г. Москва |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А41-3055/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тагирова Максима Гаджимирзаевича на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-3055/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
индивидуального предпринимателя Тагирова Максима Гаджимирзаевича - Панасюк В.И. по доверенности от 12.07.2021.
Индивидуальный предприниматель Тагиров Максим Гаджимирзаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кантри Клаб", Управлению Росреестра по Московской области (далее - управление), Администрации Ленинского городского округа Московской области (далее - администрация) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений и отказа от части требований:
- обязать ООО "Кантри Клаб" в целях устранения нарушений прав предпринимателя на занятие предпринимательской деятельностью в виде оказания гостиничных услуг в "Мотеле Централ", не связанных с лишением владения им, в срок не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу прекратить на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:29752, расположенном в соответствии с Правилами землепользования и застройки Городского поселения Горки ленинские Ленинского района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.12.2017 N 4/6 в зоне парки Р-1 (рекреация) с кодом 5.0 препятствующую отдыху гостей Мотеля деятельность по размещению и эксплуатированию развлекательно-досугового центра "Калиновка Кантри Клаб", включающего в себя ресторан, открытую танцевальную площадку, беседки для барбекю, баню, которая предусмотрена Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, для осуществления не на земельных участках с видом разрешенного использования отдых (рекреация) с кодом 5.0, а на земельных участках с видом разрешенного использования с кодом 4.0 - предпринимательство (по размещению и эксплуатации ресторанов с кодом 4.6 - общественное питание, по размещению и эксплуатации дискотек, танцевальных площадок и аттракционов с кодами 4.8.1 и 4.8 - развлечения);
- обязать ООО "Кантри Клаб" в целях устранения нарушений прав предпринимателя на занятие предпринимательской деятельностью в виде оказания гостиничных услуг в "Мотеле Централ", не связанных с лишением владения им, в срок не позднее 1 (одного) месяца после вступления решения суда в законную силу прекратить оказывающую негативное воздействие на окружающую среду деятельность, связанную с функционированием расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:29752 развлекательно-досугового центра "Калиновка Кантри Клаб", включающего в себя ресторан, открытую танцевальную площадку, беседки для барбекю, баню, в результате которой происходит превышение шумовых уровней звука, предусмотренных Законом Московской области от 07.03.2014 N 16/2014-03 "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области", что является препятствием для отдыха гостей Мотеля;
- обязать управление исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:29752, внесенные 03.12.2014, то есть после утверждения Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 54 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, как заведомо недействительных в силу признания их таковыми на основании пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и восстановить в ЕГРН предыдущие сведения о видах разрешенного использования этого участка;
- присудить к взысканию с ООО "Кантри Клаб" в пользу предпринимателя денежную сумму в размере 5000 руб. на случай неисполнения решения суда за каждый день неисполнения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 требования оставлены без удовлетворения.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционных жалоб её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником нежилого здания с кадастровым номером 50:21:0080103:689 площадью 1250,5 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, городское поселение горки Ленинский, д. Сапроново, ул. Прудная, д. 28П, в котором расположен дом рыбака - гостиница "Мотель Централ", в котором предприниматель оказывает гостиничные услуги.
В 300 метрах от мотеля расположен пруд, через который протекает река Купелинка, а за ней находится деревня Калиновка.
Как указывает предприниматель, вблизи указанного водоема расположен развлекательно-досуговый центр "Калиновка Кантри Клаб", включающий в себя открытую танцевальную площадку, ресторан, беседки для барбекю и баню, администрация которого после 22 часов организует проведение увеселительных мероприятий с громкой музыкой, фейерверками, криками, что нарушает покой, и отдых жителей расположенных вокруг домов и постояльцев принадлежащего мне "Мотеля "Централ".
В результате работы развлекательно-досугового центра, связанной с повышенной шумностью, на сайте https://www.bookiN g.com/ посетители гостиницы "Мотель "Централ" стали размещать отзыв отрицательного содержания о том, что их отдыху мешала громкая музыка, крики, звуки фейерверка. Эти отзывы вызвали снижение числа потенциальных посетителей гостиницы.
