г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А56-75579/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
от истца: Магурина Ю.В. по доверенности от 13.10.2021;
от ответчика: Мальцева Е.А. по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39256/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Управдом-Сервис N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2021 по делу N А56-75579/20200, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Управдом-Сервис N 1"
к Санкт-Петербургскому государственному казённому учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Управдом - Сервис N 1" (ОГРН 1167847141912, ИНН 7811603813; Санкт-Петербург, ул.Бассейная, д.21, лит.А, пом.38-Н, оф.13-07; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027801576219, ИНН 7802109446; Санкт-Петербург, пр.Пархоменко, д.24/9; далее - Учреждение) денежных средств в сумме 2 430 895 руб. 85 коп. за оставшуюся часть платы с учетом повышающего коэффициента по холодному водоснабжению за период с октября 2017 по март 2020 года и электроснабжению за период с ноября 2017 по декабрь 2019 года.
Решением суда от 02.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 02.10.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что в исковой период истец являлся управляющей организацией спорного многоквартирного дома. Податель жалобы указывает на то, что ответчик не подтвердил наличие приборов учета в спорных жилых помещениях, а также отсутствие технической возможности их установки. По мнению подателя жалобы, письмо от 06.10.2020 не применяется к исковому периоду.
В отзыве Учреждение просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Определением суда от 15.02.2022 судебное заседание отложено на 01.03.2022.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В составе суда в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Мельниковой Н.А., ввиду нахождения в отпуске, на судью Богдановскую Г.Н. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Суд приобщает к материалам дела дополнительные документы ответчика к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика отклонил их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с октября 2017 по март 2020 года истец осуществлял управление многоквартирным домом, который подключен к системе централизованного холодного водоснабжения, электроснабжения.
В многоквартирных домах имеются жилые помещения, находящиеся в собственности города Санкт-Петербурга, не оборудованные индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, электроснабжения: квартиры номера 1, 2, 3, 4, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19 и помещения общежития номера 1-С, 2-С, 3-С, 4-С, 6-С, 10-С, 20-С, 21-С - 31-С.
Общество (управляющая организация) и Учреждение (собственник) на основании протокола конкурса от 22.08.2017 N 3 по извещению от 10.07.2017 N 100717/3187345/02 заключили договор от 26.08.2017 N 925/17-УКК (далее - договор), согласно которому управляющая организация по заданию собственника за плату обязалась осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга и пользующимся помещениями лицам, а собственник обязался принимать меры по обеспечению ежемесячного до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, внесения пользователями помещений платежей, указанных в пункте 3.3.1 договора, включающих платежи за услуги по холодному водоснабжению, электроснабжению, предоставленные в жилые помещения и на общедомовые нужды.
Истец выставил ответчику счета на оплату повышающего коэффициента на сумму 2 430 895 руб. 85 коп. за периоды с ноября 2017 года по декабрь 2019 года и с октября 2017 года по март 2020 года за холодное водоснабжение и электроснабжение, неоплата которых послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Поскольку в рассматриваемом случае услуги горячего водоснабжения и холодного водоснабжения оказывались населению многоквартирных жилых домов (далее - МКД), к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ (размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5 статьи 13 которого установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 названных правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом, отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
В спорном периоде Общество осуществляло управление многоквартирными домами, в которых имелись находившиеся в собственности Санкт-Петербурга жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета электрической энергии и холодного водоснабжения. Часть жилых помещений на основании договоров найма заселены гражданами, которым начислена плата за коммунальные услуги и выставлены соответствующие счета для оплаты. Доказательств иного в материалы дела ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Надлежащие доказательства невозможности установки приборов учета в спорных помещениях ответчиком не представлены. Сведения о невозможности установки приборов учета холодного водоснабжения в материалах дела отсутствуют. Письмо АО "Петроэлектросбыт" от 06.10.2002 N ПЭС/02/01/38 не является надлежащим доказательством невозможности установки прибора учета. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета. Соответствующий акт ответчиком не представлен, в связи с чем не доказано отсутствие технической возможности установки приборов учета.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Агентство в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 "Об изменении целей и определений предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств", Типового устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 01.06.2011 N 74-р, пунктов 1.2, 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или ЖСК либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств" наделено полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений в многоквартирном доме.
В силу статей 209, 210 ГК РФ Учреждение является лицом, обязанным оплачивать стоимость коммунальных услуг с учетом повышенных коэффициентов.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в многоквартирном доме на его собственника, а Учреждение в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представило доказательства отсутствия технической возможности установки прибора учета и составления соответствующего акта обследования, основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием прибора учета в принадлежащих ему помещениях, отсутствуют.
Аналогичный вывод приведен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6275 и N 307-ЭС19-6279.
Право на получение денежных средств, составляющих повышающий коэффициент, зависит от того, кто является исполнителем коммунальных услуг (определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2018 N 302-ЭС18-12755, от 13.09.2019 N 302-ЭС18-21882).
В случае если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
Право на получение повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги принадлежит исполнителю коммунальных услуг.
Материалами дела подтвержден и Учреждением не оспорен факт выставления собственнику помещений спорных многоквартирных домов повышающего коэффициента.
Суд апелляционной инстанции установил, что Общество в спорных многоквартирных домах в исковой период (октябрь 2017 года - март 2020 года) являлось исполнителем коммунальных услуг, следовательно, в данном случае средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы Общества как управляющей организации, которые, в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
Общество как исполнитель коммунальных услуг имеет право использовать денежные средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, на установку индивидуальных приборов учета и другие мероприятия по повышению энергетической эффективности и энергосбережению, а также вправе распорядиться ими.
Согласно позиции, излооженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2018 N 302-ЭС18-12755, право на получение денежных средств, составляющих повышенную плату, зависит от того, кто предоставляет коммунальные ресурсы потребителям многоквартирного дома.
При сохранении у истца в исковой период до 01.10.2021, в том числе на дату подачи иска в суд, статуса исполнителя, приобретающего ресурсы как для предоставления коммунальной услуги в жилые помещения потребителей многоквартирного дома, Общество вправе распорядиться денежными средствами, начисленными собственникам с применением повышающего коэффициента.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием судебного акта об удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2021 по делу N А56-75579/2020 отменить.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Управдом-Сервис N 1" 2 430 895 руб. 85 коп. задолженности, 38 154 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Управдом-Сервис N 1" из федерального бюджета 736 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75579/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ УПРАВДОМ-СЕРВИС N1"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга"