момента его преобразования в акционерное общество на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы от 03.06.1994 N 1422-р, которым утвержден План приватизации АО открытого типа "Бескудниковский комбинат строительных материалов" с актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1992 (далее - План приватизации и Акт оценки).
Оригиналы указанных правоустанавливающих документов находятся в реестровом деле объектов недвижимости с номерами 77:02:0003002:1095, 77-01/00- 001/1999-18252в, 18251а, 182516, право собственности Заявителя на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Росреестром по Москве 09.08.2021 было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформленное уведомлением N КУВД-001/2021-30437009/1 (далее - Уведомление). Уведомление мотивировано тем, что в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ):
- не представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права;
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Заявителем были поданы дополнительные документы с уточненными техническими планами и приложением письменных разъяснений, в т.ч. с указанием на то, что регистрационные действия заявлены в отношении ранее учтенного Объекта с предоставлением технического плана в виду отсутствия некоторых технических характеристик Объекта в правоустанавливающих документах.
26.08.2021 ответчиком направлено уведомление N КУВД-001/2020- 30437009/3, о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно ч.1 ст.14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 данной статьи предусмотрен перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.
Частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации установлен перечень необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами).
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В жалобе Управления указано, что судом не учтено, что в Управление был представлен технический план от 30.06.2021, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, и не представлены документы, подтверждающие, что в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию, отсутствуют, что не соответствует действительности.
Судом было установлено, что ПАО "БКСМ" является правопреемником Межхозяйственного совместного научно-производственного объединения "Бескудниковский комбинат строительных материалов" и несет права и обязанности, возникшие у Межхозяйственного совместного научно-производственного объединения "Бескудниковский комбинат строительных материалов" до момента его преобразования в акционерное общество на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Москвы от 03.06.1994 N 1422-р, которым утвержден План приватизации АО открытого типа "Бескудниковский комбинат строительных материалов" с актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1992 (далее - План приватизации и Акт оценки).
В силу ч. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" (действовавшего в период передачи спорных объектов) гражданин или другое лицо приобретают право собственности на имущество, полученное по не противоречащим закону основаниям, в том числе на созданные ими вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 14 названного Закона хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
Таким образом, у соответствующего правопредшественника ПАО "БКСМ" возникло право собственности на построенные им хозяйственным способом объекты недвижимости, которое в силу закона впоследствии перешло к обществу.
Объект включен в план приватизации под инвентарным номером 56814 - здание трансформаторной подстанции N 1, год постройки 1982 - акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 МСНПО "БКСМ" (приложение N 1 (форма 1) к Плану приватизации).
В инвентарной карточке Объекта также указано, что Объект принят к учету 01.12.1982.
Объект является вспомогательным строением и выполняет обслуживающую функцию по отношению к строениям комбината, что было отражено в техническом плане.
В соответствии п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ для строительства и реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (ч. 15 ст. 55 ГрК РФ).
Подготовка технического плана, в том числе на основании декларации, обусловлена тем, что ряд характеристик Объекта, необходимых для внесения в ЕГРН, правоустанавливающие документы не содержат, проектная документация, отсутствующая в архивах, безвозвратно утеряна, что подтверждается ответом ГБУ "Центральный государственный архив города Москвы".
В составе технического плана был также представлен технический паспорт N 3152 (инвентарный N 17) на домовладение 6 по адресу: г. Москва, ул. Стандартная, составленному по состоянию на 16.09.1999 ГБУ МосгорБТИ, в котором объект учтен в разделе "IV. Основные экономические показатели строений и домовладений". Объект описан в экспликации и поэтажном плане от 2005.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (Далее - Закон N 221-ФЗ), признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества (ч. 4 ст. 69 Закона N 218-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В письме Минэкономразвития России от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4496 указано, что следует учитывать, что Законом N 218-ФЗ не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Объект был включен в Технический паспорт на домовладение, составленный по состоянию на 1999 год.
Учитывая изложенное, заявителем при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
Учитывая изложенное, вывод суда перовой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения или опровергали выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2021 по делу N А40-198673/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198673/2021
Истец: ПАО "БЕСКУДНИКОВСКИЙ КОМБИНАТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