Поскольку деятельность развлекательно-досугового центра оказывает негативное влияние на осуществление предпринимателем деятельности, а также нарушает спокойствие проживающей рядом его семьи других жильцов близлежащих домов, предприниматель обратился для принятия соответствующих мер в администрацию, прокуратуру, полицию, Роспотребнадзор.
В связи с этим предприниматель за счет своих сил и средств провел мероприятия с целью проверки соответствия деятельности развлекательно-досугового центра действующему законодательству.
По результатам проведенных мероприятий предпринимателем установлено следующее.
Развлекательно-досуговый центр, включающий в себя ресторан с открытой танцевальной площадкой, баню, беседки для барбекю, располагается на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:29752 площадью 7275 кв.м по адресу: Московская область, Ленинский городской округ, деревня Калиновка владение 13Б на берегу пруда и реки Купелинка.
Земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:29752, в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Городского поселения Горки ленинские Ленинского района Московской области, утверждённого решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.12.2017 N 4/6, располагается в территориальной зоне "Р-1" - зона парков. Согласно сведениям ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:29752 указано, что он расположен на землях населенных пунктов, видами разрешенного использования являются: основные: парки, бульвары, набережные и др. виды озелененных территорий, предназначенные для проведения досуга населения, вспомогательные: предприятия общественного питания, дискотеки, спортивные и игровые площадки без трибун, пункты проката инвентаря, летние театры и эстрады, лекционные площадки, автостоянки служебного транспорта, аттракционы, другие объекты садово-парковой инфраструктуры.
Указанные сведения внесены в ЕГРН решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала по Московской области от 03.12.2014 N МО-14/РКФ-732647.
В обоснование нарушения своих прав предприниматель ссылается на то, что основной и вспомогательные виды разрешенного использования, указанные в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:29752 не соответствуют Градостроительным регламентам для зон рекреационного назначения, в частности территориальной зоне Р-1, предусмотренным Правилами землепользования и застройки Городского поселения Горки ленинские Ленинского района Московской области, утверждённого решением Совета депутатов Ленинского муниципального района Московской области от 27.12.2017 N 4/6, а решение о внесении изменений в ЕГРН об изменении основного и вспомогательного видов разрешенного использования от 03.12.2014 N МО-14/РКФ-732647 внесены в ЕГРН после утверждения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, в связи с чем установленные в соответствии с этим решением виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:29752 являются недействительными в силу признания их таковыми законом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель не представил в материалы дела доказательства нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности наличием в ЕГРН записи о видах разрешенного использования (основной: парки, бульвары, набережные и др. виды озелененных территорий, предназначенные для проведения досуга населения, вспомогательный: предприятия общественного питания, дискотеки, спортивные и игровые площадки без трибун, пункты проката инвентаря, летние театры и эстрады, лекционные площадки, автостоянки служебного транспорта, аттракционы, другие объекты садово-парковой инфраструктуры) земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:29752.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Так, пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
При этом согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены в силу следующего.
Предприниматель в данном случае просит обязать ООО "Кантри Клаб" в целях устранения нарушений прав предпринимателя на занятие предпринимательской деятельностью в виде оказания гостиничных услуг в "Мотеле Централ" прекратить на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:29752 препятствующую отдыху гостей Мотеля деятельность по размещению и эксплуатированию развлекательно-досугового центра.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены виды земельного контроля, который согласно главе XII ЗК РФ предусматривает государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль.
Согласно частям 1, 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).
Предметом государственного земельного надзора являются: 1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 2) соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами.
При этом согласно подпункту "б" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 предусмотрено, что государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы).
Действия (бездействие) органов публичной власти, в том числе Администрации Ленинского городского округа Московской области, по осуществлению земельного контроля в рамках настоящего дела не оспариваются.
Предприниматель также просит обязать управление исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:29752, внесенные 03.12.2014.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, предприниматель в данном случае не является лицо, уполномоченным на понуждение ООО "Кантри Клаб" изменить виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:29752, прекратить деятельность, не соответствующую целевому назначению земельного участка.
Предприниматель обратился в Главное управление государственного строительного надзора Московской области с обращением по вопросу проверки возможных нарушений законодательства при строительстве развлекательнодосугового центра "Калиновка Кантри Клаб".
В ответе Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 15.11.2021 N 07ТГ-6561/08-07 предпринимателю сообщено о том, что в ходе проверки выявлены нарушения требований правил землепользования и застройки территории (части территории) Ленинского городского округа Московской области. В этой связи управлением в адрес администрации направлено уведомление о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:29752 для принятия мер реагирования в соответствии со статьей 222 ГК РФ.
Вместе с тем предприниматель требований об оспаривании действий по внесению в ЕГРН сведений об основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:29752 не заявляет.
В связи с указанным требование об обязании управления совершить действия по исключению из ЕГРН сведений верно признано судом первой инстанции необоснованным.
Также предприниматель просит обязать ООО "Кантри Клаб" в целях устранения нарушений прав предпринимателя на занятие предпринимательской деятельностью в виде оказания гостиничных услуг в "Мотеле Централ" прекратить оказывающую негативное воздействие на окружающую среду деятельность, связанную с функционированием развлекательно-досугового центра "Калиновка Кантри Клаб" в результате которой происходит превышение шумовых уровней звука, предусмотренных Законом Московской области от 07.03.2014 N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области" (далее - Закон об обеспечении тишины).
В обоснование указанного требования заявитель представил в материалы дела протоколом измерения от 24.08.2020 N 20640, подготовленный ООО "Экоспейс", согласно которому в ночное время 22.08.2020 с 22-30 до 24-00 во время проигрывания в ресторане "Калиновка Кантри Клаб" музыкальных фрагментов, в комнатах гостиницы "Мотель "Централ" превышены на величины максимального уровня звука для ночного времени суток.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о благополучии населения) данный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий, реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требует, чтобы условий проживания и пребывания в зданиях были безопасны для здоровья человека (ч.6 ст.3 закона), в частности требует обеспечить защиту людей от шумя как в самих жилых помещениях, так и в границах территории, где будет осуществляться строительство и эксплуатация здания (ч.3 ст.24 закона).
Во исполнение указанного Закона принято Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, утвердившее Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательного основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В настоящий момент указанное постановление отменено в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.07.2020 N 985, которым утвержден новый перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
В соответствии с пунктом 36 указанного Перечня обязательному применению на территории Российской Федерации подлежат применению п.п. 6.1, 6.3 СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 25 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
Принимая решение, суд должен указать обстоятельства, с наступлением которых связывается возможность возобновления такой деятельности в будущем (например, получение положительного заключения экологической экспертизы, ввод в эксплуатацию очистных сооружений, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ), а также срок, в течение которого необходимо устранить допущенные нарушения (часть 2 статьи 206 ГПК РФ, части 1, 2 статьи 174 АПК РФ).
Неустранение нарушения в установленный срок может являться основанием для обращения в суд с требованием о прекращении соответствующей деятельности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума от 30.11.2017 N 49, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).
При отсутствии в деле доказательств, свидетельствующих о наличии достаточных оснований для прекращения деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, суд, учитывая наличие публичного интереса в обеспечении экологической безопасности и сохранении благоприятной окружающей среды, вправе вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос об ограничении или приостановлении такой деятельности.
В пункте 27 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 разъяснено, что рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой.
При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.
Так, согласно статье 1 Закон об обеспечении тишины, настоящий Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан, на следующих объектах, расположенных на территории Московской области: 1) квартиры и помещения общего пользования в многоквартирных домах, жилые дома, жилые помещения и помещения общего пользования в общежитиях; 2) помещения и территории образовательных, медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные, реабилитационные, санаторно-курортные услуги, услуги по временному размещению и (или) обеспечению временного пребывания граждан; 3) территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.
В силу статьи 2 указанного Закона не допускается использование звуковоспроизводящих устройств и устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, на (в) объектах торговли, общественного питания, организации досуга, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан, в период с 21 часа 00 минут до 08 часов 00 минут, а также с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в рабочие дни, с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут, а также с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в выходные дни.
