г. Вологда |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А05-3222/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие "Титан" Куликовой Ю.В. по доверенности от 28.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие "Титан" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 декабря 2021 года по делу N А05-3222/2021,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 10; ОГРН 1162901060376 ИНН 2902083136; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие "Титан" (адрес: 163069, город. Архангельск, улица Поморская, дом 7; ОГРН 1022900515549, ИНН 2901008961; далее - Предприятие) о взыскании 4 265 945 руб. в возмещение ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие заготовки древесины в лесах водоохранной зоны.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чарнасов Александр Михайлович, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице Архангельского филиала.
Решением суда от 13 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены частично. С Предприятия в бюджет муниципального образования "Пинежский муниципальный район" взыскано 3 594 320 руб. в возмещение ущерба. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 37 351 руб. государственной пошлины.
Предприятие с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Истец не предоставил доказательств того, что границы водоохраной зоны ручья установлены и описаны, а также обозначены на местности в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17. Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил определения местоположения береговой линии границы водного объекта, случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377, определение местоположения береговой линии по местоположению уреза воды (непосредственно "от ручья", "от русла ручья") законодательством не предусмотрено. Такое определение местоположения береговой линии не учитывает сезонное и суточное колебание уровня воды в водном объекте.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 20.11.2007 N 75 аренды лесного участка обществу с ограниченной ответственностью "Северный лес" (далее - ООО "Северный лес") на праве аренды для заготовки древесины предоставлен лесной участок, расположенный в Архангельской области, Карпогорское лесничество, в том числе в кварталах N 79 и 90 Кавринское участковое лесничество (участок Земцовское).
Соглашением от 14.08.2017 N 3 о внесении изменений и дополнений в договор аренды произведена замена арендатора по указанному договору аренды на общество с ограниченной ответственностью "Усть-Покшеньгский леспромхоз" (далее - ООО "Усть-Покшеньгский леспромхоз") в связи с заключением договора перенайма от 19.07.2017 N 75 между ООО "Северный лес" и ООО "Усть-Покшеньгский леспромхоз".
Соглашением от 23.01.2020 N 2 о внесении изменений и дополнений в договор аренды произведена замена арендатора по договору от 20.11.2007 N 75 на Предприятие в связи с реорганизацией ООО "Усть-Покшеньгский леспромхоз" в форме присоединения к Предприятию.
На основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы от 07.05.2015 N 110, лесной декларации от 25.09.2018 N 3/75, правопредшественник Предприятия осуществлял заготовку древесины на делянке 10 выдела 17 в квартале 90 Кавринского участкового лесничества (участок Земцовкое) Карпогорского лесничества Архангельской области.
В 2020 году ФГБУ "Рослесинфорг" осуществлен дистанционный мониторинг мест использования лесов Карпогорского лесничества.
По результатам дешифрования данных космической съемки от 20.07.2020 (карточка дешифрования от 27.07.2020) выявлено, что в лесах водоохранной зоны реки Шильмуша в выделе 17 квартала 90 Кавринского участкового лесничества (участок Земцовкое) имела место вырубка древесины на площади 3,8 га. (том 1 лист 39).
Данные мониторинга проверены участковым лесничим Карпогорского участкового лесничества путем натурного осмотра.
По результатам осмотра составлен акт о лесонарушении от 07.09.2020 N 13, согласно которому незаконная рубка растущих деревьев составила по породе сосна - 71,6 куб. м, по породе ель - 113,3 куб. м, по породе береза - 42,5 куб. м.
Согласно схеме расположения участка незаконной рубки незаконная рубка произведена на участке водоохраной зоны реки Шильмуша в лесах 17 выдела квартала 90 Кавринского участкового лесничества.
В соответствии с расчетом истца размер ущерба от лесонарушения, указанного в акте от 07.09.2020 N 13, составил 4 265 945 руб.
По заявлению ГКУ АО "Карпогорское лесничество" о незаконной рубке деревьев органами полиции проведена проверка, результаты которой отражены в постановлении следователя СО ОМВД России по Пинежскому району от 16.10.2020 об отказе в возбуждении уголовного дела.
В постановлении отражено, что отвод делянки 10 в выделе 17 квартала 90 Кавринского участкового лесничества осуществлялся Чарнасовым А.М. в июне-июле 2018 года по заказу ООО "Усть-Покшеньгский леспромхоз". Согласно пояснениям Чарнасова А.М. ему было известно о том, что с западной стороны от делянки протекает река Шильмуша, но какое расстояние до данной реки было от края делянки ему неизвестно, данное расстояние он не мерил, ориентировался на планшет, на котором нанесено лесоустройство (том 1, лист 40).
По расчету истца, размер ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие заготовки древесины в лесах водоохранной зоны, составляет 4 265 945 руб.
Поскольку ущерб, причиненный лесам в результате незаконной рубки в добровольном порядке, ответчик не возместил, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск частично.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Статьей 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков.
Согласно пункту 2 статьи 15 названного Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из общих принципов деликтной ответственности лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность следующих условий: наличие и размер убытков, противоправность поведения ответчика, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании статьи 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 (ред. от 26.05.2015) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В части 2 статьи 29 ЛК РФ определено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. При этом в силу части 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями
В силу пункта 2 части 2 статьи 102 ЛК РФ леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам.
Согласно части 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (часть 4 статьи 65 ВК РФ).
На основании пункта 10 приказ Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (ред. от 11.01.2017) "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила N 474), заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. В эксплуатационных лесах с целью заготовки древесины, осуществляются сплошные и выборочные рубки. Сплошные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.
Запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (подпункт "е" пункта 12 Правил N 474).
