город Омск |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А46-17888/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-332/2022) акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2021 по делу N А46-17888/2021 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000, адрес: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768, адрес: 644001, Омская область, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 98) о признании незаконными и отмене постановления N 631/21 о назначении административного наказания от 11.08.2021, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11.08.2021 по делу N 631/21,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Битехтина Ольга Евгеньевна по доверенности от 29.06.2021 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Почта России" (далее - АО "Почта России", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, Управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления N 631/21 о назначении административного наказания от 11.08.2021, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11.08.2021 по делу N 631/21.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.12.2021 по делу N А46-17888/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что нарушение установленного приказом ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29 норматива обработки международных почтовых отправлений в ММПО в отношении мелкого пакета на имя Соколовой О.В. было допущено в ММПО Москва MP ЛЦ Внуково (с. Шарапово) 102976 (то есть правонарушение допущено на территории Московской области); в оспариваемом представлении не установлены конкретные причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.
В письменном отзыве Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От АО "Почта России" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Управлением по результатам рассмотрения обращения пользователя услугами почтовой связи от 28.12.2020 N 01-20-1669/55 по вопросу нарушения срока доставки международного почтового отправления (МПО) установлено, что АО "Почта России" не обеспечено надлежащее качество услуг почтовой связи, выразившееся в нарушении нормативов обработки мелкого пакета в МПО, а именно: 09.12.2020 мелкий пакет на имя Соколовой О.В. прошёл регистрацию в почтовом отделении Москва МР ЛЦ Внуково (с. Шарапово) 102976 и в тот же день выпущен таможней, при этом замедление направления мелкого пакета для доставки по территории Российской Федерации составило 16 дней, поскольку в доставку пакет передан только 26.12.2020, в адресное (доставочное) отделение почтовой связи Омск 644109 Омского почтамта мелкий пакет поступил 30.12.2020.
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2021, на основании которого 11.08.2021 принято оспариваемое постановление N 631/21 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Кроме того, 11.08.2021 Управлением вынесено представление по делу N 631/21, в соответствии с которым АО "Почта России" предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, о принятых мерах сообщить в срок не позднее одного месяца со дня получения представления в Управление Роспотребнадзора по Омской области.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением от 11.08.2021, полагая, что такие акты не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы АО "Почта России", последнее обратилось в суд с соответствующим заявлением.
22.12.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ.
Субъектом правонарушения является лицо, оказывающее населению соответствующую услугу.
Объективная сторона административного правонарушения предполагает совершение действий, в частности по оказанию услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) их оказания.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также определяет механизм реализации этих прав.
Из преамбулы Закона N 2300-1 следует, что потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 5 статьи 4 Закона N 2300-1 установлено, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 1 Закона N 2300-1 Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) устанавливает правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, определяет права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, определяет порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, регулирует правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, устанавливает статус организаций почтовой связи и закрепляет социальные гарантии их работников.
В соответствии со статьей 2 Закона N 176-ФЗ под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Пользователями услуг почтовой связи являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи. Под адресатом понимается гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
В силу статьи 3 Закона N 176-ФЗ почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
Согласно положениям статьи 19 Закона N 176-ФЗ адресат корреспонденции также определяется в качестве пользователя услуг почтовой связи, в частности, он имеет право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа, а также вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Статьей 16 Закона N 176-ФЗ предусмотрено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Пунктом 32 Правил N 234 установлено, что почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определёнными оператором почтовой связи.
В силу пункта 36 Правил N 234 выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации; международные почтовые отправления, на вложения которых таможенным органом, расположенным в месте международного почтового обмена, начислены таможенные платежи, выдаются адресатам (их уполномоченным представителям) только после уплаты начисленных таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 46 Правил N 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
По результатам рассмотрения обращения пользователя услугами почтовой связи от 28.12.2020 N 01-20-1669/55 Управлением установлено, что АО "Почта России" не обеспечено надлежащее качество услуг почтовой связи, выразившееся в нарушении нормативов обработки мелкого пакета в МПО, а именно: 09.12.2020 мелкий пакет на имя Соколовой О.В. прошёл регистрацию в почтовом отделении Москва МР ЛЦ Внуково (с. Шарапово) 102976 и в тот же день выпущен таможней, при этом замедление направления мелкого пакета для доставки по территории Российской Федерации составило 16 дней, поскольку в доставку пакет передан только 26.12.2020, в адресное (доставочное) отделение почтовой связи Омск 644109 Омского почтамта мелкий пакет поступил 30.12.2020.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 2300-1, Закона N 176-ФЗ, Правил N 234, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "Почта России" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Суд правомерно признал наличие вины заявителя в совершении вменённого правонарушения, указав на то, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства в сфере оказания услуг, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм.
Обратившись в суд с соответствующим требованием, общество указало на то, что Управлением при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении N 631/21 и вынесении постановления о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11.08.2021 нарушены правила о территориальной подсудности, установленные в статье 29.5 КоАП РФ, ввиду того, что местом совершения выявленного административного правонарушения является территория деятельности АО "Почта России" в Московской области.
Доводы общества признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно подпункту "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оказание Соколовой О.В. услуги, не соответствующей требованиям Правил N 234, выразившейся в нарушении срока доставки адресованного ей международного почтового отправления в отделении почтовой связи по месту жительства потребителя (по месту назначения почтового отправления), нарушены на территории Омской области, в связи с чем дело об административном правонарушении N 631/21 правомерно, с соблюдением требований части 1 статьи 29.5 КоАП РФ рассмотрено Управлением Роспотребнадзора по Омской области.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции. Наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, а также оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение апелляционным судом не усмотрено.
Поскольку представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11.08.2021 по делу N 631/21, выдано обществу в соответствии со статьёй 29.13 КоАП РФ, на основании обстоятельств и выводов, изложенных в постановлении N 631/21 о назначении административного наказания от 11.08.2021, которое является законным, постольку основания для признания недействительным указанного выше акта у суда первой инстанции отсутствовали.
Довод заявителя о неисполнимости представления от 11.08.2021 по делу N 631/21 со ссылкой на то, что в нём не указаны конкретные причины и условия, способствовавшие совершению выявленного правонарушения, судом первой инстанции обоснованно отклонен как не соответствующий действительности, поскольку из текста представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 11.08.2021 по делу N 631/21 следует, что ненадлежащее качество оказанной потребителю услуги почтовой связи обусловлено в рассматриваемом случае нарушением нормативов обработки мелкого пакета в МПО. Именно указанное обстоятельство явилось причиной допущенного нарушения, в связи с чем обществу предложено принять меры по устранению и предотвращению такого обстоятельства в целях предотвращения случаев совершения соответствующих правонарушений в будущем.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции подателя жалобы, в этой связи отклоняются судом апелляционной инстанции как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2021 по делу N А46-17888/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17888/2021
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области