г. Ессентуки |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А61-840/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фатьяновой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Березова Таймураза Алихановича, о признании его несостоятельным (банкротом), с привлечением Территориального органа Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания - Управление социальной защиты населения по Северо-Западному району, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Березова Таймураза Алихановича, (ИНН 150106550263), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания поступило заявление Березова Таймураза Алихановича, с привлечением Территориального органа Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - Управление социальной защиты населения по Северо-Западному району о признании его несостоятельным (банкротом) о признании себя несостоятельным (банкротом).
Определением от 20.05.2021 суд признал должника несостоятельным (банкротом), ввел процедуру банкротства гражданина - реализация имущества. Утвердил финансовым управляющим должника члена ассоциации саморегулируемой организации арбитражных управляющих "Авангард" Злобина Андрея Олеговича с единовременным вознаграждением в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ассоциация саморегулируемой организации арбитражных управляющих "Авангард" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
Определением от 11.02.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Согласно ст. 213.2 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
В соответствии со ст. 213.3 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.
Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 213.5 Закона о банкротстве).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит определение о признании обоснованным заявления конкурсного кредитора о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 213.3 и ст. 213.5 настоящего Федерального закона, требования конкурсного кредитора признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания арбитражного суда и доказана неплатежеспособность гражданина.
В силу п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств: гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил; более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены; размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования; наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.
Согласно п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.
Системный анализ приведенных норм Закона о банкротстве позволяет прийти к выводу о том, что процедура реализации имущества должника может вводиться без проведения процедуры реструктуризации долгов, поскольку последняя не является обязательным и необходимым этапом банкротства.
В каждом деле о банкротстве суд должен учитывать конкретные фактические обстоятельства.
В силу п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве реструктуризация долгов гражданина является реабилитационной процедурой, применяемой в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
В силу п. 1, 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган, и срок его реализации не может быть более чем три года.
Таким образом, в случае отсутствия какого-либо из условий, предусмотренных п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве, в том числе при отсутствии у должника источника доходов, в отношении гражданина не может быть представлен план реструктуризации долгов.
Как следует из представленной в материалы дела описи имущества гражданина, у должника на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) находится квартира, общей площадью 34,1 кв.м.
Иного имущества у должника не имеется, движимым имуществом должник также не обладает, активами, достаточными для погашения задолженности, не располагает; денежные средства на счетах в банках отсутствуют.
На момент рассмотрения обоснованности заявления должник постоянного дохода, позволяющего погасить образовывающуюся задолженность в непродолжительный период времени, не имеет.
Поскольку должник не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве, и им было заявлено ходатайство о вынесении решения о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина, у суда первой инстанции в соответствии с п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве имелись основания для введения указанной процедуры.
В соответствии с п. 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина.
Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 Закона о банкротстве настоящего Федерального закона, с учетом положений статьей 213.4, 213.5, 213.9 названного Закона.
При подаче заявления о несостоятельности (банкротстве) должником была указана саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.
Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих представил кандидатуру арбитражного управляющего члена ассоциации саморегулируемой организации арбитражных управляющих " Авангард" Злобина Андрея Олеговича для утверждения в деле о банкротстве должника.
Представленная кандидатура соответствует требованиям статей 20, 20.2 Закона о банкротстве.
Участие саморегулируемой организации в процессе утверждения арбитражного управляющего возможно либо через представление его кандидатуры, если кандидатура арбитражного управляющего запрошена у саморегулируемой организации, либо через представление информации о кандидатуре, запрошенной арбитражным судом не у саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 устава Союза Союз вправе осуществлять деятельность на всей территории Российской Федерации и имеет статус общероссийского отраслевого объединения работодателей и статус объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в форме ассоциации (союза).
Таким образом, Союз осуществляет деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (далее - Закон об объединениях работодателей).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13 Закона об объединениях работодателей объединение работодателей также может иметь помимо установленных частью 1 настоящей статьи иные предусмотренные уставом объединения работодателей права.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 2.1 устава Союза Союз вправе выступать от имени саморегулируемых организаций арбитражных управляющих вне зависимости от их членства в Союзе.
Поэтому Союз в пределах своих полномочий предоставил от имени саморегулируемой организации Профсоюзу информацию о соответствии арбитражного управляющего установленным требованиям. К тому же положения пунктов 4 и 5 статьи 45 Закона о банкротстве не содержат требования, чтобы такую информацию о соответствии, на основании которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, представляла именно та саморегулируемая организация, членом которой является такой арбитражный управляющий.
Такой порядок взаимодействия Профсоюза и Союза соответствует пункту 2.2 статьи 3 Отраслевого соглашения в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления на 2020-2022 годы, в соответствии с которым Союз в соответствии с пунктом 4 статьи 45 Закона о банкротстве в ответ на запрос Профсоюза представляет информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве. В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения арбитражных-управляющих, поэтому подлежит применению при регулировании деятельности арбитражных управляющих наравне с нормативно-правовым регулированием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона об объединениях работодателей отношения Союза с Профсоюзом и органами государственной власти осуществляются на принципах социального партнерства, что наделяет Профсоюз и Союз дополнительными полномочиями, которые отсутствуют у саморегулируемых организаций. Такая позиция принимается и арбитражными судами.
В отношениях с органами государственной власти, в том числе с арбитражными судами, ОРПАУ выступает от имени арбитражных управляющих, а РОСАНТИ - от имени саморегулируемых организаций арбитражных управляющих вне зависимости от членства в РОСАНТИ, а значит, РОСАНТИ вправе представлять информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, также как ОРПАУ имеет право представлять арбитражному суду кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в должности в деле о банкротстве.
На основании изложенного, суд утверждает финансового управляющего в соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона о банкротстве с единовременным вознаграждением размере 25 000 рублей.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.05.2021 по делу N А61- 840/2021 отменить.
Признать Березова Таймураза Алихановича, ИНН 150106550263, СНИЛС 149-870-224-00, 16.07.1975 года рождения, место рождения Калмыкия, зарегистрированного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Леваневского, 89 с привлечением Территориального органа Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - Управление социальной защиты населения по Северо-Западному району несостоятельным (банкротом) и ввести процедуру банкротства гражданина - реализация имущества.
Утвердить финансовым управляющим должника члена ассоциации саморегулируемой организации арбитражных управляющих " Авангард" Злобина Андрея Олеговича (ИНН 645053818369 регистрационный номер N 15981, адрес для направления корреспонденции финансовому управляющему: 410012, г. Саратов, ул. Московская, 85, оф. 2а.
Установить единовременное вознаграждение финансового управляющего в размере 25 000 рублей, подлежащее выплате за счет денежных средств и иного имущества должника, в случае его обнаружения, или денежных средств, перечисленных на депозитный счет суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-840/2021
Должник: Березов Таймураз Алиханович
Кредитор: ПАО "Сбербанк России"
Третье лицо: Злобин Андрей Олегович, ОБЩЕРОССИЙСКИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ, Союз арбитражных управляющих "Авангард", Территориальный орган Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - Управление социальной защиты населения по Северо-Западному муниципальному округу г. Владикавказ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