г. Челябинск |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А47-8098/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-6 на Войченко" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2021 по делу N А47-8098/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление-6 на Войченко" (ОГРН 1085658002638, ИНН 5604030230) (далее - ООО "Домоуправление-6 на Войченко", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, административный орган) об отмене постановления N 40/01-1311-2021 от 14.05.2021 о привлечении ООО "Домоуправление-6 на Войченко" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и прекращении производства по делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Домоуправление-6 на Войченко" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 28.12.2021 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что проверка проводилась 19.03.2021, в период таяния снега в утреннее время. Очистка от наледи производится в случае выявления ежедневно (правила N 170). С учетом погодных условий возможно образование новых сосулек в вечернее время, как и было во время проверки. В течение дня наледь убирается и утром может появиться вновь. Проводить работы по уборке наледи в вечернее время, ночное время и рано утром запрещено, кроме того, в Правилах N 170 указано, что работы по удалению наледи и сосулек производятся по мере необходимости. За каждым МКД закреплен рабочий по комплексной уборке территории. На фото не зафиксированы убранные уже подъезды, что подтверждает тот факт, что дворник приступил к своим обязанностям. Выполнение ООО "Домоуправление-6 на Войченко" своих обязательств в полном объеме подтверждается представленными актами выполненных работ. Таким образом, ООО "Домоуправление-6 на Войченко" не допускает нарушения лицензионных требований, действия общества не образуют состав административного правонарушения. Податель жалобы считает назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей чрезмерным, также указывает, что имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В адрес суда от Прокуратуры Оренбургской области, ГЖИ по Оренбургской области поступили отзывы на апелляционную жалобу, в котором указанные лица просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Судом в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные отзывы приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Оренбургская область, г. Гай, ул. Войченко, дома N 1, 1А, ул. Ленина, дома N 33, 34, 35, 36, 37, 37А, 38, 39, 40, 42, 48, 48А ул. Молодежная, дома N 67, 69, 69А, 71, 71 А, ул. Коммунистическая, дома N 6, 8, 10, 14, 16, ул. Октябрьская, дома N 56, 58, 58А избран и реализуется способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
Управление указанными домами осуществляет ООО "Домоуправление-6 на Войченко" на основании лицензии от 24.04.2015 N 00059 и договоров управления.
05.03.2021 прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга принято решение N 68 о проведении проверки соблюдения ООО "Домоуправление-6 на Войченко" требований жилищного законодательства Российской Федерации. Решением установлен срок проведения проверки - с 05.03.2021 по 02.04.2021.
Решение вручено директору общества Михейкину В.В. 05.03.2021.
В ходе проведенного прокуратурой обследования (осмотра) вышеуказанных многоквартирных домов выявлены нарушения, зафиксированные в справке о результатах проверки от 25.03.2021, а именно:
- наличие наледи (сосулек) и снежных навесов на крышах домов N 1А по ул. Войченко, N 42, 43 по ул. Ленина, N 67, 71А по ул. Молодежной г.Гая;
- не приняты меры по содержанию земельного участка многоквартирных домов N 1 по ул. Войченко, N 69, 69А, N 71 по ул. Молодежной, N 33, 34, 35, 36, 37, 37А, 38, 39, 40, 48А по ул. Ленина, N 6, 8, 10, 14, 16 по ул. Коммунистической, N 56, 58, 58А по ул. Октябрьской г. Гая в холодный период года, а именно: не осуществлена в полном объеме очистка придомовой территории от снега, не очищены крыльца площадки перед подъездами домов, не произведено сдвигание свежевыпавшего снега.
25.03.2021 заместителем Гайского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
14.05.2021 ГЖИ по Оренбургской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО "Домоуправление-6 на Войченко" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Домоуправление-6 на Войченко" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1.3 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители; 2) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители (часть 2 статьи 23.55 КоАП РФ).
Постановление N 40/01-1311-2021 от 14.05.2021 вынесено исполняющим обязанности заместителя начальника ГЖИ по Оренбургской области в пределах предоставленных полномочий.
Материалами дела подтверждается, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество было извещено заблаговременно.
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены в присутствии представителя общества Гомозовой О.С. Право на защиту общества ГУ ГЖИ не нарушено.
Приведенные обстоятельства в совокупности подтверждают факт соблюдения порядка привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушающие лицензионные требования.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, согласно пункту 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежит лицензированию (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
ООО "Домоуправление-6 на Войченко" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 24.04.2015 N 00059.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1.1. статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Так в соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее -Положение N 1110).
Подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 к лицензионным требованиям отнесены соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
При управлении многоквартирными домами управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) невыполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень), "Правил и норм технической документации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Жилищным кодексом Российской Федерации части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162.
В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции дома независимо от желания собственников отдельных помещений и включая ими соответствующих услуг в договор с управляющей организацией.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Таким образом, управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что 25.03.2021 в ходе проверки, проведенной в отношении общества, прокурором и административным органом установлены следующие нарушения:
- наличие наледи (сосулек) и снежных навесов на крышах домов N 1А по ул. Войченко, N 42, 43 по ул. Ленина, N 67, 71А по ул. Молодежной г. Гая;
- не приняты меры по содержанию земельного участка многоквартирных домов N 1 по ул. Войченко, N 69, 69А, N 71 по ул. Молодежной, N 33, 34, 35, 36, 37, 37А, 38, 39, 40, 48А по ул. Ленина, N 6, 8, 10, 14, 16 по ул. Коммунистической, N 56, 58, 58А по ул. Октябрьской г. Гая в холодный период года, а именно: не осуществлена в полном объеме очистка придомовой территории от снега, не очищены крыльца площадки перед подъездами домов, не произведено сдвигание свежевыпавшего снега.
