г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А56-83528/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: предст. Корчагин Д.В. - доверенность от 01.01.2022
от заинтересованного лица: предст. Муштаев Д.В. - доверенность от 30.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43267/2021) товарищества собственников жилья "Сосновка-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2021 по делу N А56-83528/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Сосновка-2"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 28.06.2021 N 07/21/422-р
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Сосновка-2" (далее - ТСЖ "Сосновка-2", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 28.06.2021 N 07/21/422-р.
Решением суда от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ТСЖ "Сосновка-2" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение от 02.12.2021, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. податель жалобы ссылается на то, что в силу положений статей 137, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в совокупности с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Товарищество наделено правом самостоятельно определять необходимые расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на основе принятой сметы доходов и расходов на год. При этом, в силу части 1 статьи 145 ЖК РФ именно общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления Товарищества. Как указывает податель жалобы, в ходе проверки Товариществом были представлены ежегодные сметы доходов-расходов на 2019-2021 годы, утвержденные решениями общих собраний членов ТСЖ "Сосновка-2", которые не были признаны недействительными в установленном порядке.
В судебном заседании 01.03.2022 представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы; Товариществом были также представлены в суд дополнительные письменные пояснения, а также копия постановления мирового судьи судебного участка N 44 Санкт-Петербурга от 17.01.2022 по делу N 5-4/22. Представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Сосновка-2" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2, лит.А (далее - МКД).
В связи с обращением жителя спорного МКД (вх. N ОБ-9368/2/21-0-0 от 26.05.2021) на основании распоряжения от 24.06.2021 N 07/21/606-Р Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, по результатам которой составлен акт проверки от 28.06.2021 N 07/21/606-р.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что общим собранием членов ТСЖ "Сосновка-2" утверждены сметы доходов и расходов МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2, лит. А, за 2019, 2020, 2021 годы.
При этом, Инспекция пришла к выводу о нарушении Товариществом пунктов 17, 35 Правил N 491, пунктов 5,6,7,8 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Порядок N 416).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Инспекцией оспариваемого предписания от 28.06.2021 N 07/21/422-р, которым Товариществу предписано в срок до 28.10.2021 устранить вышеуказанные нарушения и представить собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения на общем собрании перечень работ и услуг, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования на 2019, 2020, 2021 годы.
Не согласившись с указанным предписанием, Товарищество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Товарищества подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 02.12.2021 подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 154 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса
Согласно части 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Пунктом 4 Порядка N 416 предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели (пункт 2), устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 3); выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги (пункт 4).
При этом, в силу части 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
В соответствии с частью 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4); утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (пункт 8.1)
Таким образом, учитывая приведенные нормативные положения, подлежат отклонению доводы Инспекции о том, что перечень услуг и работ, предоставляемых собственникам многоквартирного дома, в котором образовано товарищество собственников жилья, должен утверждаться на общем собрании собственников многоквартирного дома.
Исходя из приведенных нормативных положений, собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны вносить плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, размер которой определяется органами управления товарищества собственников жилья.
Материалами дела подтверждается, что общим собранием членов ТСЖ "Сосновка-2" (высшим органом управления Товарищества) были утверждены в установленном порядке сметы доходов и расходов МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2, лит. А, на 2019, 2020, 2021 годы (протоколы общих собраний от 06.05.2019 N 18, от 08.05.2020 N 19, от 07.05.2021 N 20), в которых отражен перечень услуг и работ по содержанию и обслуживанию МКД, а также размер их финансирования, тарифы на оказываемые услуги. Данное обстоятельство свидетельствует о соблюдении Товариществом подпункта "в" пункта 4 Порядка N416 в части формирования годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Решения общего собрания членов ТСЖ "Сосновка-2", оформленные протоколами от 06.05.2019 N 18, от 08.05.2020 N 19, от 07.05.2021 N 20, не были оспорены в установленном законом порядке, при том, что в силу части 1 статьи 143.1 ЖК РФ собственники помещений МКД, не являющиеся членами Товарищества, имеют право обжаловать в судебном порядке решения органов управления Товарищества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Товариществом не допущено нарушения положений жилищного законодательства в части утверждения перечня работ и услуг по содержанию общего имущества МКД, в связи с чем оснований для вынесения предписания от 28.06.2021 N 07/21/422-р у Инспекции не имелось.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Товарищества подлежит удовлетворению, решение суда от 02.12.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным предписания Инспекции от 28.06.2021 N 07/21/422-р.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу Товарищества подлежат взысканию расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб.
При этом, излишне уплаченная государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 руб., перечисленная платежными поручениями от 30.09.2021 N 510 и от 13.01.2022 N 9, подлежит возврату ТСЖ "Сосновка-2" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 декабря 2021 года по делу N А56-83528/2021 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 28.06.2021 N 07/21/422-р.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу товарищества собственников жилья "Сосновка-2" 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить товариществу собственников жилья "Сосновка-2" из федерального бюджета 3000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной платежными поручениями от 30.09.2021 N 510 и от 13.01.2022 N 9.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83528/2021
Истец: ТСЖ "СОСНОВКА - 2"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Гетманова Элла Владимировна, Соловьева Марина Николаевна