г. Саратов |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А57-21469/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, В.В. Землянниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д. 70, ИНН 6450076459, ОГРН 1046405027107)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2021 года по делу N А57-21469/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика" (413135, Саратовская область, Энгельсский район, поселок Лощинный, ИНН 6449061433, ОГРН 1116449004176)
заинтересованное лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д. 70, ИНН 6450076459, ОГРН 1046405027107)
о признании недействительным и отмене пункта 6 предписания Межрегионального
управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям от 16.07.2021 N 1ПЛ-117/2021,
при участии в судебном заседании представителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям - Е.А. Макрачевой по доверенности от 10.01.2022, сроком до 30.12.2022, общества с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика" - Е.В. Лаврентьевой по доверенности от 16.02.2022, сроком на 3 года
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным и отмене пункта 6 предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (далее Росприроднадзор, административный орган) N 1ПЛ-117/2021 от 16.07.2021.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2021 года пункт 6 предписания Межрегионального управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям N 1ПЛ-117/2021 от 16.07.2021 признан недействительным.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на законодательном уровне помет остается отходом на всех стадиях возникновения и обработки. При переходе помета из состояния свежего (III класс опасности) в состояние перепревшего (IV класс опасности), происходит уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств, в связи с этим изменение класса опасности с III на IV со снижением степени негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, т.е. согласно понятийному аппарату ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ, является обезвреживанием отходов и требует наличия специального разрешения (лицензии). По мнению апеллянта, тот факт, что помет используется в качестве органического удобрения, не опровергает факт образования в процессе деятельности ООО "Покровская птицефабрика" спорных отходов и не освобождает ООО "Покровская птицефабрика" от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей, которые указаны в оспариваемом предписании. Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 г. N 04-12-27/9376 не является нормативно-правовым актом, носит информационно-разъяснительный характер.
В судебное заседание явились представители Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям и общества с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика".
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2021 года по делу N А57-21469/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика" огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2021 года по делу N А57-21469/2021 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 21.06.2021 по 16.07.2021 Межрегиональным управлением на основании распоряжения от 10.06.2021 N 537-ОРД, проведена плановая выездная проверка ООО "Покровская птицефабрика". К проведению проверки привлечены представители экспертной организации - филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО".
В ходе проверки установлено, что основным видом хозяйственной деятельности предприятия является разведение сельскохозяйственной птицы.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: промышленная площадка ООО "Покровская Птицефабрика" поставлена на учет 14.02.2017 с присвоением кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 63-0164-000890-П, I -я категория негативного воздействия на окружающую среду.
На территории предприятия расположены: птичник для молодняка; птичник для кур-несушек; птичник для цыплят-бройлеров; административно-бытовой корпус; механическая мастерская; кузница; склад ГСМ; пометохранилище; топочная АБК; крематорий; зерносклады; кормоцех; столярная мастерская; столовая; ветблок.
ООО "Покровская Птицефабрика" в 2018 году разработан и в установленном порядке согласован проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Проект ПДВ).
На основании проекта, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям предприятию выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (ЗВ) в атмосферный воздух (АВ), за исключением радиоактивных веществ N 616 от 23.07.2018, сроком действия с 23.07.2018 по 23.07.2025.
На момент проведения проверки, ООО "Покровская птицефабрика" не имеет разработанного и утвержденного ПНООЛР.
У юридического лица ООО "Покровская птицефабрика" имеется Лицензия на пользование недрами СРТ N 01475 ВЭ от 03.05.2012.
В ходе осмотра территории, прилегающей к Обществу, установлено, что ООО "Покровская птицефабрика" производит куриное яйцо, в ходе производства образуются отходы - свежий куриный помет (III класс опасности), который складируется в специальные чеки. Куриный помет, образованный в процессе производственной деятельности на ООО "Покровская птицефабрика", вывозится на земельный участок Общества для складирования в навалах непосредственно на почву и не имеет никакого водонепроницаемого слоя, кроме первого чека, который оснащен водонепроницаемой мембраной черного цвета. Размещение в навалах различных фракций куриного помета осуществляется на территории земельного участка с кадастровым номером 64:38:060403:6 без разделения на свежий и перепревший куриный помет.
Имеется 5 чеков, из которых используются только 4, на остальных имеется поросль в виде травы, сорняков и деревьев.
На используемых чеках специалистами филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", привлеченными к участию в проверке, проведен отбор проб отходов, складируемых на данном земельном участке, что отражено в акте обследования территории (акватории) от 23.06.2021.
Согласно Заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 05.07.2021 N 17-о, проба N 86/190-БИО/2021 соответствует отходу IV класса опасности.
По результатам проверки составлен акт проверки N 1ПЛ-117/2021 от 16.07.2021 и обществу выдано предписание N 1ПЛ-117/2021 от 16.07.2021.