На основании п. 4.6.1.23 Правил N 170 очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
В соответствии с подпунктом 8 пункта "д" Приложения N 4 к указанным Правилам работы по содержанию жилых домов, в том числе удаление с крыш снега и наледей, выполняются организацией по обслуживанию жилого фонда.
Постановлением N 290 установлен Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Согласно п. 7 данного перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель; проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов; проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ N 290 в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества в МКД также входят работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда.
Доводы апеллянта о проведении проверки в утреннее время, осуществлении работ по уборке от наледи и снега подлежат отклонению апелляционной коллегией в силу следующего.
Как уже было указано выше, в соответствии с пунктом 4.6.1.23 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда к работам в отношении кровли относятся работы по удалению наледей и сосулек - по мере необходимости.
Пунктом 3.2.13 Правил N 170 предусмотрено, что наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи.
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (п. 3.6.21, 3.6.22 Правил N 170).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 N 1447-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р56195-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования" (далее - ГОСТ Р56195-2014), согласно пункту 6.2 которого плановая уборка придомовой территории осуществляется ежедневно. Начинается и заканчивается, как правило, в первой половине дня в утренние часы. В результате уборки должна быть обеспечена чистая придомовая территория. Придомовая территория считается чистой и убранной, при условии, что на момент окончания уборки на этой территории отсутствует скопление снега (в зимний период).
В соответствии с п. 6.3.2 ГОСТ Р56195-2014 в перечень работ по уборке придомовой территории в зимний период включается сдвигание и подметание снега; уборка выпадающего снега начинается при достижении высоты снежного покрова более 2 сантиметров, если высота снежного покрова менее 2 сантиметров, то сразу после окончания снегопада. При непрекращающемся в течение суток снегопаде должно быть выполнено не менее 2 циклов "уборка снега, посыпка противогололедными средствами - подметание"; формирование снежных валов с необходимыми промежутками между ними; удаление с тротуаров, дорожек и дорог снега и снежно-ледяных образований. Нормативный срок полной ликвидации зимней скользкости, окончания работ по снегоочистке с момента окончания снегопада или метели не должен превышать более 3 часов.
Довод апеллянта о том, что 19.03.2019, то есть в день выявления указанного правонарушения, обществом произведены работы по очистке от снега придомовой территории, кровли от наледи и сосулек, в подтверждении чего представлены акты, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения, поскольку доказательств, подтверждающих проведение управляющей компанией мероприятий по очистке кровли и территории от скопления снега и наледи, до указанной даты, не представлено ни в период проведения проверки, ни в последующем при рассмотрении дела об административном правонарушении, кроме того, факт наличия наледи и сосулек, снега на придомовой территории на момент проведения проверки подтвержден совокупностью собранных в материалах дела об административном правонарушении доказательств, в том числе справкой инспекции от 25.03.2021, фотоматериалами, объяснениями лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Поскольку материалами дела подтверждается нарушение заявителем лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами N 1А, N 1 по ул. Войченко, N 33, 34, 35, 36, 37, 37А, 38, 39, 40, 48А,N 42, 43 по ул. Ленина, N 67, N 69, 69А, 71А по ул. Молодежной г. Гая; N 6, 8, 10, 14, 16 по ул. Коммунистической, N 56, 58, 58А по ул. Октябрьской г. Гая, следовательно, суд считает, что рассматриваемые действия (бездействия) ООО "Домоуправление-6 на Войченко" содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 данного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1. КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи статья 2.1 КоАП РФ).
Из обстоятельств совершения правонарушения усматривается, что ООО "Домоуправление-6 на Войченко" не выполняет возложенные на него функции по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов.
ООО "Домоуправление-6 на Войченко" имело возможность для соблюдения требований жилищного законодательства, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства объективной невозможности исполнения своих обязательств как управляющей организации, заявителем не представлены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению лицензионных требований. ООО "Домоуправление-6 на Войченко" является единственным лицом, обеспечивающим сохранность, управление и надлежащее содержание общего имущества в МКД и несет обязанность по соблюдению общеобязательных требований, направленных на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о своевременном принятии мер по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, о проявлении обществом должной заботливости и осмотрительности при осуществлении деятельности. Исполнение вышеуказанных обязательств является лицензионным требованием положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, судом не установлено. Материалы дела не содержат доказательств исключительности данной ситуации, которые бы позволили применить статью 2.9 КоАП РФ.
Правовые основания для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение с учетом обстоятельств настоящего конкретного дела отсутствуют.
Так, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам история и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ООО "Домоуправление-6 на Войченко" относится к категории субъекта малого и предпринимательства - малое предприятие.
Несмотря на то, что общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, соответствующее нарушение допущено им впервые, выявлено в рамках контрольно-надзорной деятельности, судом не установлено обстоятельств, позволяющих заменить административный штраф на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, учитывая характер и множественность выявленных правонарушений, которые создавали угрозу жизни и здоровью граждан - жильцов спорных МКД.
При этом суд отмечает, что преференция, установленная статьи 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.
С учетом конкретных нарушений, допущенных обществом при управлении спорными МКД, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заменой штрафа на предупреждение не будут достигнуты цели административного наказания.
Наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела, в сниженном размере административного штрафа в два раза по сравнению с минимальной санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ: с 250 000 рублей до 125 000 рублей.
Срок давности привлечения к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ не истек.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на иной оценке апеллянтом фактических обстоятельств дела в отсутствие на то правовых оснований и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается, в связи с чем ООО "Домоуправление-6 на Войченко" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению от N 44 от 13.01.2022 в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.12.2021 по делу N А47-8098/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-6 на Войченко" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление-6 на Войченко" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 44 от 13.01.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8098/2021
Истец: ООО "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ-6 НА ВОЙЧЕНКО"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Прокуратура Оренбургской области