На основании пункта 17 и 18 Правил N 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек осуществляются: гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Приказом Рослесхоза от 15.06.1993 N 155 утверждены Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации (далее - Наставления), согласно пункту 9 которых перед началом работ по отводу лесосек лесхозами проводятся подготовительные работы, в том числе, анализируются и при необходимости уточняются лесоустроительные материалы.
В силу пункта 11 названых Наставлений намечаемые к отводу участки леса предварительно обследуются в натуре. Если при этом выявляются существенные расхождения с данными лесоустройства (завышение возраста, неправильное установление преобладающей породы), в результате чего насаждения не могут быть отведены в рубку, эти участки закрываются для рубки и взамен их отводят другие. Одновременно на такие участки составляется акт об обнаруженных ошибках в материалах лесоустройства.
Пунктом 12 Наставлений также предусмотрено, что отвод лесосек производится в бесснежный, как правило, весенне-летний период.
Как правомерно указал суд первой инстанции, лесные участки, относящиеся к защитным лесам, не предназначены для рубки, и заготовка древесины на таких участках запрещается.
Согласно данным государственного водного реестра река Шильмуша имеет длину водотока 68 км, в связи с чем ширина ее водоохранной зоны составляет 200 метров.
Рубка леса в водоохранной зоне река Шильмуша - в 200-метровой полосе от русла реки, протекающей в квартале 90 Кавринского участкового лесничества, подтверждается материалами дистанционного мониторинга и актом осмотра места рубки, проведенного 07.09.2020.
Сведения о реке Шильмуша, ее протяженности и ширине водоохранной зоны внесены в таблицу 1.1.4 Лесохозяйственного регламента территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Карпогорского лесничества, утвержденного постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.12.2014 N 30п, (далее - Лесохозяйственный регламент).
Согласно таблице 1.1.8 Лесохозяйственного регламента часть квартала 90 Кавринского участкового лесничества (участок Земцовское) относится к лесам водоохранной зоны. Площадь водоохранной зоны реки Шильмуша учтена в общей площади защитных лесов Лесохозяйственного регламента.
Согласно картам-схемам целевого назначения лесов и проектируемых мероприятий и лесной инфраструктуры Карпогорского лесничества (участок Земцовкое), являющимся неотъемлемой частью проекта освоения лесов к договору аренды от 20.11.2007 N 75 (том 2, листы 70-72), леса вдоль реки Шильмуша, протекающей в лесах 90 квартала Кавринского участкового лесничества, в месте расположения участка незаконной рубки отнесены к выделу 17, граничащему с выделом 39. При этом из карт-схем усматривается, что выдел 39 целиком, а выдел 17 частично (на участках, граничащих в выделом 39 и находящихся в 250 метровой зоне от русла реки Шильмуша) являются лесами водоохранной зоны. Также из данных тематических карт следует, что участок выдела 17, находящийся в водоохранной зоне не отнесен к лесам, в которых разрешена сплошная рубка).
Отвод делянки 10 выдела 17 в квартале 90 Кавринского участкового лесничества (участок Земцовкое) Карпогорского лесничества Архангельской области должен был производиться с учетом наличия в границах данного квартала реки Шильмуша и с учетом ширины ее водоохраной зоны - 200-метровой территории, которая примыкает к границе водного объекта.
Поскольку доказательств того, что при отводе делянки производились замеры от границ ручья в целях определения ширины его водоохранной зоны, не имеется, Предприятие нарушило обязанности по обеспечению правильности отвода лесосеки, которое выразилось во включении защитных лесов в площадь сплошных рубок и привело к заготовке древесины на неподлежащем рубке лесном участке.
Расчет суммы ущерба произведен истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273, исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В целях определения объема незаконно срубленной древесины ответчик произвел обход места незаконной рубки, по результатам которого составлен акт от 29.07.2021 осмотра лесосеки с указанием количества пней незаконно срубленных деревьев с разделением по породам. Из данного акта следует, что срублено деревьев породы сосна 90 шт, породы ель - 472 шт, породы береза - 199 штук.
Исходя из указанных данных о количестве незаконно срубленных деревьев ответчик произвел контррасчет суммы ущерба, который составил 2 596 321 руб. (том 1, листы 118-120).
Истец в отношении количества незаконно срубленных деревьев возражений не заявил, но не согласился с порядком применения ответчиком при расчете суммы ущерба перевода диаметров пней, измеренных ответчиком, в диаметры деревьев на высоте 1,3 м и их распределением по ступеням толщины.
По расчету истца, с учетом данных ответчика о количестве незаконно срубленных деревьев, сумма ущерба составила 3 594 320 руб. (том 1, лист 144).
Поскольку расчет истца на сумму 3 594 320 руб. произведен с использованием таблицы 3.42 "Соотношение ступеней диаметра стволов на высоте 1.3. и диапазона диаметров пней на различной высоте от шейки корня при их перечете по породам" и Сортиментных таблиц для сосновых, еловых и березовых древостоев Лесотаксационного справочника по Северо-востоку Европейской части Российской Федерации, 2012 года издания; при расчете истец исходил из того, что диаметры пней, указанные в данных ответчика, следует принимать за диаметр на высоте 0,1 м (d 0,1 м согласно таблице 3.42), поскольку заготовка древесины осуществлялась с применением многофункциональной техники, что в любом случае влечет оставление пня, так как такая техника не позволяет осуществить спил ствола на уровне шейки, суд первой инстанции счел указанный расчет верным.
Оснований не согласиться с указанным выводом у суда апелляционной инстанции не имеется.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции при рассмотрении дела произведен тщательный правовой анализ всех представленных сторонами документов и дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 декабря 2021 года по делу N А05-3222/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие "Титан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3222/2021
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами
Ответчик: ООО производственно-коммерческое предприятие "Титан"
Третье лицо: ФГБУ "Рослесинфорг", Чарнасов Александр Михайлович