г. Хабаровск |
|
10 марта 2022 г. |
А73-16780/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: Рубцов Денис Андреевич, представитель по доверенности от 02.11.2021 N 1.1.31-154;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: Кочетова Анна Геннадьевна, представитель по доверенности от 11.01.2022 N 1юр/1/16.1-08;
от Министерства обороны Российской Федерации: Золотухина Марина Леонидовна, представитель по доверенности от 02.12.2020 N 207/4/350д;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Васина Наталья Александровна, представитель по доверенности от 19.05.2021 N 29
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 22.12.2021
по делу N А73-16780/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546), Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115)
о признании отсутствующим права муниципальной собственности
третьи лица Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630)
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (далее - Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к ответчикам, уточненным в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества), Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО МО РФ) о признании отсутствующим права муниципальной собственности на жилые помещения: пер. Отрадный, д. 5а, кв. 30; пер. Анадырский, д. 16, кв. 29; ул. Магаданская, д. 28, кв. 84; ул. Магаданская, д. 28, кв. 3; ул. Автобусная, д. 8а, кв. 19; ул. Мате Залки, д. 5, кв. 74 и исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности городского округа на указанные помещения.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Минобороны России, Управление Росреестра, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.12.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права, не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Со ссылкой на распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 18.06.2007 N 961 приводит доводы о передаче в муниципальную собственность жилых домов, за исключением площадей помещений, принадлежащих иным лицам на праве собственности, а также служебных квартир и нежилых помещений, ко которым заключены гражданско правовые договоры ТУ Росимущества по Хабаровскому краю.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 жалоба принята к производству суда, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 11 часов 40 минут 03.03.2022, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
ФГКУ "Дальневосточное ТУИО МО РФ, Минобороны России направлены отзывы, ответчик и третье лицо просили отказать в удовлетворении жалобы, оставить без изменения решение суда как законное и обоснованное.
Согласно приведенным ФГКУ "Дальневосточное ТУИО МО РФ возражениям, распоряжение ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 18.06.2007 N 961 с учетом приложения не содержало ссылок на конкретные служебные квартиры. Письмо от 09.10.2019 начальника Краснореченской КЭЧ Сахнова А. с указанием номеров служебных квартир, не может изменять правовой режим собственности, установленный ненормативным актом уполномоченного органа на право распоряжения федеральной собственности ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, начальник КЭЧ полномочий определения статуса квартир как служебных и распоряжения ими не обладает.
Минобороны России указало в отзыве о том, что при разграничении государственной собственности все квартиры в передаваемых домах отнесены к федеральной собственности как имущество Вооруженных Сил Российской Федерации. Из содержания распорядительных документов, следует, что на момент передачи многоквартирных домов (МКД) в муниципальную собственность все жилые помещения, принадлежащие Вооруженным Силам, имели статус служебных и в полном составе переданы в собственность муниципалитета.
Иные участвующие лица, отзыв на жалобу не представили.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Представители ФГКУ "Дальневосточное ТУИО МО РФ, Минобороны России в судебном выступлении просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МТУ Росимущества и Управление Росреестра, извещенные о рассмотрении дела, явку представителей в заседание суда не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 18.06.2007 N 961 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Управление Дальневосточного военного округа" (Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть) в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" передано имущество, прекращено право оперативного управления за Краснореченской КЭЧ на относящееся к федеральной собственности имущество.
В соответствии с приложением к распоряжению от 18.06.2007 N 961 - Перечня имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Управление Дальневосточного военного округа" (Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть) передаваемого в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" переданы жилые дома, в том числе по адресу: г. Хабаровск, пер. Отрадный, д. 5а; пер. Анадырский, д. 16; ул. Магаданская, д. 28; ул. Магаданская, д. 28; ул. Автобусная, д. 8а; ул. Мате Залки, д. 5.
В отношении объектов названных в приложении указано, что передача в муниципальную собственность жилых домов с принадлежащими инженерными коммуникациями производится за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащих другим лицам на праве собственности, а также служебных квартир и нежилых помещений, по которым заключены гражданско-правовые договоры ТУ Росимущества по Хабаровскому краю.
