г. Москва |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А41-72268/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании:
от истца АО "Мособлгаз" (ИНН: 5032292612, ОГРН; 1175024034734) - Титова А.В. - представитель по доверенности N 12-07/124 от 01 февраля 2022 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2021 года по делу N А41-72268/21, по заявлению Акционерного общества "Мособлгаз" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 02 июля 2021 года N КУВД-001/2020-14534762/5, обязании поставить на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "МОСОБЛГАЗ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании незаконным Уведомления Управления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 02 июля 2021 года N КУВД-001/2020- 14534762/5;
- обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности АО "МОСОБЛГАЗ" на газопровод среднего давления протяженностью 378 м расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, Серпуховский район, д.Лужки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Росреестра по МО, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "МОСОБЛГАЗ" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 09 сентября 2020 года АО "МОСОБЛГАЗ" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением N MFC0555/2020-705601-1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрацию прав в отношении газопровода среднего давления протяженностью 378 м расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, Серпуховский район, д.Лужки.
02 июля 2021 года Управление Росреестра отказало в государственной регистрации и кадастровом учете Уведомлением N КУВД-001/2020-14534762/5.
Согласно Уведомлению об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, Управлением Росреестра указано, что не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе:
- п.7 ч.1 ст.26 218-ФЗ: полное вхождение ОКС в земельный участок;
- созданный объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ-314,59 кв.м. точность проведения проверки 0,10;
- созданный объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ-0,71 кв.м. точность проведения проверки 0,10;
- п.7 ч.1 ст.26 218-ФЗ; Управление Росреестра по Московской области отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правоотношения в сфере осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащих регистрации и учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом статьей 18 Закона N 218-ФЗ установлен порядок и форма подачи заявления о государственной регистрации прав, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению и необходимых для осуществления соответствующей регистрации, требования к которым определены в статье 21 названного закона. Сроки и дата осуществления государственной регистрации прав установлены статьей 16 Закона N 218-ФЗ.
Вместе с тем названный закон допускает возможность приостановления государственной регистрации прав, основания и сроки которого закреплены в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Как указано выше, усматривается из материалов реестрового дела, 09.09.2020 АО "МОСОБЛГАЗ" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением N MFC-0555/2020-705601-1 о государственном кадастровом учете и государственной регистрацию прав в отношении газопровода среднего давления протяженностью 378 м расположенный по адресу: Российская Федерация, Московская область, Серпуховский район, д.Лужки.
Уведомлением от 25.09.2021 N КУВД-001/2020-14534762/1 Управление приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, установив срок приостановления до 25.12.2020. 20.10.2020 АО "МОСОБЛГАЗ" подало дополнительные документы (заявление N MFC-0555/2020-1081773-1).
10.12.2020 Управлением вынесено Уведомление о неустранении причин приостановления N КУВД-001/2020-14534762/2. 17.12.2020 АО "МОСОБЛГАЗ" направило в регистрирующий орган заявление о приостановлении государственной регистрации в порядке статьи 30 Закона N 218-ФЗ) на срок шесть месяцев (заявление N MFC-0555/2020-1580304-1).
21.12.2020 Управление приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав N КУВД-001- 2020-14534762/3, установив срок приостановления до 17.06.2021.
22.04.2021 АО "МОСОБЛГАЗ" подало дополнительные документы (заявление N MFC-0555/2021-882455-1).
01.07.2021 Управлением вынесено Уведомление о неустранении причин приостановления N КУВД-001/2020-14534762/4, указав при этом, что срок приостановления установлен до 17.06.2021.
Таким образом, регистрирующим органом, были приостановлены действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении газопровода среднего давления приостановлены до 17.06.2021 уведомлением от 21.12.2020 N КУВД-001-2020-14534762/3, а также Уведомлением от 01.07.2021 о неустранении причин приостановления N КУВД-001/2020-14534762/4.
На следующий день, 02.07.2021 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации и кадастровом учете Уведомлением N КУВД-001/2020- 14534762/5, указав, что не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, лишив заявителя права в случае нарушений ознакомиться с ними и устранить их в установленные законом сроки.