Не допускаются крики, свист, пение, игра на музыкальных инструментах, проведение земляных, строительных, разгрузочно-погрузочных и иных видов работ с применением механических средств и технических устройств, за исключением работ, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан, в период с 21 часа 00 минут до 08 часов 00 минут в рабочие дни, с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут в выходные дни.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве надлежащего доказательства представленный предпринимателем в материалы дела протокол измерения от 24.08.2020 N 20640, подготовленный ООО "Экоспейс", в связи со следующим.
В пункте 6.1 ГОСТ 23337-2014. "Межгосударственный стандарт. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий" измерение шума на территории следует проводить:
- на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, на территориях больниц и санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов - не менее чем в трех точках, расположенных на ближайшей к источнику шума границе площадок (вне звуковой тени) и в центре площадок на высоте над уровнем поверхности площадок и на расстоянии не менее 2 м от зданий, сплошных заборов или других сооружений, препятствующих распространению шума;
- на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, зданиям больниц, санаториев, поликлиник, амбулаторий, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, домовинтернатов для престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек, гостиниц и общежитий не менее чем в трех точках, расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на высоте над уровнем поверхности территории;
- при наличии многоэтажной застройки измерительные точки следует выбирать также на уровне последнего этажа здания в 2 м от его наружных ограждений, а в необходимых случаях и на уровне других этажей
Согласно пунктам 6.3 и 6.4 ГОСТ 23337-2014 внутри жилых и общественных зданий измерения шума следует проводить в помещениях, оборудованных в соответствии со своим назначением.
Измерение шума в помещениях жилых и общественных зданий площадью до 20 м2 включительно следует проводить в одной измерительной точке.
В помещениях площадью более 20 м2 (в частности, классы, аудитории и т.п.) необходимо проводить измерение шума не менее чем в трех точках, распределенных по всему помещению, но не ближе 1 м от стен и не ближе 1,5 м от окон помещения на высоте над уровнем пола.
При невозможности выполнения этого требования допускается проводить измерение в одной точке помещения, предпочтительно в его средней части.
При этом пунктом 7.6 ГОСТ 23337-2014 предусмотрено, что для определения категории шума проводят предварительно в течение не менее 5 мин наблюдения за показаниями на цифровом дисплее шумомера или иного цифрового прямопоказывающего индикатора применяемого для измерений прибора. Если корректированные по A уровни звука, дБA, и уровни звукового давления в октавных (третьоктавных) полосах частот (если таковые необходимо оценить), дБ, при работающих, а затем при отключенных основных источниках шума или, если возможно, в паузах между интервалами действия основных источников шума изменяются в пределах, соответствующих 3.6, шум относится к постоянному, в противном случае - к непостоянному.
В спорных случаях (например, если не вполне ясно, относится ли шум к прерывистому или нет) предварительное наблюдение проводят в течение времени, необходимого для принятия однозначного решения, или в других точках, ближе к источнику шума.
Согласно протоколу измерений от 24.08.2020 N 20640 измерение уровня шума производилось в ночное время 22.08.2020 с 22:30 до 24:00.
Шум измерялся в изолированном номере гостиницы площадью 25 кв.м.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, протокол измерений не содержит сведений о проведении предварительных замеров, хода исследования и проведения замеров, отсутствует сведения о невозможности проведения замеров в трех точках.
Доказательств проведения замеров в течение всего времени, в течение которого подлежит соблюдению режим тишины, или в иные даты в материалах дела не имеется.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к верному выводу, что истцом не доказано систематическое нарушение ответчиком режима тишины, не представлены надлежащие доказательств нарушения норм Закон об обеспечении тишины, а также негативного влияния деятельности ресторана "Калиновка Кантри Клаб" на деятельность по размещению людей в гостинице предпринимателя.
Таким образом, в удовлетворении требований предпринимателя судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41-3055/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тагирова Максима Гаджимирзаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3055/2021
Истец: Тагиров Максим Гаджимерзаевич
Ответчик: ООО "КАНТРИ ЛАБ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ВИДНОЕ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Сухоруков Андрей Анатольевич, Шабанов Александр Михайлович