Согласно пункту 6 распоряжения право собственности "Городского округа "Город Хабаровск" возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
В отношении помещений многоквартирных домов (МКД), включая жилые помещения квартиры по адресам (спорные): пер. Отрадный, д. 5а, кв. 30; пер. Анадырский, д. 16, кв. 29; ул. Магаданская, д. 28, кв. 84; ул. Магаданская, д. 28, кв. 3; ул. Автобусная, д. 8а, кв. 19; ул. Мате Залки, д. 5, кв. 74 в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРП) в период с 21.02.2020-27.02.2020 внесены записи о праве собственности городского округа на указанные жилые помещения.
В соответствии с позицией Администрации регистрация права муниципальной собственности на указанные жилые помещения осуществлена ошибочно, поскольку они являлись служебными квартирами, что подтверждено письмом от 09.10.2009 начальника Краснореченской КЭЧ Сахнова А.
В данном письме указаны перечни квартир, подлежащими повторному заселению военнослужащими Краснореченского гарнизона, закрепленных за КЭЧ.
Полагая, что указанные жилые помещения не были включены в состав передаваемого имущества, поскольку являются служебными и остались в федеральной собственности, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) способами, в том числе признанием права, а также иными способами, предусмотренными законом, целью которых является в любом случае восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
На основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Действующим законодательством полномочия по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность делегированы территориальным органам Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Как следует из материалов дела, жилой фонд (МКД), в которых находятся указанные истцом жилые помещения, переданы в муниципальную собственность на основании распоряжения ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 18.06.2007 N 961, т.е. компетентным органом имеющим право распоряжаться федеральной собственностью.
Доводы истца о том, что спорные жилые помещения - служебные квартиры не подлежали передаче по распоряжению ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 18.06.2007 N 961, что следует из письма от 09.10.2009 начальника Краснореченской КЭЧ Сахнова А., не могут быть приняты.
Полномочия начальника КЭЧ на внесение изменений, уточнение перечня имущества, подлежавшего передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность по распоряжению ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 18.06.2007 N 961 не подтверждены, по вопросу распоряжение имуществом письмо не порождает правовых последствий.
Суд учитывает дословное содержание распоряжения, пояснения представителя представителей собственника, согласно которым жилые дома, в том числе по адресу: г. Хабаровск, пер. Отрадный, д. 5а; пер. Анадырский, д. 16; ул. Магаданская, д. 28; ул. Магаданская, д. 28; ул. Автобусная, д. 8а; ул. Мате Залки, д. 5 подлежали передаче в муниципальную собственность, за исключением площадей помещений, принадлежащих иным лицам на праве собственности, а также служебных квартир и нежилых помещений, по которым заключены гражданско правовые договоры ТУ Росимущества по Хабаровскому краю.
Доказательств того, что в отношении спорных жилых помещений - квартир (N 30; N 29; N 84; N 3; N 19; N 74), находящихся в указанных МКД ТУ Росимущества по Хабаровскому краю заключило гражданско правовые договоры истцом не представлено (статья 65 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 99, частью 1 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Ссылка на наличие статуса помещений как служебного, в которых должны проживать военнослужащие как основание для удовлетворения иска, является ошибочной.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (ответ на 21 вопрос).
Ссылка на судебные акты по делам N А73-25079/2019, N А73- 21052/2020 Арбитражного суда Хабаровского края не принимается судом, поскольку в резолютивной части судебных актов не содержится указание на прекращение права муниципальной собственности в отношении спорных жилых помещений.
Кроме того, арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и о толковании правовых норм, что следует их сформированной судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, отказ в удовлетворении требования о признании отсутствующим права муниципальной собственности является правомерным. Оснований для отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями к отмене судебного решения, суд первой инстанции не допустил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2021 по делу N А73-16780/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16780/2021
Истец: Администрация г. Хабаровска
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России, ФГКУ "ДВТУИО" Министерства обороны РФ