Из указанных Уведомлений от 01.07.2021, 02.07.2021 следует, что данные Уведомления вынесены за пределами срока приостановления - после 17.06.2021.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Судом установлено, материалами дела подтверждено, что заявитель представил регистрирующему органу все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный газопровод, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Из текста оспариваемого уведомления об отказе следует, что основанием для отказа послужило нарушение - п.7 ч.1 ст.26 218-ФЗ: полное вхождение ОКС в земельный участок; - созданный объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ-314,59 кв.м. точность проведения проверки 0,10; - созданный объект капитального строительства: ОКС не полностью входит в границы ЗУ-0,71 кв.м. точность проведения проверки 0,10; - п.7 ч.1 ст.26 218-ФЗ.
При этом не указано, в какой земельный участок входит или не входит объект капитального строительства.
Ссылка заинтересованного лица на то, что объект капитального строительства не полностью входит в границы земельного участка не соответствует представленным АО "Мособлгаз" документам.
Как усматривается из материалов дела, при подаче документов на государственную регистрацию заявителем был приложен технический план.
В состав приложения к техническому плану кадастровым инженером включены все имеющиеся документы, указаны земельные участки, иные сведения, являющиеся исчерпывающими для осуществления кадастрового учета. Технический план подготовлен с соблюдением ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", а также соответствуют Приказу Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 N 953. В соответствии с пунктом 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Согласно пункту 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявителем представлены исчерпывающие сведения и документы для проведения государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества. Представленный для проведения кадастрового учета технический план и приложенная техническая и иная документация - соответствуют нормам действующего законодательства.
Учитывая то обстоятельство, что АО "Мособлгаз" были представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации права у Управления Росреестра по Московской области не имелось. Также заявителем заявлены возражения по процедуре вынесения Уведомления об отказе.
Суд отмечает, что АО "Мособлгаз" представило в адрес Управления Росреестра дополнительные документы 20.10.2020, 22.04.2021, а также неоднократно представляло технические планы на спорный объект, при этом уведомлений о неустранении причин приостановления на основании представленных документов, а также сведений о невозможности возобновления, в адрес АО "Мособлгаз" не поступало, иного в нарушение статьи 65 АПК РФ Управлением Росреестра не представлено.
В отсутствие вышеуказанных уведомлений Заявитель не мог обладать информацией о представлении каких-либо необходимых дополнительных документов.
В силу части 5.1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что при рассмотрении дополнительно представленных в орган регистрации прав документов направленных в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, направление уведомления о невозможности возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации нрав допускается в случае, если в этих документах не устранены ранее выявленные причины такого приостановления или если при рассмотрении этих документов выявлены иные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В этом случае уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указанные неустраненные основания приостановления, иные причины приостановления, связанные с такими дополнительно представленными документами. Уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав не может содержать иных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, связанных с такими дополнительно представленными документами.
В нарушение части 5.1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ указанные уведомления регистрирующим органом в адрес АО "Мособлгаз" не направлялось.
Согласно пункту 239 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению. Результатом административной процедуры является государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав или отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
Вместе с тем, государственный кадастровый учет и/или регистрация прав, по которым приостановлена в соответствии со статьи 26 Закона N 218-ФЗ, возобновляются регистрационные действия в день поступления в орган регистрации прав дополнительных документов, устраняющих причины приостановления.
Однако Управлением Росреестра не представлено доказательств направления в адрес заявителя сведений о невозможности возобновления, равно как и доказательств направления уведомлений о неустранении причин приостановления после представления АО "Мособлгаз" дополнительных документов в исправленном виде, отсутствие которых послужило основанием для приостановления. Кроме того, уведомление от 21.12.2020 о приостановлении N КУВД-001-2020- 14534762/3 содержит сведения о сроках устранения недостатков до 17.06.2021.
При этом в Уведомлении от 01.07.2021 о неустранении причин приостановления N КУВД-001/2020-14534762/4 также указан срок до 17.06.2021, то есть в указанном уведомлении о неустранении указан срок приостановления предшествующий дате самого Уведомления о неустранении (01.07.2021), что заведомо не позволяет заявителю в установленный срок устранить нарушения в случае наличия таковых.
На следующий день 02.07.2021 Управлением Росреестра вынесено уведомление об отказе, что также не позволило АО "Мособлгаз" возможности предоставить дополнительные документы во исполнение уведомления о приостановлении.
В соответствии с частью 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Заинтересованным лицом позиции по заявлению не представлено.
При изложенных обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа заявителю в государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд обязывает Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрации права собственности АО "МОСОБЛГАЗ" на объект недвижимого имущества: газопровод среднего давления протяженностью 378 м по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Лужки.
Указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2021 года по делу N А41-72268/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72268/2021
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: Управление Росреестра по МО
Третье лицо: Управление Росреестра по МО