В п. 6 предписания указано что ООО "Покровская птицефабрика" осуществляет лицензируемые виды деятельности, а именно обезвреживание и утилизацию помета без специального разрешения (лицензии). При переходе помета из состояния свежего (III класс опасности) в состояние перепревшего (IV класс опасности), происходит уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств, в связи с этим изменение класса опасности с III на IV со снижением степени негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, т.е. согласно "понятийному аппарату ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ, является обезвреживанием отходов".
По мнению административного органа, указанная деятельность требует получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В предписании установлен срок устранения данного нарушения - до 16.10.2021 г.
ООО "Покровская птицефабрика", полагая, что п. 6 предписания 1ПЛ-117/2021 от 16 июля 2021 года является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество не осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и прибыли от такой деятельности не получает, в связи с чем, получение лицензии по обращению с опасными отходами Обществу не требуется. Общество не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, у общества отсутствуют объекты капитального строительства, предназначенные для обезвреживания опасных отходов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как установлено пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.1.3 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения).
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, осуществляет, в том числе, полномочия по государственному надзору в области обращения с отходами (п. 4.1.3. Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (утв. Приказ Росприроднадзора от 27.08.2019 N 503)).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Требования, содержащиеся в предписании, должны быть реально исполнимы.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Частью 30 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ, ст. 30 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" даны основные понятия в области обращения с отходами.
К опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 10 Федерального закона N 89-ФЗ (энергетическая утилизация).
Согласно ст. 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Покровская птицефабрика" является - разведение сельскохозяйственной птицы, также Общество осуществляет такие виды деятельности как оптовая и розничная торговля яйцами. В ходе производства образуются отходы - свежий куриный помет, который в соответствии с требованиями действующего законодательства складируется в специальные чеки.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "Покровская птицефабрика" является птицеводческим предприятием. Птичий помет является естественным побочным продуктом, образующимся в результате содержания сельскохозяйственных птиц.
ООО "Покровская птицефабрика" при рассмотрении настоящего дела пояснено, что Общество не принимает отходы от третьих лиц на переработку, осуществляет исключительно деятельность по складированию собственного куриного помета, образуемого в результате жизнедеятельности птицы, только в границах собственного земельного участка, в специально оборудованных чеках, сроком не более 11 месяцев. Обществом фактически осуществляется процесс образования удобрения, используемого для собственных нужд.
Цели дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов птицефабрика не ставит, прибыль от этих видов деятельности не получает. В период накопления куриного помета птицефабрика никаких специальных манипуляций с куриным пометом в целях уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств не осуществляет, то есть не занимается обезвреживанием и утилизацией куриного помета. Данный процесс происходит естественным образом без участия птицефабрики.
Таким образом, ООО "Покровская птицефабрика" такие виды деятельности как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности не осуществляет, указанное не является его уставной деятельностью.
В связи с изложенным, судом первой инстанции верно установлено, что Общество фактически осуществляет процесс образования удобрения, используемого впоследствии для собственных нужд.
Из разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 г. N 04-12-27/9376 следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом необходимо иметь в виду, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия.
Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом разрабатываемые нормативные и нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 представило разъяснения, согласно которым из содержания статьи 12 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов).
Таким образом, если предприятие не производит самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации навоза (помета) и, соответственно, не получает прибыли от такой деятельности, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 N 13АП-18027/2017 по делу N А21-4009/2017, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.06.2018 N Ф07-6628/2018 по делу N А66-15608/2017, в решении Арбитражного суда Саратовской области по делу А57-28403/2018, в решении Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-28404/2018.
Процесс перехода отходов производства в удобрение происходит естественным путем, он не носит характер самостоятельного вида деятельности и не является обезвреживанием и утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Закона N 89-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае Общество не осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает. Общество не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, у общества отсутствуют объекты капитального строительства, предназначенные для обезвреживания опасных отходов.
Из материалов настоящего дела не следует, что общество занимается деятельностью по обращению с опасными отходами в том понимании, которое придается ему положениями Закона N 89-ФЗ, поскольку оно не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату, в связи с чем, требования по получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, на него не распространяются.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что п. 6 предписание Межрегионального управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям N 1ПЛ-117/2021 от 16.07.2021 не соответствует закону и нарушает права Общества, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Доводы жалобы о том, что письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 г. N 04-12-27/9376 не является нормативно-правовым актом и носит информационно-разъяснительный характер, не влияет на выводы суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для получения Обществом лицензии. Указанное Письмо не отменяет и не изменяет вышеуказанные требования Закона N 89-ФЗ.
Ссылка Управления на судебную практику является несостоятельной, поскольку по настоящему делу рассматриваются иные обстоятельства.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2021 года по делу N А57-21469/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21469/2021
Истец: ООО Покровская птицефабрика
Ответчик: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям